Ещё одно досье на Вову Синего

Новопашин Сергей
«Братья по разуму», словно мокрые механизмы,
 все пинали и пинали свои мячи…
А. Стругацкий, Б. Стругацкий
«Гадкие лебеди»


     I can’t get no…Satisfaction…Уже почти сорок лет это шедевр двусмысленности дяденек из Rolling Stones достает весь мир, и вторят им новоявленные Benny Benassi…Мало того, Satisfaction, наравне с другими бессмертными классическими произведениями, в виде жутко закодированных импульсов были посланы в просторы Универсума, дабы братья по разуму оттянулись вместе с нами. И, слава Богу, - никаких ассоциаций с шоколадными батончиками, от которых никак не можется получить удовлетворение! Ролик похоронен. А новое поколение, как бы выбравшее пепси, - как бы выбрало и сникерсы…

    Другие же «Братья по разуму» - из Челябинска-70, в далеком теперь 1984-ом создали свой шедевр, к сожалению, менее известный: «Пейте томатный сок!» - о бесконечной пользе помидоров, которые (воистину!) в рекламе не нуждаются. Судьба, правда, свела меня с одним из «Братьев» - с Вовой Синим в 1983-м в Свердловске не на почве любви к томатному соку, а к жидкостям иного состава и происхождения. Впрочем, на первой совместной пьянке, мы, было, чуть не подрались, но общими стараниями Братьев по разуму, Фэйма и Анечки, мы типа подружились. Ну, и общий «индейский» косяк окончательно всех замирил…Знала бы хозяйка дома (в то время - зав. кафедрой научного коммунизма Пединститута), который арендовали Фэйм с Анечкой, чем занимаются её постояльцы и кто бывает в её доме! Чума!
    Как выяснилось позднее, тяга Вовы к разного провокациям, заканчивающихся нередко побоищем и «ментовкой» - дело обычное. Те, кто был приглашен на Birthday Гоши Шапошникова (Зима, Виды рыб), экс-брата по разуму и видел, чем закончился праздник, меня поймет. Каждый раз, после очередной акции, Вова свинчивает к себе на родину в Челябинск-70 зализывать раны и писать новые хиты.
    Что же являлось причиной такого радикального подхода (= наезда) слушателей и находящегося рядом в тот момент People к персоне Вовы Синего?
    В начале 1980-х – понятное дело, Вова мог вызывать (и вызывал) спонтанное недовольство самим фактом своего присутствия у заслуженных ядерных физиков и кочегаров в родной «семидесятке». Ясно, что Вовин стёб над тем соцстроем и образом жизни (= шизни), ради которого самоотверженно расщеплялся атом, не только раздражал, но и вызывал интерес: во-первых, у таких же, как он; и, во-вторых, у специально предназначенных для этого госорганов.
    Профессиональные, в т.ч. и кабацкие, музыканты тихо не знали Вову или не замечали. Его растущая в то время популярность среди тех, кого он назвал «Брежнев Бит Дженерейшн», напрягала и рок-музыкантов тоже. Подливал масло в огонь и Сева Новгородцев, бомбивший Союз шедеврами «Братьев по разуму» на волнах Би-Би-Си.
    Соратники по подполью, вскормленные на запилах мистера Блэкмора и Кº, не врубались в глумливые acid–музыкальные эксперименты Синего, под которые, кстати можно и потанцевать, а не только внимать текстам, как принято в русском “текстовом” роке. Что же касается Talking Heads, Blondie и New Wave в целом, то для “волосатых” это все было пустым звуком.
    “Композиторский” уровень уральских рокеров начинал отсчет от “Урфин Джюса”, поэтому Вове с его издевательством над материалом других авторов и музыкальными петлями ловить было нечего – культура сэмплирования расцвела здесь спустя лет десять.То есть, то что делали “Братья”, никак не вписывалось в рамки т.н. “уральского рока”, а те немногие композиции, сверстанные в духе Ramones, Clash или B-52, погоды не делали. Никакого хард- и арт-рока, никаких запилов, хиппистских страданий и философских притч, на коих стояли тот же “Урфин Джюс”, ранние (1982-83 г.г.) “наутилусы” и многие ныне живущие, потряхивающие модельным хайром под риффы мертвого хард-хэви-глэма…
    Используя нехитрую технику (два катушечных магнитофона), Вова создавал костяк (“косяк”- шутит Вова) очередного нетленного произведения, записывая петли модных англо-американских ньювейверов. Тексты же, кроме авторских БПР, брались из сборников песен советского периода (“Называют меня некрасивою”, “Пропел гудок заводской” и т.п.) и случайных стихов (“Я всё одна, никого мне не надо” – из журнала “Мурзилка”). Весело, нагло и свободно оперируя штампами советского сознания и жанровыми стереотипами, встроенными в контекст идеологии новой музыки 80-х, Вова Синий и БПР производили специфичный продукт, оказывающий такое же специфичное воздействие на неподготовленное сознание обывателей и комсомольцев, что не могло оставаться незамеченным. Его и заметили. Последовала служба в СА – правомочные органы убедили Вову, подкинув ему вариант  с куплей-продажей “травы”, что лучше будет для всех, если страна получит еще одного солдата, а не зэка.
   Процесс развала СССР сопровождался легализацией андеграунда, расцветом “музыки для кретинов”, ротацией политических верхов и песенно-музыкальной мафии. Артемий  Троицкий, благоволивший к экспериментам Синего, дает материал про него в журнал Face (июнь, 1990) под рубрикой “Acid Communism”, после чего Вова удачно было влезает в московские дела, делает клип “Я президент!”, пишет саундтрек и видеофрагмент к французскому фильму “KGB La Forteresse” (1991). Но, что-то не срастается, деньги пропиваются, и Вова вновь мигрирует в Зону Челябинска-70, ставшего Снежинском, «Братья» же сеют разумное в Москве, создают новые группы, студии etc….Вова закукливается, делая вылазки в Е-бург к Фэйму и на минигастроли. Неизменным остается  одно – провокационизм Вовы и реакция зала на его freaks, т.н. оттяг «по-синенькому», как любит классифицировать свои действия сам автор чинимых акций. Так или иначе, но   дело Вовы Синего и БПР живет и процветает, манифестируя себя посредством разного рода и вида техно- и прочей современной музыки.
   
   «Жизнь – это награда» (или «Шизгара»?), как-то почти пафосно заявил Вова в интервью, закончившегося традиционной пьянкой и распеванием песен типа «Для меня нет тебя прекрасней» из древнейшего репертуара ВИА «Поющие гитары»… И всё бы было хорошо, да притащили порошок…точнее, траву. В общем, в жизни, как в песне - «синяя радость и синяя грусть», творцом которых является герой 80-х, первый сэмплер в СССР, несостоявшийся кандидат в президенты и отец двоих детей Владимир Емелев.