Горсть риса

Александр Светлов
               
Есть у меня старый друг. Люблю его, несмотря на многое. Не подумайте плохого, он замечательный человек. Просто в нём слишком много всего, чувств, мыслей, слов, настроений. В нём быстро всё меняется, вот он сидит грустный, тут же вскочит полый вдохновения и желания менять мир. Пройдёт совсем немного времени, и он уже в депрессии.

Очень устаю от него. Но каждая наша встреча, как это не странно, наполняет меня, на душе становится легче, и груз усталости от городской суеты исчезает. Всякий раз что-то неуловимое, светлое и тёплое остаётся в сердце. Это дорого мне, и я стараюсь отвечать ему тем же – добром. В силу особенностей характера, мой друг совершенно не приспособлен к жизни. Приходится его постоянно выручать.

Вчера он позвонил мне и попросил зайти к нему в гости. Что делать, собрался, иду в полной уверенности, что он опять попросит денег или снова его нужно будет вытащить из очередной сложной ситуации. Выручу, мне нетрудно.

Он сидит на подоконнике, я за кухонным столом. Он всё время молчит, мне показалось это странным, будто что-то его тяготит. Он словно решается на какой-то шаг, но в неуверенности отступает каждый раз. Первый раз его вижу таким. И он ничего не просит, удивительно.

В очередной раз он тяжело вздохнул и повернулся ко мне. Его глаза, мне кажутся они грустными, но в них свет. И этот свет какой-то неземной, возвышенный, отстранённый. Нет, это не может быть грустью, что-то другое, не найти слов. Он смотрит мимо меня, словно грезит, вроде взволнован, но при этом от него веяло покоем и тишиной.

– Я только вернулся из Китая, – говорит он. – удивительная страна. – Он снова смотрит в окно, молчит. Потом поворачивается и испытующе смотрит на меня. Я понимаю, что он снова решается на какой-то шаг.

– Тебе скажу! – на удивление резко и твёрдо прозвучал его голос. – Там в Китае… ты знаешь, я люблю тихонько отделиться от всех и гулять один. Я так могу гулять день, вечер, ночь. Я так и сделал. Отправился бродить по старинным улицам города. Я встретил его. А, ты же не знаешь.

Есть легенда об одном старике. Нам её рассказал экскурсовод. Это было до того, как я ушёл от группы. Жил один старик, обычный крестьянин. Он следовал Дао, искал себя, но тщетно. И только уже в глубокой стрости он обрёл Бога. Старик собирал рис, когда к нему явился Бог, не запомнил его имени. Предстал перед ним весь в сиянии, оно было настолько ярким, что старик ослеп. Несмотря на это, он в благодарности протянул Богу горсть риса. Бог рассмеялся и исчез.

В легенде рассказывается, что старик видит теперь Бога каждом человеке, и в знак почтения и благодарности протягивает на открытых ладонях рис. И сколько бы у него не брали риса, руки остаются полны. Говорят, что старик стал бессмертным и до сих пор его встречают люди. Только теперь это бывает редко. Это из-за людской алчности, были те, кто стремился от жадности набрать побольше риса. Теперь считается, что если ты встретил этого старика, то это особая честь. Такой человек отмечен Богом и к нему относятся с почтением.

В комнате повисла тишина, и снова я был подвергнут тщательному осмотру. Он для себя кивнул головой и, приняв решение, продолжил.

- Я встретил этого старика. Он действительно слеп. На улице никого не было. Он протянул мне раскрытые ладони с рисом. Я взял горсть; риса не стало меньше, я взял ещё горсть – чтобы убедиться, старик рассмеялся и ушёл.

Вернулся в гостиницу. Долго думал, что мне теперь делать с этим рисом. Решил первую горсть сварить и съесть. Уже начал это делать, но вдруг. Не смогу тебе объяснить. Я вдруг увидел и понял. Этот свет… Мне захотелось рассказать это всем. Всем, всем. Но оказалось, что это никому не нужно. Попробуй, может ты… – Он замолчал, и протянул мне горсть риса.

Я взял себе почти всё, так получилось, но риса не стало меньше на его широко открытых ладонях.