Неизбежный Андрогин

Новопашин Сергей
Андрогиния (от лат. andros – мужской, gynes - женский) в первоначальном смысле (С.Бём) характеризует состояние людей, успешно сочетающих в себе традиционно мужские и традиционно женские психологические качества. Степень маскулинности и феминности может варьировать независимо от биологического пола индивида, и зависит от культуры того социума, в котором индивид воспитывался. Прекрасной иллюстрацией этого постулата служат результаты исследований культур разных племён антропологам Маргарет Мид.

    «Не знаю, кто ты - мужик или баба...» - агрессивно заявил некий «жёсткий» сельский парень Элису Куперу на концерте в Огайо, пригрозив ему «винчестером». Поводом «наехать» на Купера для неискушенного в культуре шоу фермера, послужила сцена терзания то ли живых куриц, то ли куриных муляжей. Дело было в 70-х, поэтому реакция этого парня неудивительна. Тем более, парня с Юга.               
  Сегодня, после легализации и расцвета «gay-culture», после оголтелой феминизации 80-х, этот случай на концерте выглядит даже не смешно - так, забавное недоразумение. Виновник же происшествия - Винсент Фурнье, автор «Welcome To My Nightmare» и других нетленных произведений glam-horror-rock'a, известный в миру как Alice Cooper, видимо, своим женским, именем и ввел в заблуждение наивного пастуха, то бишь ковбоя. И, что показательно, в 90-х уже никого в заблуждение не вводит женское имя Мэрилин Менсона.               
   Элис не был пионером в создании и эксплуатации андрогинного имиджа, его он позаимствовал у британского коллеги Дэвида Р. Джонса (известного как David Bowie), привнесшего этот имидж не только на сцену, но и в кино (не без помощи Алистера Кроули и Кеннета Энгера). Правда, надо сказать, что имидж Купера, в отличие от имиджа эстета Боуи, был все-таки более мужественным благодаря своей устрашающей воинственности с налётом «Vamp».
Дальше - больше. В 80-х шоу-машина, перемолов живую плоть панк-рока, выплюнула на сцену целую плеяду всевозможных «новых романтиков»: «пиратов», «ретро-героев», травести — персонажей, в той или иной степени двуполых, и не только на сцене (Марк Элмонд - экс-Soft Cell или Джордж Майкл - экс-Wham!). Абсолютом явился здесь Boy George (Джордж О'Дауд), начавший свою карьеру в одном из лондонских gay-кафе, где он вместе с группой Culture Club привлекал посетителей не только легкой смесью соул и «белой» электронной музыки, - «спецобслуживание» состояло из галереи женских образов Бой Джорджа: школьницы, гейши, монашки. Своего рода репетиция в предчувствии шоу трансвеститов Жана-Поля Готье.               
     Но бастион евро-американской культуры, стержнем которой, как известно, является Фаллос, был атакован не только авангардом феминизированных юношей. С «тыла» (никуда не деться от статус-сексуального подтекста лексики!) наступали далеко не женственные Грейс Джонс, Мадонна, Энни Леннокс, правда, с возрастом последние стали более соответствовать своему естеству. За ними уже тогда маячили стада маскулинных рейв-«тёлок», которые сегодня стали нормой, и не только в эфире MTV. Характерно то, что имиджевая и  социальная маскулинизация женщин остается несколько в тени, тогда как наиболее заметными становятся фигуры феминизированных мужчин - известных театралов, модельеров, актеров etc. - имя им легион...
     Никто, наверное, всерьез не воспринимал выходки Авроры Дюдеван, шокировавшей обывателей мужскими костюмами, сигарами, хриплым голосом и мужским именем Жорж Санд. Ей, видимо, доставляло удовольствие доминировать в отношениях со своим коллегой по перу, женственным Альфредом де Мюссе.
     Сегодня, в конце XX – начале XXI века, стали обыденностью, нормой мужские аксессуары и мужские костюмы в гардеробе женщин (пиджаки, брюки, ботинки «милитари», подплечники и прочие вещи, визуально увеличивающие ширину плеч, и т. п.), одежда и парфюмерия unisex. Так называемая busineswoman, продукт евро-американской эмансипации, сейчас остается редкостью разве что только для арабо-исламской цивилизации, которая продолжает «держаться корней», отстаивая фаллоцентризм своей культуры. Научно-технический прогресс и супер-перенаселенность урбанизированных центров заставили женщин бороться за социальные ранги, ранее традиционно бывшие мужскими. Конечно, можно, вслед за Фрейдом, расценивать этот феномен как пример компенсации кастрального комплекса, если бы дело не обстояло сложнее. Попробуем рассмотреть разные аспекты данной темы.
