Дорога смерти

Nikolay Stepanov
Природа – зеркало человека
Николай Сербский

Марк Захарович, доктор философских наук, ученый с мировым именем, увлекся историей древнего мира. Он много читал и писал, но прошли годы и он вдруг понял, что ничего выдающегося сделано не было, несмотря на горы накопленного материала. Марк Захарович перебирал в памяти многочисленные факты истории и пытался их осмыслить, выстроить в ряд, докопаться до причины. "Нужно написать главную книгу жизни", - думал он, - "но с какой стороны осветить исторические факты? Может быть с точки зрения становления нравственности человека? Но история показывает, что нравственность человека подобна маятнику - то взлетает вверх, то падает до самого низкого уровня." Так думал ученый, сидя в сумерках на берегу океана. Он не заметил, как к нему подошел незнакомец. Он сказал:
- Здравствуйте! Я вижу, доктор, вы в большом затруднении?
Ученый вздрогнул.
- Здравствуйте, вы так неожиданно появились....
Новый собеседник Марка Захаровича был молод, высок ростом, строен. На голове - копна кудрявых волос. Голубые открытые глаза. На щеках румянец. Только одет он был странно: тело укрыто голубой туникой, босые ноги... "Наверное артист какой-нибудь", - ученый, а вслух сказал:
- Вы, как видно, приезжий?
- Да, я посланник. Удивлены моей одеждой? Что ж, я могу переодеться.
И не успел Марк Захарович раскрыть рта, как юноша предстал перед ним в современной одежде. Теперь он был в строгом белом костюме. На голове - белая шляпа с широкими полями.
- Так лучше?
- Вы - маг или фокусник?
- Не то и не другое. Давайте-ка лучше приступим к делу. Ведь я здесь для того, чтобы помочь вам. Могу представить вам интересные факты, которые оставались в тени внимания. Герои моих повествований опасны, но люди им поклоняются и ценят больше собственных детей.
- И что это за герои? Кто они?
- Скоро узнаете... Если хотите, можно узнать, не только о героях прошлого и настоящего, но даже о тех, которые будут в последующие столетия.
- Ну это уж слишком...
- Нисколько. Я знаю, что вы хороший историк и честный человек. У людей это очень редкое сочетание. Потому вас выбрал Тот, Кто меня послал. Приступим же к делу! - и незнакомец протянул Марку Захаровичу две книги. Одна называлась "Дорога жизни", а другая - "Дорога смерти". Название второй книги было написано красными, святящимися в темноте буквами. Ученый было потянулся к первой книге, но его собеседник отвел правую руку с "Дорогой жизни".
- Я не ошибся в вас, - тихо сказал он, - но сильные мира земного, к сожалению, выбрали другую книгу. Вам, как историку и философу, нужно знать человеческие приоритеты, - и юноша протянул ошеломленному Марку Захаровичу книгу с огненными буквами... - Теперь, доктор, откройте первую страницу. Мы посетим Землю времен, когда на ней появился первый человек.
Как только страница была открыта, картинка на ней начала расти. Вот она уже величиной один метр.. десять метров...километр! По мере роста картина оживала, превращаясь в настоящую земную поверхность времен доисторических людей. Вроде бы тот же океан, тот же берег, только обилие растительного и животного мира бросалось в глаза.
- Шагайте вперед! - сказал незнакомец.
И они вместе шагнули в древний мир. Это настоящие счастье для историка. Марк Захарович был рад такой экскурсии. Вокруг - удивительный, нетронутый цивилизацией мир! Ласково светит солнышко, плещется теплый океан. Как много птиц, ящериц, обезьян.... Но что это? Почему вокруг так много маленьких красных огоньков? Некоторые величиною с искорку, другие побольше, а самые огромные напоминали клубок пламени размером с грозовую тучу - они были далеко...
- И не дай Бог, чтобы они приблизились! - сказал спутник ученого словно угадав его мысли.
Подойдя к одному из огней, Марк Захарович увидел, что это обыкновенная змея, но отчего-то она светилась и освещала предметы на 20 сантиметров вокруг.
- Что за чудо? - вырвалось у него.
- В книги смерти красным цветом помечена смерть. Здесь она - главная. Змея смертельно ядовита и является одной из смертей. В пределах ее броска все окрашено красными лучами. Если ваша нога попадет в зону этих лучей - вы будете убиты.
- А другие огоньки вокруг?
- Это змеи, скорпионы, каракурты, шакалы, тигры, крокодилы, люди и многие иные твари.
- Змеи - понятно. Но почему люди?
- Древний человек - прекрасный охотник. Он будет рад убить тебя и сделать жаркое для своего племени. А вон там, в джунглях, видишь? Словно горит костер и освещает на 100 метров все вокруг?
- Да, вижу! Этот костер перемещается как живой...
- Это лев. Но сотню метров вокруг он может с большой вероятностью обнаружить свою жертву и убить ее. У него хорошее зрение, слух, обоняние. Только та жертва может спастись, у которой эти чувства совершеннее.
- А что за бревна светятся на берегу реки?
- Это крокодилы. Чем голоднее крокодил - тем ярче светится.
- А почему этот аленький цветочек светится как неоновая трубка?
- Он ядовит и не пытайтесь трогать его руками.
Когда путешественники вступили под сень девственного леса, увидели под ногами множество грибов, горящих словно лампочки на новогодней елке. Вдруг на реке появилось красное пятно около 5 метров в диаметре.
