Дом-2 или просто добавь воды

Андрей Стоб
Невооружённым глазом посмотрев ДОМ-2, можно заметить, что люди, играющие в Дом-2  очень похожи на актёров малобюджетных мелодрам, которые за известные обывателю суммы изображают  реальные чувства\эмоции\действия.
Разница лишь в том, что когда зритель смотрит мелодраму, он осознаёт, что это – игра актёра в соответствии со сценарием, указаниями режиссёра, оператора и т.д. И по настоящему поверить в происходящее на экране может лишь человек напрочь лишённый знания о природе кинематографа, ибо человеку имеющему эти знания становятся понятны связи между чувствами\эмоциями\действиями актёров сценарием, указаниями режиссёра, оператора и т.д. Т.е. по-настоящему поверить  в происходящее на экране – полностью пустить в свою голову происходящие там ментальные процессы может только человек, который об этом даже не подозревает, так как у знающего человека параллельно с восприятием происходящего на экране как фильма (назовём это преобразование из пониятия «происходящее на экране» в понятие «фильм» вытеснением первого порядка) неизменно и естественно возникает мысль не только о том, как плохо что Филипп не любит Луизу а о том, сколько платили актёрам, кто с кем переспал во время съёмок, как сняли тот или иной спецэффект, кто сочинял саундтрэк и сколько платил дублёр главного героя, если ему случалось испачкать лубрикатом седалище казённых штанов из весенней коллекции от Юдашкина (соответственно вытеснение второго порядка).
Возвращаясь к Дому-2 заметим, что он очень похож на мыльные оперы отсутствиием как такового действия (этим например он отличается от шоу Последний Герой, стоящего на несколько ступеней ниже на пьедестале шизо-манипуляционных программ). Таким образом вся программа представляет собой чистую эссенцию (т.к. транслируемые моменты специально отобраны оператором, якобы дабы передать главную суть происходящего) «человеческих отношений».
Отсюда начинается самое интересное: происходящее на экране в Доме-2 по своему содержанию полностью совпадает с содержанием малобюджетных мелодрам однако, в чём собственно и состоит шизо-манипулятивная основа Дома-2, в голове зрителя не происходит ни вытеснения второго ни (в большинстве случаев) вытеснения первого порядка.
И причина этому – приставка «реалити» (англ. – р е а л ь н о с т ь) в названии, которая собственно и отображает базис концепции шизо-манипулирования, на котором основано шоу Дом-2. Вообще сочетание «реалити-шоу» уже настолько слилось с мозгами зрителя, что не воспринимается фактически, а зря, так как с точки зрения русского языка «реалити-шоу» - оксюморон (то же самое, что «молодой дед», «проигравший победитель», «круглый квадрат», «красная синева», «пластмассовый металл» см. «Русский язык, Учебник для 10-11 классов, Москва 2002). То есть, с точки зрения фактического восприятия русского (английского) языка понятие, обозначаемое сложным словом, состоит из тех слов, которые составляют слово, означающее это понятие (пулемёт – метать\пуля – пуля метается, мудозвон – звенеть\муди – муди звенят; notebook – to note\book - book is noted in, motherfucker – to fuck\mother – mother is fucked and s.o. – обратим внимание что первая часть слова означает объект, над которым совершается действие, а вторая – характер этого действия). Исходя из этого “reality-show” - (show\reality) – это (исходя из английской трактовки) «показ реальности» по телевизору, что собственно не противоречит здравому смыслу и даже напротив, как бы указывает отметку, к которой должно стремиться телевидение, искажающее зачастую реальность. Но если рассмотреть русское понятие «реалити-шоу», а это именно русское понятие, так как смысл «шоу» на английском озвучивается другими понятиями, то мы увидим совершенно противоположную и от этого ужасную картину: реалити-шоу – шоу\реалити -  реальность шоуируется (из реальности делается шоу). И, если учесть отсутствие вытеснений обоих порядков, т.е. то, что показываемое по телевизору воспринимается зрителем как реальность, то получается, что просматривая шоу Дом-2 телезритель воспринимает в качестве реальности реальность из которой кто-то (обратим внимание на пассивный залог «реальность шоуируется») сделал шоу.
