Результаты жюрения от Шуры Борисовой

Графомания
Для начала рассыплюсь в благодарностях – как горох по полу. И пусть те, к кому эти благодарности обращены (о том, кто они, можно поговорить позже, обязательно поговорить!), наблюдают меня всю сразу, как герой одого из конкурсных рассказов наблюдает время. Мне очень нравится хоть иногда, хоть в чем-нибудь быть похожей на время. А тот герой утверждает, что раз он не находится все время в одной точек, значит он не пунктуален. Я бы уточнила – не монопунктуален. Я вот, рассыпанная в благодарностях, тоже полипунктуальна.
Так вот о благодарностях. Идея конкурса замечательная. Неоднозначная. Не до конца определенная. Спасибо за это… как там себя организаторы именуют?.. хм, организаторами и именуют. Ну, значит, спасибо организатором. Если хотите знать, соотношение неопределенностей Гайзенберга – одно из моих любимых в физике. Хотя я и не физик вовсе. И даже не наоборот. Ладно.
Еще спасибо за то, что был первый тур. Забота о жюриках налицо.
А еще спасибо участникам. Понять идею конкурса было нелегко. И, думаю, мало кто ее понял, поскольку миллион лет еще не прошел. Но вот ведь – набрались решимости и отправили тексты. Мне кажется, этой решимости помогла все та же неопределенность.
В общем, очень грамотно выстроенный конкурс. И не будем искать морали.
О том, какой рассказ мне понравился из представленных на конкурсе, можно поговорить позже. А можно и не говорить. И так все понятно :)))

Теперь о критериях оценки. Я читатель. Поэтому и судить буду, исходя из количества читательского удовольствия, полученного от текста. Удовольствие зависит от многих факторов. От идеи, от того, как автор слова подбирает, как в предложения их составляет, от авторской интонации, присутствует ли ЧЮ, хотя бы в зародыше. Еще, поскольку конкурс им. Воннегута, важна некая воннегутистость текста. Не спрашивайте, что это такое. Я же предупреждала, какое мое любимое соотношение в физике.
Нулевая отметка удовольствия находится на балле 4. То есть если выше 4 – мне понравилось. И минусы не смогли перебить положительное впечатление. Ниже 4 – я имею существенные претензии к тексту (но не к автору. Прошу это всех учесть!).
Почему такая неравномерность? – спросит желающий справедливости и только справедливости. Не знаю, как у кого, но у меня поле удовольствия значительно шире, чем неудовольствия.
;)))
Ну так начнем…
И, подобно одному герою, тоже из конкурсных, я как бы ненароком провела лапой по отросшим за лето клыкам.
Ах, да, на грамматические ошибки и стилистические огрехи внимания не обращаю. Понятно же, что многие рассказы сырые. Ну если уж что-то совсем вопиющее, тогда буду возмущаться. Про себя. И снижать оценку. Если кого интересуют подробности, спрашивайте.

Все рассказы разделила на три блока, состав каждого более или менее однороден. Хотелось избежать мельтешения в глазах.

Сначала о текстах, которые сгрудились возле нулевой отметки. Прошу обратить внимание авторов вот на что: моя оценка ничего не значит! Все ваши рассказы замечательные! Каждый из них лучше всех остальных. А я просто ничего не понимаю в буквах и словах. И в предложениях. И как только организаторам пришла в голову идея пригласить меня в жюрики?
1. Желтый автобус
Правильный текст, написанный правильными словами. Не за что зацепиться. Интриги – нет. 4
21. В мире животных
Надуманный текст. И недодуманный. И очень напоминает первые 20 страниц «Ночного дозора». 4
22. Ангелы и Ко
Автор отступил от канонов: первый, кому герой продал душу, был ангел. Дьявол подтянулся чуть позже. Неплохая идея. Но текст вялый. 4
23. Бог в электричке
Милая, рождественская по духу история ни о чем. 4
30. Виагра
При чтении этого рассказа я испытывала неловкость. Хотелось спросить у автора: «Мил человек, ну зачем вы так?». Худшая фраза конкурса: «Лучшее средство от неудачи с женщиной – женщина!». 3
41. Между первой и второй
Хм. Неплохая первая… Я имею в виду часть рассказа. И отвратительно-циничная (на мой взгляд) вторая. 3
42. Петух
Абсурд? Абсурд! И что? Только не уверяйте меня, что в абсурде не надо искать смысла. 4
44. Следы
В рассказе маловато прозы и многовато технологических описаний. 4.
46. Пасть
Чего-то в этой миниатюре недостает. Предполагаю, что авторский замысел заключался в создании этакого мини-триллера, чтобы читатель ощутил, как нарастает ужас героя. Не получилось. Читатель всего лишь пожимает плечами. Н-да, писать внятную фантастику невероятно трудно. 3.
52. Сказание о Тахтамыше и Тахтакрысе
Весьма занудливая история. Возможно, занудливая из-за своей излишней тщательности. 4
57. Смерть Клавдия, короля датского
Объяснение, как все было на самом деле? Допустим, автор ближе к истине, нежели Шекспир. Но у Шекспира характеры и страсти. У автора же картонные персонажи, в чувства которых не особенно веришь. 4

