*17* Quvoque Кувок

Златое Крыльцо
 


Стрелки часов бегут и останавливаются. Останавливаются, чтобы передохнуть и снова бегут. И снова останавливаются. Бегут быстро, бегут медленно, едва заметно движутся и несутся мелкими шажками, тихо, на цыпочках, подкрадываясь к краю будущего.
Секундная стрелка самая быстрая. Она шагает, будто прыгает, замирая перед каждым новым шагом, и, не долго думая, делает этот шаг. И останавливается, отшатываясь от следующего мгновения, как человек отшатывается перед пропастью, размахивая руками, чтобы удержать равновесие. Но стрелка торопится, рвется в будущее. И пропасть снисходительно отступает. Бесконечная пропасть времени отступает, зарастает настоящим. И вот, в настоящем уже можно сделать следующий шаг и снова оказаться перед бесконечной пропастью, снова на мгновение замереть. И тогда становится совершенно ясно, что будущее всегда на шаг впереди. Всего лишь на один маленький шаг.

- Что-о-о!? – закричал Кувок, глядя на себя в зеркало, - Что на этот раз?!
Я молчал, любуясь Кувком. Он посмотрел на меня и выразил свое недовольство суровым взглядом. Отвернувшись к зеркалу, он продолжил, но на удивление спокойным тоном:
- Я уже привык ко всему. Но почему негр? Почему маленький негр? Почему с такой большой и лысой головой?
- Мне так захотелось, Кувок, - ответил я ему.
- Чего-чего? – Кувок прищурил глаза, снова посмотрев на меня, - Кувок!? Это что еще за имечко?!...
Пару секунда он ждал моего объяснения, но я молчал, давая ему понять, что всё будет именно так, как захочу я.
- А-а-а..., - разочарованно протянул Кувок и махнул на меня маленькой ручкой.
А что? Пусть будет “Кувок”. Пусть в этом году он будет очень маленьким негритенком с большой и лысой головой. Зато я придумал ему такую милую белую шапочку с маленьким колобком на макушке и такую же белую шубку с меховыми опушками! Я старался.
На своих руках Кувок обнаружил маленькие, белые варежки.
- Не кипятись, ведь это всего лишь на одну ночь! – сказал я.
Кувок молча рассматривал свои одеяния в зеркало, и они, как мне показалось, начинали ему нравиться.
- На одну ночь, - заворчал он себе под нос, - Каждый год одно и тоже. То какой-то заяц зеленый, то белка, такая толстая, что я еле-еле ходить мог, то… волосатая шишка! Да-а-а, никогда не забуду ту ночь!..
- Нравится? – спросил я Кувка, наблюдая за тем, как он разглядывает свою одежду.
- Лучше, чем в прошлый раз, - ответил он, наиграно обиженным тоном.
Оглядев себя еще раз, Кувок повернулся ко мне и сказал:
- А теперь к делу! Что у нас на этот раз?
- Ничего особенного, - ответил я, - Так, беседа по душам…
- Беседа – хорошо, - заключил Кувок, - И надолго?
- Это уж как управишься!
- Дай-ка угадаю! – вдруг встрепенулся Кувок, - Опять стрелки?
- Они, - подтвердил я.
- Ты смотри! Сколько ни говори – все без толку. И ведь каждый год одно и то же! – запричитал Кувок, но вдруг замолчал, что для него нетипично.
- А снегурочку? – сказал он невинным тоном, и широкая, белая улыбка расплылась по его черному лицу.
- Обойдешься, - ответил я и ответил такой же улыбкой.
Лицо Кувка мгновенно стало серьезным.
- Я так и знал, - сказал он.
Глядя на него, можно было подумать, что он обиделся или ему стало очень грустно. Но это не так. Уже через несколько секунд на его лице сияла весёлая улыбка. Кувок – один из самых сильных духов. Ему чужда грусть и обида. Именно поэтому мне нравится иметь с ним дело.

Последний вечер декабря. Хотим мы того или нет, но вокруг нас в это время что-то происходит. И дело даже не том, что почти в каждом окне разноцветными огоньками светятся и мигают гирлянды, что за этими гирляндами скрывается ёлка, вокруг которой пахнет зимой и хвоей. Дело в том, чего мы не видим. Ну, или не видит большинство из нас.
Я говорю о духах. О невидимых, но от того не менее реальных духах, живущих среди нас, выполняющих свою работу. Каждый из них по отдельности бессилен. Но их можно почувствовать или даже увидеть, если выбрать подходящее время. Так же, как можно увидеть стрелки часов, собравшиеся вместе и готовые рвануть в будущее.