- Это воронка. Всякий, кто по неосторожности попадет в нее - погибнет.
А ученый подумал: "Вот бы в наше время подобным образом окрасить смерть! Все бы люди замечали ее своевременно и обходили стороной!"
- Вы ошибаетесь, добрый человек, - заметил юноша. - Люди полюбили смерть. Многие полюбили будучи обманутыми, им можно было бы помочь... Скоро вы убедитесь в этом. Осторожно! Впереди - замаскированная яма, а в ней - острые колья. Это ловушка для носорогов. А вон и сам охотник!
На поляну вышел молодой мужчина. Одежды на нем не было. Грива спутанных волос на голове, окладистая борода, загорелое мускулистое тело как у современного борца. Он был строен, быстр на ногу, ноздри его носа вздрагивали - очевидно, он почуял запах другого человека. Руки и дубинка в правой руке были ярко красными, словно их раскалили в костре.
- Такими ручищами он раздерет вас в два счета. Если не хотите погибнуть, идемте отсюда побыстрее, - прошептал спутник ученому.
Они кинулись бежать к морю. Надвигалась огромная туча. но цвет ее был странен. Такой цвет наблюдается во время захода и восхода солнца. Но сейчас день! И солнце скрыто пеленой быстро бегущих облаков. Уж не смерть ли в этой зловещей туче? Все живое спряталось, стихли голоса птиц.
- Да, доктор, в этой туче смерть. Будет проливной дождь, он вызовет наводнение. Будет много жертв.
- Я боюсь наводнения и устал от обилия смертей! Нельзя ли нам вернуться в современный мир?
- Можно. Для этого нужно всего лишь перешагнуть несколько страниц.
Они слезли со страницы древнего мира и нырнули на несколько тысячелетий вперед.
- Мы наверное не туда попали, - засомневался Марк Захарович. - Уж слишком много тут зловещего красного цвета. Не в аду ли мы?
- Туда, туда попали... Если убрать красный цвет, то сразу опознаете "цивилизованный" мир.
- Скажи мне, посланник, отчего вода в реках цвета крови? Отчего дождь похож на миллионы падающих с неба искр? Почему помойки горят ярче рекламных огней? А в бутылках с надписью "Водка" и "Газировка" - огненная вода?
- Вы же знаете, что все светящееся красным цветом смертельно. В речной воде - ядовитые отходы цивилизованного мира. Дождь собрал яды из атмосферы, куда их тоннами круглосуточно поставляют заводские трубы. На помойке целый букет смертей - от тяжелых металлов, до радиоактивных изотопов. Особенно опасны последние: они очень долговечные и могут убить или изувечить сотни грядущих поколений.
- А это что такое? На вид - огурцы, а цветом - помидоры. Уж не гибриды ли?
- Нет. Это опасные огурцы. В них много нитратов, вызывающих рак.
- А почему вон у того мужика голова светится как светофор?
- Это киллер. Он задумал очередное убийство. Обратите внимание: наиболее ярко у него светится правый глаз и указательный палец. Это потому, что он снайпер. А поднимите-ка голову. Видите, летят самолеты и освещают землю на сотни верст вокруг. Все, что освещено может быть уничтожено этими самолетами при помощи ядерного оружия. Один лишь самолет несет очень дорогостоящую смерть, способную уничтожить многомиллионный город.
В это время с на соседних балконах дома переругивались две женщины. Их рты раскалились докрасна, а слова, словно комья светящейся грязи летели друг в друга. Били собеседницу по лицу, глазам... А женщины распалялись все больше. И вдруг у одной из них, той, что помоложе, изо рта вылетел огненный шар величиной с кулак и с шипением понесся к противнице. Он ударил ее в самое сердце. Женщина пошатнулась, осела и притихла.....
- Видите, доктор, словом тоже можно убить... И если от ракет придумали защиту, то от слов такой защиты нет. А посмотрите на горизонт. Видите, там горят облака. Но это не восход солнца. Это одна из самых больших рукотворных смертей - водородная бомба. Она способна разрушить Земной шар...
- Господин, посланник, а нельзя ли заглянуть в будущее?
Юноша стал перелистывать страницы, но красного света становилось все больше, вдруг с очередной раскрытой страницы полыхнуло словно из сопла ракеты и книгу пришлось поскорее захлопнуть. Марк Захарович ужаснулся и впервые по-настоящему испугался будущего.
- Нет, не надо! Не хочу знать грядущего! - закричал он.
- Воля ваша, - ответил юноша. - Человеку был дан выбор между жизнью и смерть. Люди выбрали то, что вы видели. Мы должны проститься. В этом мире мы больше не встретимся. У вас впереди долгая жизнь и вы должны рассказать людям в своих книгах то, что видели. Этим вы немного продлите срок жизни человечества.
- Уважаемый юноша, можно задать вам последний вопрос?
- Можно.
- Скажи, как я умру?
- Вас отравят. Диагноз врачей будет: сердечный приступ. Вам не страшно?
- Нет! Спасибо тебе, посланник! Прощай. Теперь я знаю, что делать. Я буду помечать смерть красной краской и выставлять на всеобщее обозрение!
Юноша исчез, и Марк Захарович долго не мог понять, было ли на самом деле пережитое или это был сон? Нет, самочувствие его было далеко не сонным. Вот чудеса-то!