Так, второй блок – мейнстрим.
16. Есть ли фашизм в России?
Это по жанру что за произведение? Реферат? Похоже на то.
Вот какие замечания. На мой взгляд, автор не совсем удачно назвал текст. Формально противоречия нет. Но вопрос, вынесенный в название, более общий, нежели тот, на который автор отвечает в тексте, ведь скинхеды не все фашистское движение, а часть его. Мне кажется, в таких работах название должно максимально точно отражать содержание.
Далее. Основополагающее определение: скинхеды – это группы городской молодежи, живущие по своим законам, со своей музыкой, своими отличительными знаками, своей модой в одежде и концепцией «мужской дружбы». Тимуровцы, скейтеры, сноубордеры, рэперы… нуууу, я не знаю… бомберы – все подходят. Определение, особенно если с него начинается трактат, тоже должно быть точным.
Происхождение, структура, иерархия, идеология, правила поведения – факты интересные. Даже если это реферат, зачем напичкивать его кондовыми канцеляризмами и труднопрочитываемыми с первого раза предложениями? Кто-то запрещал в рефератах изящный слог? Воды много.
В совершеннейшее недоумение привело начало пятой главы: «В России бритоголовые ведут себя не так, как положено любому обычному неформальному молодежному объединению». Не оксюморон ли это «обычное неформальное» объединение? И, позвольте, неформальное объединение потому и неформальное, что молодежь в его составе отказывается вести себя как положено, она сама устанавливает правила собственного поведения. Подобных несуразностей в тексте немало. Самая замечательная фраза – последняя. 5
20. Одинокий человек и его мысли
Пьеса слеплена из всех возможных штампов. Человек, конечно же, устал от одиночества. И он всю жизнь был идеалистом, не смог найти себя. Память – это альбом с фотографиями. Единственный родственник, безусловно, живет за тридевять земель и горький пьяница. Лучший друг тоже спился и погиб в пьяной драке. И жена его умерла. А дочь их в детдоме. И в будущем герой себя видит, естественно, бомжем и пьяницей. (Хотя с чего бы? Если к 60 годам не стал, скорее всего, нет предрасположенности.) А от петли, конечно же, спасет неожиданный приход соседской девочки.
Но романтический порыв автора мне очень симпатичен. 5
23. Волчик
О том, как люди рассуждают про душу, и читать, и слушать уже надоело. Мысли Волчика на эту тему – совсем другое дело. Необычно и смешно-грустно. Текст короткий, но насыщен до предела. 7
31. Белый индеец
Вечный крестовый поход нормальных обывателей против придурков-гениев. Обыватели уроды. Гении – наоборот, хотя и бросают иногда тарелки на пол. Они творцы и, конечно же, беседуют с богами. Художника всякий обидеть может. Кто б сомневался. Рассказ выстроен на диалогах, читается легко. Характеры персонажей яркие, выпуклые. 7
32. Мушка
Ткань текста приятна на ощупь. Шелк или бархат, точно не могу определить. Нравятся переливы. Сомнешь, с одной стороны посмотришь – пиеса и пиеса. С другой – легкая, едва угадываемая пародия. Основная интрига – противостояние двух мушек. Но она здесь для отвода глаз в сторону третьей мушки, невидимой – мушки-дрозофилы. И вот уже в голове читателя сформировалось устойчивое трехмушие. И чтение пьесы становится невыразимо приятным. А мушка-дрозофила символизирует успешную борьбу за прогресс науки между учеными, стоящими на передовых позициях, против всех остальных ученых. А водолазный шлем символизирует, что были бы идеи, а мухи всегда найдутся. 8.
35. Ночные песни
Самая главная претензия к автору: в рассказе все слишком жестко означено, у читателя никакой свободы иметь собственное мнение по поводу происходящего, автор монотонно вбивает в бедную читательскую голову сваи: суккуб, суккуб, суккуб. А вот не суккуб! Излишне прямолинейно, схематично. Лучший, на мой взгляд, абзац в рассказе – «Они нагишом купались в маленькой речке, притоке Дона…». 8
36. Лестница
Паулокоэльщина. Хм при чтении вспомнилась лестница из 700 или скольки-то там ступеней, ведущая на вершину Моисеевой горы на Синайском полуострове. Восхождение, которое задумывается как путь к катарсису, стараниями бедуинской туриндустрии превращено в фарс. Автор перегибает палку с пафосом, так и до фарса недалеко. 5
37. Грустная голубая весна
Такое ощущение, что автор в праздности, от нечего делать, особенно не раздумывая, сочинил эту историю. Как сложилось, так и ладно. Ускользающий текст. При чтении ссыпается, как песок меж пальцев, и ничего от него не остается. Ни образов, ни слов. Запомнилось только посвящение. И ассоциативная цепочка: голубая весна – девушка по имени Мун-Луна – голубая луна. Ах, зачем же все-таки автор ЖП убил? Жила бы и жила бы себе, детей растила. 6
40. Хроники запрещенного детства
Мне кажется, спроси автора, сможет ли он сам, пусть даже не слишком внятно, что написал и зачем. Из 47 глав мне понравилась половина. Особенно те, что про кошек – эти и вовсе маленькие шедевры. 7
45. Иванчик
Отстраненность рассказчика обманчива. Он судит – и судит строго. Рассказ очень тяжелый. О том, что может себе позволить человек в отношении другого человека. И сколько может себе простить. 8
50. Не все бабы дуры
Добротный сентиментальный рассказ. Но он разваливается на две неравные по объему части. Встреча Нового года с подругами – одна история, встреча с прекрасным незнакомцем – другая. Стоит ли их помещать в один флакон, в смысле под один заголовок? Воннегутовского в рассказе ноль целых, ноль десятых. 6
54. Плеха
Начало слабое, в смысле плохо исполненное. Первое предложение вообще неудачное. Но дальше рассказ набирает силу. Золото великолепно. 7
55. Замена
Рассказ был прекрасен до момента, когда произошла непосредственно замена. Она все упростила, уплощила. 7
56. Прости
Написано в лучших традициях русской советской прозы (я недавно прочитала три сборника, сужу по ним). Светлый, местами золотистый. Но при чем тут Воннегут? 7

