Ерофей Ерофеич

Magnum
"Существует столько различных миров, сколько есть мыслителей"
Артур Шопенгауэр.

Ох и ох, как давно началась эта история.… Наверное, в пятьдесят седьмом году.… Да-да… Мама тогда принесла домой здоровенный сверток, в котором оказались кеды, настоящий "абалаковский" рюкзак, перкалевая палатка и еще какая-то мелочь. Смысл всего этого укладывался в одно слово - туризм. А из сумочки на свет Божий была извлечена красивая бумажка с надписью "Путевка". И уже через пару дней ваш покорный слуга оказался на туристической базе "Бородино". Да, с этого все и пошло.… Первые мозоли и первый, самостоятельно разожженный, костер, песенки, несмотря на их весьма невысокое художественное качество, оставшиеся в памяти на всю жизнь, но самое главное - восхитительное ощущение тишины ночного леса! Тишины, которую никогда не услышишь в городе. Тишины, простирающейся далеко-далеко, окружающей со всех сторон, проникающей в подсознание, отчего собственное бытие становится ясным вдоль и поперек, от начала и в бесконечность. Тишины, снимающей незримые оковы, открывающей шлюзы мысли во Вселенную.
           Второй эпизод, относящийся к нынешнему моему повествованию, - посещение музея одного весьма известного человека. Некоторые знают его как художника, некоторые - как композитора. К тому времени мне уже были известны и Домье, и Босх, и Стравинский, и Шенберг - Мастера, творчеству которых были не чужды мистика и фантасмагории.… Но в этом музее мне показалось, что автор был наверняка лично знаком с теми, кого в народе принято называть - "Нечистая сила"! Представляете? Такие это были картины и такая это была музыка!

           И вот, спустя еще несколько лет, именно в силу "болезни" под названием туризм, оказался я как-то в непролазной чаще леса, именуемого Европейская тайга. Кто не знает, сейчас расскажу. Лес этот находится в Вологодской области. Близ райцентра - поселка Чагода. К этому времени у меня появилась привычка ходить в походы, т.ск., минимальным составом, а то и в одиночку. Вот и в этот раз, оставив своих попутчиков досматривать шедевры архитектуры Кирилло-Белозерского монастыря, отправился я бродить по тайге.
Сижу, значит, поздним вечером у костра, потягиваю трубочку и мысли мои блуждают где-то далеко и близко. В ветвях сосен воздушные потоки гоняются друг за дружкой, переговариваются, смеются, а то и песенки затягивают. В иных описаниях зачастую встретишь страшилки вроде хруста веток под лапами ужасных и несомненно кровожадных ночных чудовищ.… Нет и нет! Ветер и тишина.
            И тут мне показалось, что где-то близко слышится некая мелодия. Без слов, не так чтобы монотонная, знаете, этак переминается с квинты на кварту. Разлохмаченная какая-то, как конец намокшего каната. Но не грустная и не тоскливая, а я бы сказал, очень личная. Будто исполнитель просто размышляет о чем-то своем, не самом веселом. Потом стал различать даже как бы синкопы, ритмику некую со смещенными акцентами.…
           Стал я тихонько оглядываться. Да-да! Вон из тех кустов мелодия тянется. Пригляделся. И почудилось мне, что крайний куст как-то странно шевельнулся. Не скажу, что не испугался - понимал, что ни один зверь такую музыку не создаст, да и так близко к костру не подберется. И не Африка здесь: гиены, шакалы, львы всякие как-то на Вологодчине не водятся! Однако, всеж-ки боязно стало! И тут сразу вспомнились картины того художника и музыканта, о котором я вам уже говорил. У него тоже, деревья - то ли деревья, то ли чудища-ведьмы в ступах и с помелами. Вот вам читать, и то ежели на ночь - страшно станет, а мне там в лесу каково было, а?
Тут почувствовал, что меня как будто какое облако накрыло. Такое мягкое, приятное. Успокаивающее. Не сонное, а именно покойное. Вроде кто-то говорил мне, что дескать, не бойся, ничего опасного нет! И куст этот шевельнулся уже более зримо. В этот момент я сразу все и понял! "Ну, думаю, пан или пропал! Иди сюда, я тоже не страшный!" "Если, - думаю, - он мне свои мысли внушает, то должен и мои слышать!" "Куст" стал неторопливо приближаться к костру. Тихонько присел на бревно с подветренной стороны. Сидим, изучаем друг друга. "Спой мне еще!" - попросил я. "Давай вместе!" - услышал внутри себя ответ.
Что мы тогда пели, уж и не помню. Я - тихонько, со словами. Он - без слов, только мелодию. Иногда он просил меня помолчать и устраивал что-то вроде проигрышей. Но ах, какие это были превосходные вариации! И как же я тогда жалел, что не только магнитофона, но и просто музыкального образования у меня нет, и хотя бы нотами записать этот концерт не могу…
- В народе вас почему-то называют "Ерофеичами". Почему?
- Ты меня спрашиваешь?! Но если тебе нравится, - так и называй!
- Про вас говорят, что вы похищаете людей, заводите в чащу.… А еще говорят, что вы зачем-то щекочите похищенных, и они от этого умирают!
- Да-да… Вот, тебе уже двадцать два года, а ты еще в сказки и всякие небылицы веришь! А ведь если бы ты не был восприимчив к телепатии, тоже бы помер от страха! А потом бы сказали: "Леший уморил!" 
- Но кто вы?!
- А этого мы и сами не знаем. Одни говорят - артефакт экспериментов Создателя, другие - что мы мутанты, есть и такие, кто считает, что мы метисы людей и дриад… Ладно, светает.… Пойду я. Вот, возьми на память. - Он оторвал от себя несколько листочков, свернул в трубочку и протянул мне. - Положи в пакетик, а дома, если не забудешь, отдай в лабораторию. Может чего и поймешь. А один листочек съешь! И загадай самое сокровенное желание! Да, и не говори никому - начнут искать, погубят и нас и себя. Спасибо за компанию! И прощай! - Он поднялся и неспешно растворился в чаще леса.
При свете дня я рассмотрел листочки Ерофеича. Напоминали листья сирени. В Москве отдал их в лабораторию газожидкостной хроматографии. И тут-то меня ожидали сюрпризы! В составе молекул веществ в больших количествах присутствовали порфириновые кольца. Сейчас объясню! Это такая универсальная структура, в которую входят разные металлы. Если железо - это основная часть нашего гемоглобина. Если магний - это хлорофилл растений. Если кобальт - витамин В12. Есть и другие варианты. Так вот, в листьях Ерофеича было все! Кроме меди! Это я к тому, что порфириновое кольцо с медью, это гемоцианин - основное вещество крови всяких там кальмаров, осьминогов, каракатиц! Ну, и слава Богу! А то там еще обнаружили значительные количества ДНК и РНК…   
И знаете, один листочек я съел! И желание загадал! И оно, вот ведь как, - исполнилось!
Да… Я же не сказал, как звали того Художника-Музыканта! А вы не догадались?

Рассказчик задумчиво почесал подбородок. В отсветах уходящего дня мне показалось, что его ногти.… Да нет, это только показалось...
 
"Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну.."
Микалоюс-Константинас Чюрленис

© Magnum. Tallinn. 2004
© Перевод со скандинавского Volly von Penner. Tallinn. 2004.