    Феномен андрогинии стал не столько психической характеристикой человека, сколько социо-культурным фактором, и современная постмодернистская реальность, невозможная без андрогинии, тому подтверждение. Рассмотрим поподробнее этот аспект.
    Навязывание образа андрогина со сцены или с экрана ТВ неслучайно. Возможно, это и есть «мостик», позволяющий незаметно перейти от комплиментарного восприятия образа Другого к образу Чужого (не-человека). Другой вопрос - зачем это нужно.               
    Если Человек-Слон Д.Линча нам еще омерзителен, хотя и вызывает сочувствие, то андрогины, созданные Дэвидом Боуи на сцене (Зигги Стардаст) и в кино («Человек, упавший на Землю», Н.Рэг, 1976; «Голод» Т.Скотт,1983), странны, сияющи (glamour!) и нечеловечески красивы. За исключением, может, стареющего вампира Боуи в «Голоде»… И даже если мы на миг видим не-человечность Боуи – инопланетянина, Боуи - вампира, и этого достаточно, чтобы «обрушился мир», так тщательно выстроенный в голове, и что он не просто Другой, он - Чужой, - мы все равно ему симпатизируем. Детям, с их неразвитым ego проще – они не осознают двуполость Боуи в роли Короля Гоблинов («Лабиринт»), находя его скорее привлекательным, чем пугающим; аналогично воспринимая и Майкла Джексона.
Джексон, герой не экранный, но живой, посему достигающий большего эффекта в воздействии на несформировавшееся сознание своих поклонников, имеет не просто универсальный имидж. Он - супер-универсален. Нестареющий подросток с нечеткой половой ориентацией, уникум, сумевший фенотипически преодолеть расовый барьер. И если негру-альбиносу Ли, герою романа Салливана (Бориса Виана), удается разве что «трахать» белых девчонок, то братцу из Jackson Five удалось крепко «загрузить» мозги миллионам тинейджеров и взрослеющих юношей. Майкл Джексон - существо, прячущееся от враждебной ему (?!) среды с помощью маски-грима, перчаток, кислородных камер и пр. Он уже даже не андрогин (эту нишу с успехом освоил Prince), он – не-человек.
     Верхушку этого айсберга заметил и вербализировал наблюдательный Юрий Лоза (программа ТВ-6 «Акулы пера»): чем выше «звездность» артиста, тем больше его стремление нравиться - чисто женская особенность, отсюда и его женственный сценический имидж. Можно, конечно, списать все на особенности традиций в профессии артистов, но речь идет не об этом. Парадоксально, но многим женщинам нравятся именно андрогинные сценические герои, будь то Филипп Киркоров или Валерий Леонтьев. Что же касается новой генерации сценических кумиров, то не секрет, что, если карьера для особей женского пола нередко определяется per vagina, то для «мальчишек» - per ani. О смешных же телепередачах с двусмысленным названием «Я сама» лучше и не говорить.
     Есть наживка и «для самых маленьких». В современных мультсериалах героини-девочки - отнюдь не беззащитные существа. Они действуют не только наравне с героями-мальчиками, но нередко превосходят их в каких-либо жестких ситуациях. Дюймовочка - изжитой анахронизм на фоне вооруженных и владеющих каратэ мульт-героинь. Импринтинг безотказен. Детское сознание фиксирует несвойственные женщинам социальные роли (воина, бойца) как данность, без альтернатив и оговорок. Вероятно, в ближайшем будущем именно эти роли и будут наиболее адаптивными... В целом процесс внедрения в массовое сознание нового, андрогинного героя происходит достаточно успешно. И если еще вчера гетеросексуальному большинству подбрасывался примирительный тезис «Мы такие же» (Good as you! — сокр. gay), то сегодня он звучит так: «Мы не просто такие же, мы лучше вас!» - основной тезис фильма Б. Кидрона «Вонг Фу, с благодарностью от Джулии Ньюмар».


