Из книги поговори со мною

Елена Неменко
КАКОЕ НАСТРОЕНИЕ У ПАПЫ?

Живем на Амурском бульваре. Каждый вечер после работы кто-то из взрослых гуляет с Диной или  по бульвару,  или в сквере на площади.
Сегодня мы сказали Дине, что гулять с  ней пойдет отец. Но пока он читает газеты. Она  согласно кивнула головой и спустя некоторое время подходит к нему и спрашивает:
- Гулять пойдем?
Отец мнется, не в силах оторваться от газеты и нерешительно отвечает:
- Нет, наверное…
- А почему?
- Настроение что-то скверное…
Как ни странно, девочку такое объяснение вполне  устроило,  и она вернулась к своим игрушкам . Но на другой день перед прогулкой спрашивает отца:
- А сегодня у тебя настроение не бульварное ?

ПОГОВОРИ  СО   МНОЮ…

Двухлетнюю  горожанку Надю оставили у меня  дома на несколько часов.
Спрашиваю:
- Ну,  и чем же мне тебя развлекать?
Пожимает плечами:
- Поговори со мною…
- Хорошо. – Даю ей  карандаши и бумагу, она быстро-быстро что – то чертит на ней, а я начинаю разговор:
- Надечка, а кто говорит «Мяу»?
Не отрываясь от рисунка,  небрежно отвечает:
- Киса.
- Надечка, а кто говорит «Гав-гав»?
- Собака…
- А кто говорит «Му-у»?
Прекращает рисовать , бросает карандаш и , недоуменно глядя на меня, отвечает:
- Кто-кто… Тетя  говорит…

УТОЧНЕНИЕ

- Надя, тебя в детском саду кто-нибудь обижает?
- Обижает…
- Кто? Саша, да?
- Да.
- А как он тебя обижает?
Бубнит:
- Как…как… Руками…
Мать разволновалась и растерянно  восклицает:
-  Как руками? Как руками?  По каким местам?
Снова  бубнит в ответ :
- По каким…по каким… По моим!

ПОГОВОРИЛИ…

Костя, пяти лет поет дразнилку: «Елки-палки, лес густой, ходит папа холостой…»
- Я не холостой, - возражает папа. - У меня есть  семья - мама, ты, Наташа… Я женатый. А вот ты действительно холостой.
-Нет, я тоже не холостой! – Обиделся Костя. – Я… сестратый!

УСПОКОИЛА…

Несу  трехлетнюю Дину на руках купаться в море. В воде осматриваюсь, не слишком ли для неё глубоко. Моё замешательство девочка понимает по-своему:
- Да ты не бойся, - успокаивает она меня заботливо и гладит по плечу ладошкой. - Не бойся. Если ты утонешь, я сама до берега добегу…

МЕШОК  С  ТЕЛОСЛОЖЕНИЕМ

Пятилетняя Дина тискает  толстого ленивого кота, который никак не реагирует на проявление такой бурной нежности. Девочка разочарована:
- Ты… ты… да ты  просто мешок какой-то с телосложением!

ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ СОБАКА

- Мама, у нас Бекки самая замечательная собака,- заявила Регина вернувшись с прогулки.
- Почему ты так решила?
Да ты что, никогда не видела, как она крылит ушами? Да она же когда-нибудь взлетит… И полетит…

ЗАГАДОЧКА

-Мам…,- просит Дина, - отгадай загадочку!
- Давай! - соглашается мама.
-   На полу лежат 2 кубика. Что надо сделать, чтобы построить из них дом?
- Трудный вопрос, -задумалась мама.- Если честно, Дина, - не знаю!
Ой!-  счастливо смеётся пятилетняя умница.-надо взять ещё 2 кубика, потом ещё 2, потом ещё…  Потом надо взять крышу и будет дом!

