И жало мудрое змеи

Вольд Невский
     В чем сила и ценность искусства?
   Подумал, возвращаясь домой в маршрутном такси, после редкой теперь для меня выставки картин в Пушкинском музее. Стояла осень, мокрый снег бил в лобовое стекло, был ранний, но уже темный вечер. Мимо мелькали черные стены домов с окнами в частную жизнь всегда маленьких (сколь бы каждый из себя не мнил) людей. Цивилизация, так сказать, налицо. Земля - родительница (в прямом смысле этого слова) по Вернадскому всего лишь тонки слой почвы – гумус. «Из праха в прах» по церковному. А человечества суть - в ноосфере, в этаком ореоле знаний, планетарном нимбе информации.
Только мало, мне кажется, одной «оперативной памяти» для гуманитарной оболочки нашей матушки Геры. Падут в небытие серые города, покроется ледяной пустыней наш голубой шар (хотя бы из непреложного закона, о неумолимости времени). Что в остатке (в осадке) от нашей привычной биологической формы существования?.. Здесь и кроется разгадка бытия. Останутся следы - отражения культур эпох, некое сосредоточение высшего опыта и знаний. Как для нас сейчас пирамиды и храмы древних. Эта «соль земли» не может исчезнуть, потому что это иная форма существования вещей. Это уже содержание законов жизни.
      Склоненный взор ли святой троицы на иконе Рублева, негаснущая свеча ли в руке ностальгирующего Янковского в фильме Тарковского, жажда ли спасительного сна Ивана Денисовича в «Одном дне…» Солженицына – что формирует образ будущего – неизвестно. Тонок он наш культурный слой. «Много званных, но мало избранных». Одно ясно, искусство обладает не меньшей силой воздействия на ход истории, чем (самый сильный пример) обуздание ядерной энергии. В развитие известного выражения «красота спасет мир» можно сказать, что она хранит его - это точно.
    Мысль приобрела законченный вид в тот момент, когда подъезжал к дому. Теплом наполнилось сердце, горит мое окно, меня ждут.