Процесс умирания

Андрей Рязанцев
Как просто умереть… сердце прекращает движение, человек еще ясно мыслит, еще весел, тело его источает тепло и, казалось бы, энергию. Но нет: кровь вдруг останавливается в главных венах и артериях. По инерции в мелких капиллярах она еще продолжает движение, но вдруг изумленно, казалось бы, останавливается: ей некуда двигаться, впереди ее не пускает другая кровь… А ту, в свою очередь, третья. Причем, та, каждая чуть ранее остановившаяся часть немного мертвее той, что остановилась позже… Легкие еще продолжают сокращаться, вентилируя свои внутренние полости, но плазма уже не уносит радостный поток эритроцитов к другим органам, дабы снабдить живительным газом их ткани. Человек вдруг понимает, что в его организме что-то пошло не так… вернее не пошло, а остановилось… Это изменение состояния вводит в ступор нервную систему – мозг выставляет последнюю защиту – он отказывается верить в то, что ему, как части живого организма, стало предельно ясно: наступила смерть. Его собственная смерть…
Хочется действовать, бороться за жизнь, но мышцы охватывает какой-то онемелый озноб, словно сейчас ночь, и все конечности человек умудрился отлежать. Ноги начинают подкашиваться, в глазах постепенно темнеет. Но мысли вдруг подергиваются какой-то пленкой, и затемнение картинки человека уже не пугает. Мысли утекают из сложных, гротескно-изящных образований мозга в более первичные, врожденные формы, где уже нет возможности судить о том, как ты выглядишь со стороны и что же сделать дальше. Тело лишается живой упругости, складывается, мнется, и безвольно валится на пол тряпичной куклой. Конечности неестественно выгнуты, и из мест сгиба кровеносных сосудов выдавливается беспрепятственно в обе стороны сосуда, слегка только задерживаемые маленькими клапанными образованиями на внутренних стенках вен кровь, наполненная все еще живыми кровеносными тельцами.
Сознание угасает, отступая дальше вглубь структур мозга. Из-за недостатка энергии остается только одна возможность: визуальное воспоминание отличия света от темноты, в виде белого пятна посреди черноты. Разрушаются, высвобождая небольшое количество энергии старые белковые молекулы памяти. В этих глубинах мозга остались только самые старые воспоминания, и многие объекты этих агонистичных видений – уже умершие люди. Тело подрагивает под воздействием неуправляемых импульсов, конвульсируя. Мозг еще долго будет «видеть» белую точку, но со временем погаснет и она …
- Все! Спасибо! Все понятно! Стихотворение прочли хорошо, Миниатюра у вас тоже неплохо вышла… Но умерли вы не очень. Следующая… Селиванова, готовится Чубаров. Так, молодой человек! Сту… эээ… Ста-ниславский! Может, не будем задерживать других абитуриентов? Можете валяться сколько угодно, я вам не верю! Если бы вы так умирали на сцене, вас бы на смех подняли!.. Так… позовите охрану, пусть уведут его! Черт знает что…
Председатель комиссии раздраженно встал, и пошел к выходу, доставая сигарету. Вступительные экзамены во ВГИК – всегда очень нервное дело…
Август 2004.