Hаiresis apologeormai

Евгений Немец
Энциклопедический словарь «История отечества» дает следующее толкование слова «ересь»: (от греческого hаiresis — особое вероучение), течения в христианстве, отклонявшиеся от официальной церковной доктрины. БСЭ примерно также трактует смысл этого слова: (от греч. háiresis - особое вероучение, религиозная секта), в христианстве религиозные течения, отклоняющиеся (или впоследствии осуждённые церковью как "отклонившиеся") от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Брокгауз говорит следующее: «Ересь, сознательное уклонение от ясно формулированного догмата христианской веры и, вместе с тем выделение из состава церкви новой общины». Прочие источники ничего нового про «ересь» не рассказывают.
Очевидно, что все определения отталкиваются от единого постулата:  ересь есть вероучение, идущее в разрез с христианскими догматами. Стало быть, до появления христианства ереси как таковой не существовало?

Юстин

Христианство впервые попыталось думать примерно в 150–160 годах первого тысячелетия. Это событие напрямую связано с именем Юстина — первого христианского апологета (от греч. apologeormai - защищаю).  Вообще, с Юстином христианству повезло. С детства он воспитывался на философах эллинской школы, так что, обратив его в свою веру, они заполучили хоть и не мыслителя, но более–менее образованного и думающего человека. Юстин первый написал книги, в которых использовал логику и философский (в очень широком смысле этого слова) подход. Первое творение Юстина называлась «Syntagma» (лат. «Собрание»). Этот около философский опус был призван выявить лжеучения, и доказать, что их присутствие враждебно истинной школе (то есть, христианству).
«Syntagma» не дожила до наших дней, но ее цитируют последователи Юстина, благодаря чему мы и видим, откуда взялось понятие ереси в том виде, в котором оно существует почти 2000 лет. Согласно Юстину «Древние философы и мудрецы знали одну совершенную истину, которая впоследствии была забыта и представлена ныне по частям различными ересями, ни одна из которой не обладает совершенной доктриной. А поскольку истина должна быть только одна, то откровение Логоса* и философия не должны отличаться»**. Поскольку христианам открылось это самое Откровение, и оно не совпадает с другими учениями, то все эти учения являются ложными и ведут к Отцу раздора. Говоря другими словами, все школы, отличные от христианской, ведут не к Богу, но к дьяволу. В таком свете подобные мировоззрения становятся крайне опасными и неприемлемыми. Это и есть суть философских размышлений Юстина.
Изначально слово hаiresis обозначало просто иную веру. Юстин вложил в это слово новый смысл — отныне ересь стала не просто иным вероучением, но вероучением опасным, враждебным и требующим искоренения. Примерно тоже самое Юстин сделал и с другим термином — doxa (гр. мнение),  который в его устах приобрел смысл единственно верной доктрины — ортодоксии. Увлекшись своими поисками, Юстин родил на свет еще одно понятие — diadoxai, смысл которого в преемственности философов, возглавляющих ту или иную школу. «Апостольская традиция» восходит по Юстину к самому Христу. Она противопоставляется лжетрадициям, восходящим, само собой, к дьяволу.
Возведя в третью степень смысл этих слов, Юстин по сути установил первые христианские догмы.
Итак, «Syntagma» Юстина — это первая  попытка к «Liber omnes Haereses» (лат. «Книга всех ересей»). С чьей же ересью так усердно борется Юстин?