СДЕЛАЛА  ВЫВОД

Отец  воспитывает  пятилетнюю Аню:
-Ну сколько можно повторять, не  ходи обутой в комнате. Заруби себе это на носу! Поняла? А то я  сам  тебе так  зарублю, на всю жизнь запомнишь! Поняла?
Притихшая Аня подавленно кивает головкой уходит в комнату  и тихонько бочком садится в кресло.
Через несколько минут в  комнате раздается отчаянный рев. Мама бежит из кухни,  на ходу вытирая руки
- Анечка, доченька, что случилось?
- Я не буду, не буду зарубливать себе на носу. Нельзя мой нос зарубливать!  Никому нельзя! И папе нельзя
Мама мягко успокаивает девочку и пытается объяснить, что эта поговорка пришла к нам из старины, что у людей с собой всегда был такой деревянный нос, на котором для памяти они делали зарубки. И что папа хотел только , чтобы  она наконец-то запомнила это правило поведения, .поэтому надо сделать вывод ,  а не  плакать.
Аня успокоилась и ушла к своим куклам, но через некоторое время заходит на кухню и спрашивает:
- А что,  в старину все люди были Буратины?

ТАК СТРАШНЕЕ

Услышав дальние раскаты грома, трехлетняя Иришка  испуганно  басом вскрикивает:
- Гром и мол! Гром и мол!
Поправляю её:
-   Молния, а не мол!
- Нет, мол! Мол!
-  Да почему же?
- Так страшнее!

ПЛОХОЕ СЛОВО

- Мама, сука – плохое слово?
- Надя, где  же  ты его слышала?
- Я не слышала,  а прочитала.
- Где?
- В телевизоре, где слова бегут…
Мама  облегченно вздыхает и начинает терпеливо  объяснять:
- Этим словом называют собаку, когда хотят обозначить пол –  сука это -она , кобель это - он…  Но если этим словом называют не собаку, то оно уже  считается ругательством. Плохим словом.  Поняла?
Озадаченная девочка утвердительно кивнула. А на другой день громко зовет маму к телевизору:
- Смотри, смотри, опять  эту собаку-женщину разыскивают…

БЛАГИМИ  НАМЕРЕНИЯМИ…

- Ой, что я тебе скажу! - встретила меня пятилетняя Иришка. – ты знаешь, ведь  в Англии стакан называется глаз! 
- Да - а? – удивилась я.
Иришка на минуту задумалась и попыталась мне доходчиво растолковать непонятное, но под конец сама запуталась:
- У нас  глаз – это глаз, а у них  глаз – стакан!  Ой, ну,  как же, тогда англичане чай пьют?!
Ничего не поняв из этих недоуменных восклицаний, я попросила Иришкину маму  объяснить подробнее, откуда у дочери такие потрясающие знания английского языка.
Оказывается, воспитательница в детском саду по собственной инициативе решила вести в старшей группе занятия по английскому языку, полагая, что достаточно хорошо владеет и языком, и методикой преподавания.
- Что ж, английский – это хорошо, -  сказала я Иришке. – А какие слова и выражения ты уже знаешь? Ну-ка, к примеру, ответь мне, что значит «Гуд монинг!»
- Это я знаю! «Гуд монинг!»-это Зоя Ивановна!
- ???
- Да! Когда мы приходим в группу, то говорим - «Гуд монинг!» Зоя Ивановна!

ХОРОШИЙ ВОПРОС

Разбираю на грядке рассаду . Рядом возле кустов жимолости сражается с кем-то воображаемым соседский мальчик Паша, 4-х лет.
Объясняю ему, что на  кустах могут быть  очень опасные клещи.
- А бабушка сказала, что на даче клещей не бывает.
- Бывают, Паша, бывают. Их птицы на себе переносят.
Какое-то время Паша пошумел ещё, потом я краем глаза увидела, как он  осторожно вывинтился из кустов и ровненько по тропинке пошел к дому. Часа через два, когда я уже забыла и думать об этом разговоре,  он возник передо мной и спросил:
-  Интересно, а кто им трап подает?
- Кому трап?
- Клещам этим?

НАУЧНЫЙ ПОДХОД

Вика, трех с половиной лет, раскладывает  карточки  занимательного  лото :
- Кошка – домашнее, заяц – дикое животное… 
И вдруг вопрос :
А баба Яга – домашнее животное, или дикое?

