Экзамен

Александр Кельнер
Шел самый сложный экзамен всего семестра – электротехника. Преподаватель - Миру-Мир (он же Мирхайдаров Мирхайдар Мирхусанович) уже успел завалить две группы. Стопроцентный завал двух групп – это нечто из ряда вон. Ни одного «уда», сплошные «неуды». Шестьдесят «неудов». Это было страшно!! Дело даже не в «неуде». Дело в том, что провал экзамена влек за собой отсрочку поездки на море, куда мы собрались всей командой.
По большому счету, злодей МММ не делал ничего особенного.
Просто он запускал в класс по одному студенту, сажал перед собой, давал билет и предлагал у него на глазах написать ответ. Все. Ничего более. Если через пять минут не следовало ответа хотя бы на один вопрос, то бедолага с позором изгонялся. Не помогали ни шпаргалки, обильно заготовленные всеми, ни безумное декольте Лауры, ни, даже, обычная эрудиция. Требование старого басмача было одно – нарисовать указанную в билете электрическую схему и рассчитать по всем правилам науки толщину проволоки и мощность каких-то приборов, которые должны были быть прикреплены к этой проволоке. Сплошные формулы, о которых никто не имел понятия.
Мы с Сашкой Козловым не посещали вообще ни одного занятия Миру-Мира и знали, что шансов у нас нет. И тут Козел сказал:
- Эврика!!
- Давай сыграем, - ответил я, - аккумулятор.
- Радио, - сказал Козел.
- Останкино, - ответил я, - это что, викторина на тему?
- Радиоподсказка, - продолжал Козел, - закатив глаза куда-то в мозг.
- Неправильно, надо на «О», - рассеяно возразил я.
- Эврика, - почему-то шепотом повторил Козел.
- Да, была эврика, не отвлекайся!
Но Козел уже впал в какой-то транс и, схватив карандаш начал лихорадочно чиркать что-то в тетрадке.
Я заглянул ему через плечо, и настроение у меня упало. Сашка чертил электрическую схему.
- Оставь, - попытался я урезонить свихнувшегося товарища, - нет смысла, все равно до завтра не выучишь.
Козел молча лягнул ногой и продолжал рисовать. Я, оставшись не у дел, тоскливо подошел к аудитории, где свирепствовал Миру-Мир. Очередная жертва выпала из дверей со слезами на глазах. Это была отличница Оля. Она уже второй раз попробовала сдать и снова неудачно.
Дело в том, что Оля имела сестру-близнеца Зину. Зина, внешне совершенно неотличимая от Оли, была очень тупой девушкой, видимо вследствие бурной личной жизни. Все экзамены сдавала Оля. После первого захода она меняла кофточку, брала зачетку сестры и сдавала снова. Насколько я помню, Зина сдавала экзамен только раз, когда всю группу пригласили в аудиторию на экзамен по истории КПСС. Разумеется, она не смогла промолвить и слова, но сделала подляну сестре, назвавшись ее именем. Помнится, был скандал и Оля, тянувшая на красный диплом, сильно пеняла Зине.
В этот раз Оля срезалась дважды. Для нее это был кошмар. Она стояла в дверях и кричала, что будет жаловаться декану, на что Миру-Мир, плохо говорящий по-русски, отвечал односложно:
- Пожалиска!
Я вернулся к Сашке и застал его сидящим у стены с карандашом во рту, разглядывающим свои каракули.
- Ожил,- спросил я?
Козел поднял глаза и сказал, глядя сквозь меня:
- Провода телефонного двенадцать метров, вилка есть, остается сделать розетку в ботинке.
- Ку-ку, - только и нашелся, что ответить я. – Может лучше по пятьдесят гидролизного? Дома есть. Поехали, а? Мне твой вид совсем не нравится.
- Поехали, - задумчиво ответил Сашка, и, не вынимая карандаша изо рта, поднялся.
По дороге домой, в автобусе, Сашка, наконец, объяснил мне суть его изобретения.
Все помнят «Приключения Шурика» и ловкого студента, который пытался с помощью радиопередатчика сдать экзамен. Тогда эта затея провалилась из-за несовершенства конструкции и стечения обстоятельств. Сашка пошел по пути гораздо более простому и гениальному. Зная, в какой аудитории проходит экзамен, и даже зная парту, за которой сидят сдающие, он решил провести телефонную линию прямо к парте и установить там вилку.
Розетка встраивалась в ботинок, а наушник вставлялся прямо в ухо, благо патлы у нас были битловские, и его не должно было быть видно. Микрофон легко помещался в кармане пиджака, а все провода проходили под одеждой. В качестве телефонной станции выступала стандартная полевая «вертушка», которая у нас была в наличии. По идее «Сдающий» подходил к парте, ногой нащупывал вилку, нанизывался на нее и оказывался подключенным к сети.
Оставалось негромко вслух прочитать задание и дождаться ответа.
Дома мы быстро соорудили схему и опробовали ее. Эффект оказался просто потрясающий. Все работало великолепно. Немного смущал наушник. Он был великоват. Тогда я махнул рукой и раскурочил бабушкин слуховой аппарат, в котором был миниатюрный динамик.
Теперь было необходимо установить провод в аудитории. Мы договорились приехать в институт рано утром, за два часа до экзамена и незаметно проложить провод. Я приехал вовремя и маялся, в ожидании Козла, который уже запаздывал. Он прискакал минут за двадцать до прихода Миру-Мира, оправдываясь опозданием автобуса. Я же подозревал, что он просто проспал, тем более что крутой запах перегара наводил на мысль о весело проведенном вечере. На бегу, кинув провод вдоль плинтуса, мы присобачили вилку к парте и выскочили буквально за секунду до начала экзамена.
Миру-Мир пришел вовремя. Презрительно оглядев дрожащих студентов он сказал:
- Кто не готов, сразу скажи. Кто готов – заходи один.
Зашел кореец Филя, а мы тем временем принялись экипироваться. Первым должен был зайти я, и Сашка начал помогать мне просовывать провода и наушники через штаны и рубашку. Когда все было готово, выяснилось, что Сашкин ботинок с розеткой на три размера меньше моего. Сняв шнурки, я кое-как влез в его ботинки. Окружающие сокурсники с любопытством взирали на странные наши действия. Козел шепотом объяснял принцип действия, а я, как космонавт перед стартом, трясся от страха, что нас разоблачат. Наконец Филя вышел с ожидаемым «неудом» и Сашка, перекрестив меня, впихнул в аудиторию.
На деревянных ногах я прошел к столу, где мрачно шевелил мохнатыми бровями Миру-Мир, взял билет и сел за парту напротив.
Миру-Мир записал номер билета и уставился на меня тяжелым змеиным взглядом. Он терпеть не мог волосатиков, тем более что я нарочно начесал волосы на уши, чтоб скрыть наушник. Я поднес билет к глазам и прочитал вслух:
- Трансформатор. Виды, устройство и принцип работы.
- Знаешь? – спросил Миру-Мир?
- Конечно! – ответил я, судорожно нащупывая вилку ногой.
- Отвечай.
- А подумать можно? Пять минут.
- Думай, - махнул рукой Миру-Мир и уткнулся в журнал. Там сплошным рядом шли «неуды»
Нога нащупала вилку, я воткнул в нее ботинок и в ушах раздался грохот. Это Козел проверял связь, щелкая по микрофону.
- Раз, раз, раз. Как слышно, приём!! – слышалось из наушника.
- Вот козел!! – подумал я, - чего же так орать!!
- Трансформатор, - повторил я, - устройство и принцип работы.
- Про себя, пажалиска, - брезгливо сказал Миру-Мир.
Я взял лист бумаги и крупно вывел - «Трансформатор».
В наушнике слышались голоса, шуршание, хохот и прочие посторонние шумы.
Я написал – Трансформатор предназначен для…
Для чего он предназначен, я не знал. Я всегда был уверен, что трансформатор, это будка, которая гудит. На большее моя фантазия не распространялась.
И тут Козел ожил.
- Пиши, - услышал я,