Симон Маг

Симон Маг — первый известный нам гностик. Самые ранние упоминания о Симоне принадлежат все тому же Юстину. Он говорит примерно следующее: «Симон происходил из селения Гитта Самарии и жил во времена Клавдия (41-54 гг.)»** Также Юстин утверждает, что последователи почитали Симона богом. Таким он и сам себя видел.
Об учении Симона нам кое-что рассказывает Ириней (последователь Юстина): «…Его (Симона) всегда сопровождала некая Елена, которую он выкупил из одного борделя в финикийском городе Тире. Он утверждал, что она является его Первой Мыслью и матерью всего, которая в начале зачала от него идею всех ангелов и архангелов. Затем эта Мысль (Эннойа), постигнув замысел Отца, изошла из него, спустилась в низшие сферы и породила архангелов и те силы, которые по его словам затем сотворили мир. Однако сразу же после этого она была захвачена своими порождениями, поскольку они не желали, чтобы стало известно об их происхождении. Сам же (Отец) оставался полностью для них неведомым. Итак, эта Мысль была захвачена теми силами и ангелами, которые она сама же породила, и они надругались над ней и закрыли ей дорогу к Отцу. Наконец, они заперли ее в человеческом теле, так что из поколения в поколение она меняла различные женские тела, как временные жилища. Она обитала и в теле той Елены, из-за которой случилась троянская война. В своем путешествии из тела в тело она непрерывно подвергалась бесчестию и кончила проституткой в борделе. Так она оказалась «заблудшей овцой»».**
Не правда ли, этот абзац содержит богатую почву для размышлений? Первый сногсшибательный образ — это божественная мысль, материализовавшаяся в женском теле. Мысль Первого Бога — женщина. Далее она спустилась в низшие слои и породила ангелов и другие силы (не совсем понятно какие), но следом, ее же дети захватили прародительницу и надругались над ней — жесткий пример божественного инцеста.
Гностический миф (так именуется мироустройство по гностикам) — это невероятно сложная и запутанная схема взаимоотношений и влияний друг на друга небесных и земных сил. На первый взгляд она выглядит, как полный бред, но при детальном разбирательстве становится понятно, что эта схема имеет жесткую иерархическую структуру, а все взаимоотношения наполнены  смыслом. Так, например, София-Мудрость, постигнув однажды существование Истинного Отца — первопричины и начала всего, возжелала любви Его и устремилась в Его обитель. Но Отец, понимая, что Софии не дано понять истинный смысл и полноту Его, породил Предел и послал его остановить  Софию, что тот и сделал. Надо добавить, что София в этом мифе не человек, от нее до людей еще очень далеко. Так же стоит сказать, что между Софией и Отцом тоже куча уровней. Гностики называют их эонами — среды обитания ангелов различной значимости.
Далее София, неудовлетворенная неудачей и слившись со своим страданием, породила Демиурга. Хуже того, она оставила своего сына в полном неведении по поводу существования Отца и всего устройства мира.
«Демиург думал, что он сам создал все это, но в действительности София направляла его [усилия]. Так он создал небо, не зная, что есть небо, он слепил человека, не зная, что такое человек, сотворил землю, не понимая, что такое земля. Идеи того, что он сотворил, были ему неведомы. Не знал он и о своей Матери и думал поэтому, что он в одиночестве. Мать этого Творца сознательно так поступила, как они говорят: она захотела, чтобы ее сын стал главой и началом ею созданной природы и господином всего тварного (мира)».**
Вот таков, по гностикам, творец нашего мира — несведущее божественное начало, плавающее между Мудростью и землей. В таком свете становится понятно, почему подобные учения невзлюбили христиане. Кому понравится, что его бога называют ущербным ублюдком? (по гностическому  мифу у Софии был муж, но Демиурга она произвела именно от своих страданий).
О четком понятии гносиса современные ересиологи и лингвисты спорят до сих пор. Ну да не впадая в пространные размышления, остановимся на самом приемлемом варианте. Гносис — знание, как противоположность незнанию, знание особого рода, знание, которое невозможно получить научными методами или путем философских размышлений. Знание, которое может быть дано только свыше. Самое главное, что и ставит  многие религиозные школы в один гностический ряд — гносис дается не всем людям, но только избранным.
Очевидно, что при таком подходе гностические идеи не могли стать широко популярными. Если человеку говорят, что ему не дано прийти к Богу, этот человек выругается  и пойдет к христианам  — те всем подряд обещают блаженство.

Марк Аврелий

Юстин умер, как и подобает умирать настоящим христианам — его казнили. Будучи первым апологетом, написавший книги христианского толка и закончив свое существование насильственной смертью, Юстин автоматом  перешел в разряд святых мучеников.
Казнил Юстина Марк Аврелий, правивший на тот момент Римом. Случилось это примерно в 167 г.***
Зачем понадобилась эта казнь? Аврелий считал, что христиане игнорируют политическую и государственную жизнь Рима, что для него, как истинного гражданина, было неприемлемо. А христиане, возводящие свою религию в разряд философских учений, и вовсе раздражали грозного правителя. Юстин не единственный, с кем Аврелий разобрался по–свойски. Спустя всего год, он отправил к праотцам Поликарпа из Смирны, а с начала семидесятых, умерщвлял их регулярно. Так же за Марком числится тотальное переселение христиан в Галлию, за что католическая церковь проклинает его до сих пор. Одним словом, Марк Аврелий  всерьез намеривался очистить Рим от христианства.
История говорит, что Марк, в отличие от Юстина,  был полноценным философом. С юности он учился живописи, греческой и латинской грамматике и философии. Затем под руководством Фронтона из Аттики изучал риторику. Позже под влиянием лекций Эпиктета и трудов стоика Квинта Юния Рустика, Марк забросил риторику совсем  и всецело посвятил себя изучению стоической философии. Во времена своего правления Марк Аврелий заботился о развитии философии и юриспруденции. В Афинах он основал четыре кафедры философии (для академиков, перипатетиков, стоиков и эпикурейцев), а то римское право, которое современные юристы изучают и в наши дни, в большой степени развилось благодаря Марку и его юристам.
После себя Макр Аврелий оставил литературно–философскую работу «Meditations», которая была очень популярна в  XVII и XVIII веках. Так что, несмотря на многочисленные войны, которые он вел, в истории Марк Аврелий остался чуть ли не единственным правителем–философом.

*****

Вкусивший «откровения Логоса» и счастливый в прозрении, христианин Юстин до конца своих дней боролся с видением мира гностиков, считая его дьявольским началом и, в конце концов, закончил свое существование на собственной казни, устроенной ему философом Марком Аврелием, которому на гностиков было глубоко плевать, а христианство он считал началом упадка цивилизации.
В споре религий победила философия. Жаль, что это исключение из правил.

___________________________________________
* В гностическом мифе этот термин обозначает Слово Единородного. С некоторым приближением это понятие можно свести к божественному откровению.
** Цитата взята целиком из работы Афонасина Е.В  «Античный гностицизм и его критики»
   (http://philos.nsu.ru/classics/gnosis_texts.html)
*** В некоторых источниках фигурирует 165 год.