Андрогиния
в природе и культуре


    Явление генетически определенной двуполости (гермафродитизм) в природе встречается довольно часто. Сыновья-дочери Гермеса и Афродиты имеются не только среди беспозвоночных (черви, моллюски), но и среди позвоночных животных, не говоря уже о растениях. Даже у такого высокоорганизованного существа как человек на первых стадиях эмбриогенеза закладываются зачатки половых желез мужского (вольфов канал) и женского (мюллеров канал) пола, и только на третьей неделе развития зародыша появляются первые признаки половой дифференциации. Биохимически же человек остается двуполым всю жизнь, несмотря на генетически определяемый пол (XX или XY хромосомами), поскольку «реальный» пол будет зависеть и от соотношения половых гормонов в крови (андрогенов и эстрогенов). Случаи генетического (андрогенитальный синдром), а затем и гормонального нарушения становления пола делают явной скрытую потенциальную двуполость человека.
    Изобретательная природа приберегла еще один сюрприз - инверсию (смену) пола. Инверсия пола проявляется в относительно обособленных популяциях растений или животных при дефиците особей какого-либо пола. Например, саговники - голосеменные растения - являются двудомными, т. е. дифференцированными по полам; при тотальном расселении женских или мужских особей (учитывая, что саговники часто растут на островах) часть из них меняет пол, восполняя дефицит.
     Обратная сторона медали - в условиях перенаселенности экологической ниши каким-либо видом организмов происходит торможение половых реакций у самок, да и самцам (особенно низких рангов) далеко не до размножения, поскольку кормовая база в таких условиях ограничена.
    Отказ самок от размножения является необходимым стереотипом поведения в условиях перенаселения и наряду с другими механизмами регулирует численность особей.
    Поэтому неудивительно, что женщины Рима в период упадка Империи (здесь - в условиях перенаселенности) отказывались от деторождения, предпочитая борьбу за власть, что в нормальных условиях является прерогативой мужчин, а в сексуальных отношениях те и другие предпочитали «прелести» однополой любви. Хотим мы того или нет, но подобные инверсии правомерно считать адаптивным поведенческим признаком, сокращающим таким образом количество ртов. Хотя культура однополых отношений в той или иной степени характерна для большинства исторических сообществ. С некоторыми из них подобная практика сыграла злую шутку. Военные государства древности (Спарта, например) исчезали с лица земли еще и потому, что культура воспитания воинов строилась на гомосексуальных отношениях наставника и ученика; плюс бесконечные военные походы. Все это исключало возможность нормально размножаться, а в итоге приводило к сокращению численности государства или к ассимиляции иммигрантов с аборигенами с последующим их «растворением»...
    Актуальным фактором стал сегодня и психо-физиологический сдвиг в женском сознании, являющийся одним из побочных эффектов контрацептивной культуры. Следствием этого явилось повышение устойчивости к стрессам у женщин, что дает им фору в «соревновании» с мужчинами.
     В целом для современного человечества, численность которого превышает допустимые биосферой параметры (более 6 млрд. против допустимых 0,5 млрд. человек), естественным адаптивным признаком становится инверсия пола - как фактическая (транссексуализм) и поведенчески-ролевая (гомосексуализм), так и имиджевая (трансвестизм и андрогиния). И если еще сегодня мужчины могут гордо идти по жизни, «сжимая крюк в кармане брюк» (тезис БГ), то завтра, похоже, этого окажется мало.

Futurama

     Пищу для ума дают следующие футурологические сценарии, так или иначе отражающие проблематику андрогинии:
       а) вариант, описанный в романе Урсулы Ле Гуин «Левая рука тьмы»: переселенцы с Земли, освоившие другую планету, приобрели способность быть андрогинными в своем обычном состоянии, и только достигая периода размножения, они трансформируются на время коитуса в особей разных полов. Практически вариант маловероятен, но все же...
     б) вариант, существующий в природе: иерархия в популяциях гиеновой собаки строится не из самцов, как общепринято, а из самок. Самки же имеют весьма заметные органы, имитирующие гениталии самцов, тогда как у обладателей настоящих пенисов и тестикул они малозаметны. Самцы играют подчиненную роль, участвуя в размножении в периоды течки самок, самки же выполняют все социальные функции. Это кажется смешным, но современное человечество скатывается именно к такому варианту: женщины имитируют внешний вид мужчин (см. выше), социально же вытесняя их из традиционно занимаемых ниш. Как подвариант интересен сюжет фильма Юлиуша Махульского «Секс-миссия» (1985), в котором показан абсолют женского тоталитаризма, основанный на партеногенезе - этакий муравьино-пчелиный коммунизм. Подобная же модель представлена и в повести братьев Стругацких «Улитка на склоне».
     в) вариант, описанный в антиутопии Энтони Берджесса «Вожделеющее семя»: мир перенаселен; демографические чистки осуществляются путем имитации военных действий, во время которых идет «отстрел» лишних ртов. Но основной инструмент регуляции численности - отказ от размножения как у женщин, так и у мужчин. Самый адаптивный в таких условиях стереотип полового поведения - гомосексуализм, в результате доминации которого сексуальным меньшинством становятся гетеросексуалы. По социальной лестнице невозможно подняться, имея ребенка. Размножение аморально и преследуется законом (см. также фильм Стюарта Гордона «Последний отсчет»). Сценарий, имеющий все реальные возможности осуществиться, тем более что процесс уже идет.
     Философское обоснование как андрогинии в целом, так и феминизации культуры в частности уже имеется (Жак Деррида, феминистский пост-структурализм). Так что дело за немногим. Возможно, именно андрогиния и «спасет мир», несмотря на то, что Небо упадет на Поднебесную, рыбки Инь и Ян сожрут друг друга и воцарится Начальный, и одновременно - Конечный Андрогин.
     Мир же, скроенный по образцу западных «модельеров» от геополитики, станет окончательно гомогенным не только в расовом, национальном и культурном отношении, но и в половом. Вы хотите этого? Получите… Перефразируя мондиалистов из группы Yes: One World, One People, One Culture, One Sex…