Эксклюзивное интервью Шыма Каста

Антон Викторович Вильгоцкий
PreScriptum: данное интервью было взято на студии «MTV-Ростов» в мае 2003 года, вскоре после концерта «Касты» в ростовском Дворце спорта. Ответы Шыма чередуются с информацией, полученной на предшествовавшей концерту пресс-конференции, и впечатлениями от самого выступления.
Тогда же, в мае 2003, интервью было опубликовано в ростовской газете «Афиша на дому», под заголовком «Каста… и баста!».
Естественно, содержащаяся в данном тексте информация несколько устарела…

2 мая ростовское рэп-трио «Каста» порадовало продвинутую публику масштабным концертом во Дворце спорта. В истории группы это было первое выступление такого уровня. Раньше Шым, Хамиль и Влади работали, в основном, на клубных вечеринках, но даже при этом добились значительных успехов – сняли 4 видеоклипа, прославились на всю страну и заняли третье место в номинации «Лучший исполнитель из России» на конкурсе MTV в Барселоне. Первый крупный концерт в родном городе, несомненно, поможет “Касте” окончательно закрепиться на музыкальном небосводе и сиять там ещё долго-долго. Останавливаться они не собираются. Планами на будущее с корреспондентом “Афиши” поделился участник “Касты” Михаил Епифанов, также известный как Шым.

АНТОН ВИЛЬГОЦКИЙ: Оправдались ли ожидания, возложенные на концерт, или же это было не совсем то, что вы хотели?

ШЫМ: Ожидания полностью оправдались. Правда, мы всё-таки ждали, что придёт больше людей, но, как бы там ни было, всё прошло просто замечательно. Нам удалось провести шоу в точности так, как было задумано.

(Собственно говоря, это был даже не совсем концерт. Участники “Касты” превратили его в грандиозную рэп-вечеринку, перенеся на большую сцену атмосферу ночного клуба. Видно, что они не боятся экспериментировать и открыты рациональным начинаниям).

АНТОН ВИЛЬГОЦКИЙ: Почему вы выбрали для творческой самореализации именно рэп?

ШЫМ: Мы не выбирали. Просто так уж сложилось. В нашей компании все слушали эту музыку, и переход от потребления к творчеству произошёл спонтанно, без предварительных раздумий над тем, какую музыку нам играть.

(Музыкальные вкусы участников группы “Каста” не ограничиваются рэпом. Шыму нравится русский рок – “Воскресенье” и Жанна Агузарова, а также песни Александра Розенбаума. Один из его любимых певцов - никто иной, как сам хриплоголосый Том Уэйтс. Хамиль – поклоник творчества другого известного хрипуна – Гарика Сукачёва. Кстати, вполне возможно, что скоро мы услышим совместную работу “Касты” и лидера “Неприкасаемых”. Что касается отсутствовавшего на пресс-конференции Влади, то он является большим поклонником джаза и даже сам записывает музыку в этом жанре).

АНТОН ВИЛЬГОЦКИЙ: А нет ли в ваших ближайших планах джемов с ростовскими рокерами? Такой альянс мог бы заинтересовать очень многих.

ШЫМ: Нет. Мы знакомы со многими ростовскими музыкантами, и некоторые из них периодически предлагают нам поработать вместе. Мы не делаем этого не потому, что являемся принципиальными рэпперами, а просто по той причине, что предложенные проекты не кажутся нам интересными. Дело вовсе не в музыкальном стиле. Мне лично нравится гитарная музыка. Но я считаю, что те группы, которые смешивают её с рэпом, идут на некий компромисс, которого быть не должно. Лучше хорошо исполнять рок или рэп, чем плохо играть рэп-кор. Впрочем, и в этом жанре есть достойные команды – Limp Bizkit, Rage Against The Machine. Но в целом я против.
 
АНТОН ВИЛЬГОЦКИЙ: Собирается ли «Каста» покорять мировой музыкальный рынок, записывая песни на английском языке?

ШЫМ: Нет. Читать рэп на английском мы не будем никогда.

АНТОН ВИЛЬГОЦКИЙ: Это обусловлено вашим патриотизмом, или есть какие-то другие причины?

ШЫМ: Патриотизм здесь совершенно ни при чём. Мы достаточно хорошо знаем английский и могли бы, при желании, выпустить пару песен для западных слушателей. Но как бы мы ни были продвинуты в этом отношении, мы всё же не являемся носителями языка и не знаем его в совершенстве, учитывая все тонкости сленга. А рэп-музыка, особенно, зарубежная, в основном, на сленге и базируется. Человек, не выучивший его в совершенстве, и пытающийся исполнять рэп, будет выглядеть просто смешно. Представьте себе американца, который захочет взяться за сочинение песен в жанре «русского шансона». Разве он сможет сделать что-то серьёзное? По той же причине и русскому рэпперу не удастся произвести хорошее впечатление на заокеанскую тусовку. Впрочем, как и американцу, три года не жившему в своей стране, ведь за такое время разговорный язык изменяется очень сильно – появляются новые идиомы, сокращения и ругательства, которые активно используются рэпперами. Так что, если мы сейчас станем читать на английском, нас не поймут ни русские, ни зарубежные слушатели.

(Но с зарубежными музыкантами «Каста», всё же, контактирует. С американскими – легендарной группой Wu-Tang Clan, и латышскими – участниками рижского рэп-трио «Факты» (к сожалению, больше не существующего). И не только с музыкантами – следующий клип «Касты» на песню «Ревность» будет снимать рижский режиссёр Виктор Вилкс. Этот человек известен по работе с Земфирой (клип «Бесконечность»), группами «Мумий Тролль» («Ранетка», «Невеста»), и «Сплин» («Остаёмся зимовать»)).