 ПАПИН СУП…

Мамы нет дома, папа сварил суп, поперчил-посолил  по своему вкусу   и пытается накормить им Димку, пригрозив, что , если сын не будет есть, то  в город с папой не пойдет, а останется дома один.
 Мальчик молча, беспрекословно  глотает суп и прислушивается к позвякиванию ключей у входной двери. Поняв, что это вошла мама, срывается со стула и  стремглав бежит к ней :
- Мама,  мама,  у папы  тако-о-ой суп! Я уже весь  ущипался!

ПОКАЖИ КЛУБОК

Дина капризничает, не слушается. Говорю ей:
- Прекрати немедленно это нытьё! Я с тобой  уже все нервы вымотала!
Очень заинтересованно спрашивает:
- А покажи, какой клубок  получился?

СЕЛЕДКИНА ДОЧКА

При трехлетней Ирочке мама вскрыла банку с соленой килькой и дала ей попробовать  на кусочке хлеба  одну  рыбешку.
- Ой, какая малюпулюсенькая селедочка! –  восхитилась Ирочка и тут же мгновенно сделала вывод.:
- Килька – это селедкина дочка, да?

  СУП С ГОЛУБУШКАМИ

- Регина , ты будешь есть суп с галушками?
- Буду ! - берет ложку и застывает над тарелкой .- А какие они - голубушки? Это,  что ли?
Девочка разочарованно рассматривает комочки  теста.
Какие же это голубушки? Это какие-то…, какие-то …  комочушки!

ПЕРСПЕКТИВА  ДЛЯ  МАМЫ

Трехлетнюю Регину в наказание за какую-то провинность не пустили к подружкам в песочницу.
- Раз ты такая непослушная, сиди дома. - строго сказала мама. – Я  тебя  так  наказываю. Пора серьёзно взяться за твоё воспитание.
-  Я вырасту и тоже буду тебя в наказание воспитывать.
- Как же ты будешь меня воспитывать?
А вот…, а вот… выгоню на улицу и будешь там босиком жить.

ВСПОМНИЛА

Трехлетняя Анечка с родителями приехала в гости на дачу, где впервые увидела и живую козу, и поросенка, и важных индюков. Но больше всего её поразили только что вылупившиеся  пушистые желтенькие цыплята.
От избытка чувств девочка заворковала над лукошком, забыв, однако, как называются эти мягкие комочки на тоненьких лапках :
-Ах, какой ты…какой ты…Ой, ну, кто же ты такой? А-а-а…Вспомнила! Куренок… Нет-нет…  Цыкуренок маленький!

ЧТО ЛУЧШЕ?

 Пятилетняя Анечка спрашивает отца:
- А  зачем ты газеты читаешь?
- Чтобы знать последние известия.
- Тогда радио слушай. Всё время говорят : «Передаем последние известия».
 И вдруг неожиданно задает вопрос :
- А что лучше – радио или газета?
Отец недоуменно пожимает плечами:
- Да как тебе сказать…
Перебивает его:
-  А я сама знаю! Газета лучше.
-   Почему ты так решила?
- Потому что в радио ничего завернуть нельзя!

ЛЕГКИЙ ПРЫГ

- Маришка, тебе нравится ходить
в детский сад?
- Да…
- А что именно тебе очень нравится
в детском саду?
- Легкий прыг!
- ???
- Ну,  это  утренняя зарядка.
Сначала упражнения  делаем такие
 всякие разные , а потом  переходим
на  легкий бег , а потом ... на  легкий прыг

ВЕЖЛИВОСТЬ  ПРЕЖДЕ ВСЕГО

Анечка, трех лет, увидала  на дачной грядке огромную тыкву и восторженно кричит:
- Смотри, смотри, какая выква !
- Не выква, а тыква, - поправляю я её.
Да нет же, нет!  Выква! Ты что - не видишь, какая она взрослая!