Т.е. причина, по которой не происходит вытеснений – это то, что зритель считает, что шоу сделано именно из реальности, а не по какому-либо сценарию или чьей-то выдумке. Такая шизо-манипуляционная парадигма была впервые опробована шизо-каналом ТНТ в ранее не менее популярной программе Окна, где взятые на улице люди за деньги играли людей, которые приходили со своими ситуациями в студию, т.е. сами соглашались стать актёрами. Таким образом в Окнах актёры играли актёров имитировавших реальность. При этом вытеснение первого порядка происходило автоматически (так как то, что эти люди намеренно моделируют свою ситуацию в студии подразумевалось самой передачей). Бесчеловечная сущность такого манёвра состоит в том, что когда вытеснение первого порядка происходит автоматически, вытеснение второго порядка невозможно и из-за этого мозг человека начинает работать полностью синхронно с происходящим на экране. Т.е. в шоу Окна люди (а точнее за людей) понимают, что в студии сидят люди, играющие свою жизнь,  но никак не могут понять, что этих людей в свою очередь тоже играют актёры. Во многом такой эффект достигался за счёт того, что актёрами были также заменены и зрители, ибо в театре, где актёров играют другие актёры логично, что зрителей играют третьи актёры. Реплики таких актёров игравших зрителей, приблизительно равных по актёрскому мастерству репликам актёров игравших актёров создавали удивительно правдоподобную имитацию реальности, в которой и те и другие казались зрителю реальными.
В связи с огромным успехом новой шизо-парадигмы шизо-канал ТНТ  запустил ещё несколько шоу, главным из которых является исследуемый Дом-2. Здесь данная шизо-парадигма повторилась ещё раз, только в более утончённом варианте – здесь, с точки зрения зрителя уже совсем нет актёров, т.к. участники проекта не пересказывают собственную жизнь, а живут её и в этом их единственное отличие от участников Окон. И, проводя аналогии с Окнами, где играли просто актёры и актёры в квадрате, очевидно, что в проекте Дом-2 актёры в квадрате превратились в актёров и слились с первыми актёрами, а вся суть обмана осталась прежней. В Доме-2 автоматически якобы происходит и вытеснение первого порядка (т.к. на всём шоу навешан ярлык «шоу») и вытеснение второго порядка (т.к. жизнь участников показывается в таких подробностях, что зрителю кажется что он наблюдает всю суть процесса). Для наглядности сравним этот пример с малобюджетной мелодрамой -  там наличие вытеснений обоих порядков действительно означает, что человек смотрит на реальные вещи (т.е. на содержимое фильма, на содержимое фильма как на фильм и на фильм как на материальный съёмочный процесс). В случае с Домом-2 у зрителя искусственно вызывают ощущение, что они видят реальный процесс (т.е. непосредственно жизнь в Доме – жизнь в Доме как шоу – шоу как действия связанные с его съёмкой), хотя на самом деле они видят лишь то, что предлагает им оператор и даже не подозревают, что на самом деле происходит.
Другими словами – нормальный кинематограф подразумевает три «слоя» - внутри экрана – экран – за экраном, а в случае Дома-2 происходит многократное наслоение одной реальности на другую и человеческий мозг привыкший только к двум стадиям трансформации транслируемого по телевидению изображения и звука воспринимает то, что остаётся после этих двух стадий за чистую монету, хотя на самом деле он снял всего две обёртки из, например, пяти.
Обманув человека таким образом, шизо-программа получает в своё распоряжение широкий спектр возможности манипуляции человеческим сознанием, итоговым смыслом которой является выкачивание как можно большего количества денег из человека через бесконечные sms-бонусы, вдоль и поперёк пронизывающие Дом-2.
В этом собственно и состоит вся суть проекта.

Напоследок, обратимся к предмету, далёкому от телевидения. Апельсин – это фрукт семейства цитрусовых. Если на него сильно нажать или раздавить специальным приспособлением, он даст сок. Если его разбавить и немного обработать, получится нектар. Если в применить определённое оборудование, из апельсинового сока получится концентрированный апельсиновый сок. Если с использованием другого оборудования и добавок разбавить концентрат водой, получится апельсиновый сок восстановленный из концентрированного. Если в оставшуюся от отжима мякоть добавить много химических веществ, получится концентрированный напиток (Invite, Zuko and s.o.) Интересующиеся могут пойти на простой эксперимент – сравнить друг с другом начальную и конечную стадии переработки апельсинов.

Аналогии с реалити-шоу Дом-2, я думаю, излишни.