- Смотри! Это снежинка! – Кувок держал на ладошке блестящую снежинку и смотрел на неё такими глазами, будто видел её впервые.
- Конечно, это снежинка! Ты что, снежинку не видел? – ответил я.
Ладошка Кувка была такой маленькой, что на ней могли бы поместиться ещё четыре таких снежинки. Кувок рассматривал её в тихом свете окон и уличных фонарей, наклонял, смотрел под разными углами.
- Я видел, - ответил он, не отрывая взгляда от ладошки, - А они  - нет, - добавил он, подняв глаза к окнам домов, - Они не чувствуют духов.
- Да, нет! Они чувствую, только не понимают, - ответил я.
Кувок стоял по колени в снегу и продолжал смотреть на снежинку, на хлопья, которые медленно тонули в тихом, воздушном океане и мягко ложились на его дно серебристой красотой.
- Кувок, а вот и он, - сказал я Кувку, когда увидел парня, вышедшего из подъезда своего дома.
Парень шел, опустив голову и засунув руки в карманы. Ногами он раскидывал свежий снег. Подойдя к ближайшей лавочке, он смахнул с неё снег и сел. Крупные, белые комки падали на его плечи и скатывались к ногам, будто обволакивая пухом.
- Я пошёл, - сказал Кувок и направился к парню по глубокому слою снега.
И с первым же его шагом стало ясно, что идти он будет долго. Кувок тонул в снегу и беспомощно в нём барахтался. Подняв из снега лицо и, отерев его варежкой, он сказал мне:
- Послушай ты, сказочник…, - Кувок снова отер лицо, - Не мог бы ты превратить меня во что-нибудь более оригинальное. В такое, которое может хотя бы ходить по снегу, а?
- Не могу, - ответил я.
- Это почему же?
- Потому что я уже привык к тебе такому, и на этот раз ты будешь именно таким.
- Бред какой-то! – заворчал Кувок, удерживая равновесие, чтобы не провалиться в снег снова, - Конечно! Ведь это он – наш великий сказочник! Разве я могу ему перечить?! Он сделал меня негритенком! Нет, я понимаю зеленый заяц, но негритенок!.. При чём тут?..

Пока мы с Кувком перепирались, на ту же лавочку подсел какой-то старичок. Несколько минут он молча сидел рядом с парнем.
- Чего сидишь? – спросил он вдруг, не глядя на парня.
- Хочу и сижу, - ответил тот недружелюбно, давая понять, что не расположен к разговору.
Дед что-то крякнул себе под нос.
- Хочу и сижу, - повторил он слова парня, - Иди домой, ставь ёлку. Ёлка-то есть?
- Есть ёлка, - ответил парень суровым тоном и недовольно вздохнул.