-   Принцип действия трансформатора основан на законе электромагнитной индукции (закон Фарадея – Максвелла). При подключении трансформатора к сети, в его первичной обмотке возникает переменный ток i1, создающий основной магнитный поток Ф, замыкающийся по магнитопроводу. Поток Ф индуктирует в обеих обмотках переменные ЭДС e1 и e2, пропорциональные числам витков W1 и W2 соответствующих обмоток и скорости изменения потока dФ/dt. Таким образом, мгновенные значения ЭДС будут равны: e1 = –W1dФ/dt; e2 = –W2dФ/dt, а их отношение составит:
e1 / e2 = E1 / E2 = W1 / W2. и .....т.д.
 
Все это Козел выпалил одним духом, и я едва успевал записывать за ним. В какой-то момент, подняв глаза, я увидел изумленную физиономию экзаменатора. Он даже привстал, чтоб разглядеть, – чего это я там пишу? Увидев такое подробное описание и такую гору формул, он вышел из-за стола и заглянул в парту. Шпаргалок не было. Он взял из моих рук листок, пробежал глазами и сказал:
- Хорошо, переходи к следующему вопросу.
Следующим вопросом шла схема, которую кроме меня никто не видел. Сориентировав ее, по возможности правильно, я начал что-то быстро говорить. Но Миру-Мир уже не слушал. Он сказал:
- Хорошо, третий вопрос.
Третьим вопросом шла задача, диктовать которую и тем более ждать решения, уже не было времени.
Я честно сказал, что задача мне не по зубам.
И тут случилось чудо!
Миру-Мир взял мою зачетку и крупно написал в ней «Хорошо».
Я не поверил своим глазам. На шестьдесят «неудов» одна положительная оценка и даже «хорошо». Невероятно!! Видимо я что-то всколыхнул в душе старого басурмана.
Отцепив ботинок от вилки, я вышел из класса.
- Ну?!!!
- «Хор»!!
- Ура!!
Козел побежал переодеваться. Через пять минут он вошел в аудиторию. Я замер на телефоне. Послышалось шуршание, включилась сеть, и я услышал:
- Билет номер шесть. Вопрос первый……А? Что? Кто? Я? Нет не пил! Это одеколоном пахнет!! Да не пил я!!! Кто вам сказал? Почему в другой раз?!!........
Дальше слышался невнятный, но грозный голос Миру-Мира и звонкий от обиды и «вчерашнего» голос Козла:
- Да, чо ты гонишь!!! Как пересдавать?!!Когда?!! Да, пошел ты…!!
Далее раздался треск, и связь прервалась.
С открытыми ртами все ждали выхода Козла. Он вылетел из аудитории, с грохотом хлопнул дверью и побежал по коридору. Следом вылетел Миру-Мир и, едва не споткнувшись о мою «вертушку», заорал вслед:
- Пяный морд!! На отчислений тибе будет!!
Я успел накрыть «вертушку» пиджаком и побежал за Сашкой.
Он сидел на улице и нервно курил, матерясь, как сапожник.
Оказывается Мир-Мир учуял запах Сашкиного перегара и без рассуждений велел ему выйти вон. Слово за слово и Сашка, которого еще «волокло», послал его куда следует.
В последствии он раз шесть пытался пересдать и сдал только тогда, когда Миру-Мир ушел в отпуск, а другой преподаватель за малую мзду нарисовал ему трояк.
Вот так. Талантливым людям всегда трудно.