И наконец третий блок – фавориты
3. Псы гражданской войны
За первые пять абзацев я бы автора при встрече расцеловала – с чувством, но без громких причмокиваний. Потому что продрало мурашками. И вообще текст замечательный: необычный сюжет, много интересных, неожиданных деталей, любопытные лирические отступления, персонажей видишь, будто наяву. И за всем ненавязчивая, легкая авторская ухмылка! Правда, редактировать и редактировать – сыровато, много неловких слов, неточных выражений. 8
4. Партия в бинго в бункере
Нельзя так писать. Одновременно коряво и с пафосом. Пафос адекватно воспринимается, только если он облечен в совершенные формы. Балл прибавила вот за что: «Одиннадцать, барабанные палочки… Девяносто, дед… Семьдесят семь, топорики… Сорок восемь, сено косим…». 2
13. Портрет
Прочитав рассказ, я была страшно возмущена. Идея превосходна! И как ужасно воплощена! Мог получиться Оскар Уайльд, а вышла ватно-невнятная фаулзовщина. 2
15. Аленушка и космонавты
Ох, какой рассказ! Но я нашла, к чему придраться. В третьем абзаце как-то подряд идут три союза «а». И вот терру инкогниту в применении к космосу можно было бы обыграть. 9
28. Эрик
Обаятельнейший текст! Первое впечатление – бред какой-то. А потом стало весело. От такого невероятного и хитрого собрания всевозможных нелепиц. Автор вывернул все наизнанку! 7
47. Та сторона холма
Понятно уже по первым строкам моего обзора, кто тут главный фаворит. Рассказ требует тщательной редактуры. 10
49. Шляпкозакидательство
Фейерверк! Вот так легко жонглер в цирке подбрасывает над головой горящие апельсины. Или Терье Хааконсен пишет дуги на снегу в практически непроходимом лесу. Или цыганка выуживает у меня из кошелька всю наличность. 10
51. Сирень для Титана
Если я правильно поняла окончание рассказа, то оно потрясающее. 8
53. Мои друзья чурмурбули
Автор недостаточно глубоко погрузился в тему. Не совсем понимает, о чем пишет. Всегда поражаюсь людям, которые берутся за описание чего-либо, обладая лишь приблизительным знанием. Если автора действительно интересуют чурмурбули, пишите мне на эл. адрес. 2

Спасибо за внимание. Надеюсь, я никого не обидела?
Всем творческих и других удач.

Табличка для жюрения работ на втором туре конкурса им. Воннегута

Член жюри ИМЯРЕК
№ Конк.№ Наименование Оценка
1 1 Желтый Автобус 4
2 3 Псы гражданской войны 8
3 4 Партия в бинго в бункере 2
4 13 Портрет 2
5 15 Аленушка и космонавты 9
6 16 Есть ли фашизм в России? 5
7 20 Одинокий человек и его мысли 5
8 21 В мире животных 4
9 22 Ангелы и Ко 4
10 23 Волчик 7
11 26 Бог в электричке 4
12 28 Эрик 8
13 30 Виагра 3
14 31 Белый индеец 7
15 32 Мушка 8
16 35 Ночные песни 8
17 36 Лестница 5
18 37 Грустная голубая весна 6
19 40 Хроники запрещенного детства 7
20 41 Между первой и второй 3
21 42 Петух 4
22 44 Следы 4
23 45 Иванчик 8
24 46 Пасть 3
25 47 Та сторона холма 10
26 49 Шляпкозакидательство 10
27 50 Не все бабы дуры 6
28 51 Сирень для Титана 8
29 52 Сказание о Тахтамыше и Тахтакрысе 4
30 53 Мои друзья чурмурбули 2
31 54 Плеха 7
32 55 Замена 7
33 56 Прости 7
34 57 Смерть Клавдия, короля датского 4