- В чём проблема-то? – спросил меня Кувок, пыхтя и задирая ноги через снег.
- Парень не хочет идти домой. Ему скучно встречать Новый Год с родителями. Все они недавно переехали сюда из другого города, и друзей у него ещё нет, - ответил я Кувку.
- Ага, ну-ну… Не хочет… Сейчас захочет…, - бормотал Кувок, пробираясь сквозь снег.
Кувок – один из сильнейших духов. Он ворчливый, но всегда добивается своего. А главная его задача – открывать людям глаза на других духов. Открывать глаза – сказано, конечно, громко. Люди не видят духов. Но Кувок может объяснить им, что это за духи и создать нужное настроение, чтобы почувствовать их.
Пока Кувок преодолевал сугробы, которые на самом деле были лишь небольшим слоем снега, старик уже успел выпытать из парня причину, по которой тот не хотел возвращаться домой.
- С ними скучно, - сообщил деду парень.
К этому времени Кувок, тяжело дыша, добрался до лавочки. Он вытер лицо варежкой и шутливо подергал деда за брючину. Он, конечно же, думал, что старик не обратит на это внимания. Но к нашему с Кувком удивлению он посмотрел вниз и чуть было не закричал:
- Что это?!
Кувок стал оглядываться по сторонам. Меньше всего он ожидал того, что его кто-то увидит. Ведь люди не могут видеть духов!
- Что? Ты меня видишь?! – с удивлением воскликнул Кувок.
- …Ты один из духов?! Конечно! – ответил дед, - Я вижу тебя, маленький негритёнок! О, как долго я готовился к этому! Но не думал, что дух будет выглядеть… так!
Парень на лавочке поёжился и с недоверием посмотрел на сидящего рядом деда.
- С вами всё нормально? – спросил он, и в его глазах появилось намерение немедленно покинуть вдруг потерявшего разум стрика.
- Всё хорошо, парень, - сказал старик, - Вот, тут стоит маленький дух. Ты его, конечно, не видишь, но он здесь. Вот он, маленький негритёнок. Наверное, ты мне не веришь, но он есть.
- Вы спятили? – спросил парень, искоса глядя на деда, - Какой ещё негритёнок?!
- Я вижу, ты мне не веришь, - ответил дед, - Ну, что ж. Не буду переубеждать тебя. Это даже к лучшему. Сейчас тебе намного легче поверить, что спятил сидящий рядом с тобой старик, чем в то, что спятил ты сам. Ты ещё не готов увидеть то, во что ты не веришь… А вот я его вижу! Я в него верю!
С последними словами старик нагнулся вниз и взял в руки Кувка.
- Ты меня видишь?! – всё ещё не верил Кувок. Для него это было такой же неожиданностью, как и для старика.
- Да, я тебя вижу. А вот этот молодой человек мне не верит, - ответил старик, - Не будем его переубеждать. Я знаю, это даётся не легко, и он ещё не готов к этому. Я сам к этому очень долго готовился.
- Ну, что ж, - сказал Кувок, - Если тебе не страшно, то путь будет так. Мне всё равно. Это избавит меня от лишних хлопот. Ты будешь говорить ему то, что я скажу тебя. Согласен?
- Конечно, согласен! Ведь это же… сказка! – воскликнул старик.
Всё это время парню казалось, что дед говорит сам с собой. Он ёрзал на месте и насмешливо улыбался.
- На что согласен? – спросил он старика.
- Передавай тебе его слова.
- Кого “его”? – спросил парень с насмешкой.
- Негритёнка! Духа! - ответил старик.
- Да, при чём тут негритёнок!? – запротестовал Кувок, поправляя на голове белую шапочку, - Сегодня негритёнок, через год динозавр какой-нибудь, - Кувок многозначительно посмотрел в мою сторону, - От этих сказочников всего можно ожидать.
Парень тем временем разрывался между желанием покинуть сумасшедшего старика и не менее сильным желанием всё-таки выслушать его бред.
- Ну, и что он там говорит? – спросил он деда.
- Ишь, ты! – вставил Кувок, - Интересно стало!
- Всё началось много веков назад, - начал он рассказ, а старик передавал его слова сидящему рядом парню, - Всё началось тогда, когда появились стрелки часов, а, может быть, и раньше. Сейчас уже никто и не вспомнит, когда всё началось.
Люди придумали три стрелки: часовую, минутную и секундную. Сначала это были просто стрелки, которые указывали на цифры. Но потом эти стрелки превратились в духов. Что, не понятно?
- Нет, - ответил старик.
- Я у него спрашиваю! – возмутился Кувок.
- А! Понятно тебе? – спросил дед у парня.
- Нет, - ответил тот.
- Ну, вот! Никому ничего не понятно… Стрелки как-будто ожили и поселились в сердцах и головах людей, - продолжил Кувок, - Три стрелки – эти три духа. Часовая стрелка – самая старая и медленная. Она едва движется вслед за минутной стрелкой. Но именно она самая значимая и весомая из всех троих. Минутная стрелка движется быстрее и всегда следует за секундной. А секундная стрелка самая суетливая. Она суетится, крутится как-будто на одном месте, прокладывая дорогу во времени, завоёвывая у бесконечности будущего ещё один шажок для настоящего.
- И что? – спросил парень.
- А то, что когда все стрелки собираются вместе, время идёт. Понимаешь меня? Тогда секундная стрелка вырывается вперёд и отрывает кусок будущего для настоящего. Минутная стрелка медленно движется за ней, а потом уже и часовая, обременённая мудростью стрелка, начинает своё движение, свысока наблюдая за суетой других стрелок. И все три стрелки – это не просто стрелки, это духи. Духи времени. Они – и есть само время. Ведь ты не можешь представить себе время без них, без этих стрелок.