ВСЁ ПОНЯЛА

Воспитываю сына-десятиклассника:
- У тебя экзамены на носу, а ты у телевизора целыми днями сидишь…Никак от него не оторвешься!
Дина, вскарабкавшись на диван, внимательно рассматривает нос брата. Затем  с озабоченным видом бежит к трюмо, берет флакон с одеколоном и спешит с ним обратно:
На, прижги экзамены!

ЖЕЛЕЗНАЯ ЛОГИКА

Привезла пятилетнего Диму от бабушки.
- А чем тебя,  сынок, вкусненьким кормила  бабушка?
- Лепменями!
-  Пельменями. Ты уже достаточно большой, и знаешь, что правильно говорят – «пельмени».
- Нет, правильно –«лепмени»!
- Кто тебе такое сказал?
Никто. Просто бабушка сама их лепила, значит,  «лепмени». А у нас они из магазина. Значит, пельмени.

БУКВА  В  ПОЛКОЛЕЧКА

Вадику, пяти с половиной лет , очень хочется рассматривать с мамой новую красочную  книгу -  азбуку. Ведь они её только что купили! Но маме некогда, завтра утром надо в детский садик отнести чистую смену одежды, и она в ванной занимается постирушкой.
Вадик тяжело вздыхает и начинает сам рассматривать буквы. Но без вопросов, видно , не обойтись…
- Мам, какая это буква, заборчиком?
- «М», наверное, - доносится из ванной.
- А колечком?
- Это «О».
- А полколечка?
- Это «С»
- Мам, а эта, которая ноги поджала?
Уставшая мама замирает над тазиком и шепчет:
- Господи, какая же это буква могла ноги поджать?
Стряхивая с рук пену , торопится в комнату и заглядывает в книжку. Такою её сын букву «Д» увидел.

ОБЪЯСНИЛ

Трехлетний Вова  капризничает  перед уходом в садик :
           -  Я эти штаны не надену!
- Почему!
- Не нравятся!
- Почему?
Потому что с длинными рукавами!

ГЕОЛОГ

- Антошка, ты  же мне весь огород перековырял! Что ты всё ищешь, червяков для рыбалки, что ли?
 Полезные закопаемые!

У ТЕЛЕВИЗОРА

 Какой-то период в раннем детстве Регина очень много времени проводила у телевизора. Суждения об увиденном у неё были самые неожиданные.
Об оперной певице:
- Ой, смотрите, какая  же тетя испуганная!
О старейшине в чалме  из Средней Азии
- Какой несчастный дедушка! Голова-то… Голова-то  вся забинтована.
О Муравьёве –Амурском:
Это что ли, отчество – Амурский? Папу звали Амуром , что ли?

ОДНИМ СЛОВОМ…

Регине сегодня не везет. Сначала бабушка читала длинные и нудные нотации, потом мама поучала, поучала так, что сама устала и уснула на диване.
Теперь они обе  отдохнули и с новыми силами взялись за воспитание Регины. Но не тут-то было… Маленькая упрямица закрылась в ванной и на приказ выйти оттуда наотрез отказалась:
- Нет! Не люблю, когда меня обварчивают!

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Мама с подругой разговаривает на кухне. Здесь же  пятилетняя Юлечка рассматривает овощи в корзине.
Подруга жалуется  маме:
- Ничего есть не могу, все время соленого хочется.
Мама заглядывает в холодильник , приговаривая:
-Соленое…соленое…, чем же тебя угостить?
Юлечка  отрывается от корзины с овощами и  рассудительно говорит:
- Надо тете Вале вот этим перцем намазать язык.
- Зачем?!!! - в один голос воскликнули мама и тетя Валя.
- Ну, если ей соленого хочется… Больше не захочет.

МАЛЕНЬКОЕ СПАСИБО

Дарю Ирочке маленькую куколку, но видно, что девочка разочарована. Наверное, хотелось большую,  такую же, как  у  моей Дины,  поэтому она молчит, насупившись.
Бабушка учит её:
- Что сказать надо? Большое спасибо. Скажи тете «большое спасибо».
Ирочка все равно молчит. Потом, решив, что бабушка от  неё не отстанет и не прекратит своих поучений, глубоко вздыхает и благодарит меня:
- Маленькое спасибо…