православие today

Николай Самсонов
Во время чеченского безобразия, которое, почему-то называется войною, и длится по сей день, произошло следующее событие. Русского солдата взяли в плен чеченские боевики. Когда русские офицеры обнаружили это исчезновение, то, чтобы избежать ответственности, обвинили его в дезертирстве. Боевики предложили солдату непростой выбор - принять ислам и примкнуть к ним или умереть. После отказа и трех месяцев пыток, они, в день его рождения отрезали ему ножом голову. Ножом – это чтобы враг после смерти не явился за своим убийцей. Таковы чеченские поверья. Благодаря средствам массовой информации история стала общеизвестной. Появились иконы, где этот несчастный солдат изображен в камуфляже и с нимбом над головой, и даже неофициальная (официально не признанная церковью) молитва ему как святому.
Выбор, который поставили перед солдатом, чеченцы вряд ли можно считать реальным выбором. Много ли известно о русских, принявших сторону боевиков? Скорее всего, это был еще один – самый изощренный для верующего – способ издевательства перед смертью. Прямо скажем, чистое проявление садизма и попытки сломать человеческую психику, а не выбор. Но когда происходит трагедия отдельного человека (вызванная не им самим, не его родными, не его окружением, а войной, т.е. государством, которое ее допустила) националисты всегда спешат сделать из этой трагедии свой очередной фетиш, верующие готовы увидеть в этом святость, таблоиды – средство повышения продаж.
Вообще отношения народа – власти – церкви достаточно сложны и неоднозначны.
Власть вносит поправки в Земельный кодекс и предоставляет церкви в постоянное пользование земли, а народ – на две свои трети - против.
По конституции, которую выбрал себе народ, церковь в нашей стране отделена от государства, и, следовательно, вводить в школьную программу православие обязательным предметом вроде бы как нельзя. Но это только вроде бы – у нас всегда в первую очередь выполняли распоряжения начальника, а уже потом думали о его законности, этичности, и, наконец, здравомыслии, а в 95 случаях из 100 – и вообще не думали. Зачем думать то? На то чтобы думать другие есть. «Мы все – православные» - говорят нам. И смотрят с экрана телевизора так строго и серьезно, что становится не по себе. Наверное, так же могли смотреть люди 70 лет назад и говорить «мы все – коммунисты, разве ты не с нами?» И люди отводят глаза, им нечего ответить на этот изначально провокационный вопрос. Они знают, что ожидает тех, кто «не снами». И не важно с кем, главное с большинством. В этом отношении народу всегда будут нужны партячееки по типу КПСС, так же как и старшие братья по разуму - наставники и воспитатели. Или священники. Действительно, кто же кроме них сможет, донести до человека общечеловеческие ценности?
Ну а то, что у нас, по конституции, светское образование, - ну и хрен, с ним, со светским образованием, без него как-нибудь проживем.
Тем не менее, случай с попыткой канонизации погибшего от руки террористов русского солдата (идущий именно «из народа») говорит о том, что на сегодняшний день, помимо явного желания власти впарить пережившей 80-ти летний период официального атеизма средневзвешенной народной душе некий вид православия в его самом официозно-плакатном исполнении как некую новую постсоветскую идеологию, существует и некое взаимное движение народа к религии. Правда, скорее, к ее ритуально-языческой части. Но это уже не важно.