- Ну, и что? – последовал вопрос парня.
- Что-что! – передразнил его Кувок, - Говори дальше, - обратился он к старику, - Ты, когда последний раз видел снежинку?
- Снежинку? Да, их тут миллиарды вокруг! – ответил парень.
- Да, миллиарды, ну, а ты-то когда последний раз видел хотя бы одну. Когда ты её рассматривал? Когда удивлялся её красоте? Когда интересовался, откуда она взялась?
Парень молчал.
- Ты принимаешь снег и снежинки как должное, как какое-то обычное явление. Так?
- Да, так.
- Вот! А почему бы тебе ни удивиться ему? Возьми её, посмотри на неё. Разгляди её со всех сторон.
Парень зачерпнул перчаткой горсть снега и поднёс её к глазам. Горка снежинок поблескивала в тусклом свете ночных огней. Снежинки искрились, сбившись в кучку. Парень нашёл взглядом одну снежинку и начал её разглядывать.
- Ну, снежинка, как снежинка, - бормотал он, рассматривая снежинку.
- Нет, ты посмотри на неё, - озвучил старик слова Кувка и поймал ладонью несколько снежных хлопьев, - Посмотри, как она выглядит, как блестит, сверкает. Посмотри на её форму, на её узор. Это не просто снежинка, это целое явление природы. Снежинка – это образ, это символ. Это дух. Снежинка – это дух! Ты целый год не задумывался над этим, а, может быть, и всю жизнь. Слово “снежинка” весь год звучало для тебя пустым звуком. А что ты чувствуешь теперь? Чувствуешь дух?
- Дух чего?
- Дух будущего!
- Нет.
- Это потому, что ты ещё не знаешь других духов! Вот тебе такой вопрос: когда ты в последний раз видел белку?!
- Видел.
- Нет, ты скажи, когда, и как она выглядит.
Парень задумался.
- Ладно, не трудись. Ты не знаешь, как выглядит белка. Потому что ты её очень давно не видел. А она такая хорошенькая, красивая. Белочка – это тоже дух.
Озвучивая слова Кувка, старик улыбнулся.
- Белка – дух? – спросил парень.
- Да. И она тоже для тебя ничего не значит. Ничего не значат для тебя и Дед Мороз, и Снегурочка, и запах хвои, и ёлочка, и игрушки, подарки! Всё это так мило! Но это – пустые звуки для тебя. Весь год ты прожил в какой-нибудь квартире, дышал дымом и бензином и не обращал никакого внимания на этих духов. Но сегодня они собрались вместе. Чувствуешь? Они рядом! Они повсюду, они в головах и сердцах людей. Посмотри вокруг! Люди чувствуют их! Они удивляются снегу, они вдыхают запах ёлок, они прикасаются к игрушкам, они думают об игрушках, они верят в волшебника – Деда Мороза. Они не видят всех духов, но чувствуют их, как что-то неосознанное, что находится рядом с ними. Они знают, что рядом с ними есть совсем другой мир. И от этого мира они ждут чуда.
Все духи собрались сегодня. Все стрелки собрались сегодня! Все ждут будущего. Все люди собрались в ожидании будущего. Посмотри, они встают по утрам и бегут. Останавливаются к вечеру, а утром снова бегут. Как стрелки. Каждое утро они видят перед собой новое место для следующего шага в будущее. И так каждый день.
И вот приходит новый год. Все собираются вместе: стрелки и духи. И люди тоже. Люди собираются вместе для того, чтобы сделать следующий шаг! Они ждут будущего. И оно наступает.
Все ждут будущего, с нетерпением желают стать свидетелями его наступления. И оно приходит. Но длится недолго. Для кого-то день, для кого-то неделю, может быть, месяц. А потом всё снова. Секундная рванет первой, и снова дома, города, дым, машины, бензин. Снова бег, пока не наступит время остановиться, чтобы сделать следующий шаг, пока не наступит время нового года.
Вот ты - секундная стрелка. Суетишься много, а толку от тебя мало. Чего ты здесь сидишь? Иди к своим родителям. Без тебя будущее не наступит. Вспомни, как ты встречал с ними Новый Год. Вспомни свои подарки, которые они тебе дарили, когда ты был маленьким и верил в Деда Мороза. Пойми, что твои мама и папа тебя любят, каким бы взрослым ты себя не считал. Ты их будущее, и однажды они последуют за тобой. Сделай новый шаг в будущее. Вы все должны собраться вместе. Все стрелки должны быть вместе!
Сегодня больше, чем праздник, сегодня событие духовного мира человечества. Сегодня день, когда все люди собираются вместе, чтобы сделать следующий шаг. И поверь мне, парень, за всем этим стоит совсем другой, неведомый человечеству мир.
 
Через три часа наступил следующий год. На улицы высыпала детвора. В воздух взметнулись фейерверки, засверкали в тёмном небе яркие вспышки, звёзды, кометы, медузы и фонтаны.
- Ну, что, - сказал Кувок, наблюдая за детворой, - Секундная снова рванула первой!
- Рванула, - подтвердил я.
Ещё пару часов мы с Кувком наблюдали за фейерверком, наслаждались ощущением чистоты и лёгкости. Во всём чувствовалось обновление: в спокойствии ночи, в неподвижном воздухе, в детских криках и смехе, в чёрном небе и в бледном свете фонарей.
- С Новым Годом, Кувок!
- С Новым Годом!