Устойчиво ли наше развитие?

Эдуард Мирмович
Аннотация. 
Представлены результаты анализа проблем высшего образования в современной России с позиций термина «устойчивое развитие» и безопасности жизнедеятельности. Конкретные условия в стране противоречат тенденции на сокращение и затруднение доступа к получению высшего образования. Аргументируется необходимость обеспечения возможности получения высшего образования как неотъемлемого права. Одним из самых эффективных механизмов реализации этого права признается дистанционное обучение по телеспутниковым технологиям в том числе и для территорий с нарушенными условиями жизнедеятельности.   
 
Введение.
В настоящей работе рассмотрены фундаментальные научные, философские и технические аспекты проблемы развития высшего профессионального образования в России. Его недостаточная востребованность и «неустойчивость связи с рынком труда» в нашем директивно формирующемся потребительском обществе прозападного толка не  лучшего варианта связана не с «низким уровнем преподавания», а с отсутствием цивилизованного свободно конкурентного этого самого рынка как такового. Гипертрофически развивающиеся и поддерживаемые по непонятным причинам властями т.н. естественные монополии независимо от их желания превратились в принципиально эклектические образования – компрадорские олигополии, в которых в принципе отсутствует «острый дефицит квалифицированных кадров». Законы о коммерческой тайне и другие известные незыблемые основания современного общественно-политического строя требуют от сотрудников т.н. «корпоративной этики», являющейся перефразировкой русского фразеологизма про «сор из избы».

Особенно такая «люстрация по умолчанию» распространилась на высшее фундаментальное образование, являющееся инструментом стратегических прогнозов, остерегающих и оберегающих социум от самоуничтожения. Нетрудно предсказать, что новый этап «номенклатурной революции» с лихорадочным беспрецедентным по материальным затратам заискиванием перед чиновничеством выкинет российское высшее образование (за исключением, возможно,  РАГС и МГИМО) вовсе из участников общественно-политического и экономического процесса в системе управления.

Это обстоятельство и почти полное антиконституционное отсутствие на практике беззатратного образования с обучаемой стороны сделает «заключение договора со студентом, который после получения бесплатного образования должен отработать по специальности определенный срок» единственным спасительным, но фантастическим вариантом послевузовского устройства по профилю своего диплома. В то же время спрос на рабочую силу юного поколения шестнадцати-восемнадцати лет с крушением «неконкурентного на внешнем рынке» производства, обеспечивавшего порой с избытком рабочие места и продукцию «для внутреннего потребления», исчез безвозвратно. И родителям остается только инфантильно продлять детство этой миллионной части нашего общества в любых ВУЗах независимо от последующего «спроса на рынке труда». И независимо от качества обучения они делают свое социально-стабилизирующее дело. Что же касается мелкого предпринимательства, предназначенного для формирования т.н. среднего класса, то там и вовсе (кроме «гипнотического» опыта крупного и мелкого маркетингового «пирамидостроения» и противодействия силовому криминалу или умения заигрывать с ним)  никакого «адекватного времени» образования не требуется.

Высшее образование страны на перепутье. В этой связи перефраз «Умные всех стран, соединяйтесь!» своевременнее отнести к настоящей бесстрашной интеллигенции самой России, которая почти все прошлое столетие и являлась у нас истинным пролетариатом по определению, больше всех производившим продукции и меньше всех за это имевшим общественных благ. Иначе пустые декларации, надуманные призывы, которые иногда провозглашаются современными политиками, могут свести к нулю основную функцию высшего образования как важного фактора безопасности жизнедеятельности.

Что же это за функция? Является ли она выработкой набора стандартных утилит по реализации механизмов еще большего расслоения общества по потребительским возможностям? В своей книге «Земля на чаше весов» бывший вице-президент США Альберт Гор сказал, что речь идет не о временных трудностях отдельных государств, а о тупике, кризисе всей «рыночно-потребительской цивилизации». И благороднейшая задача всей современной науки (иначе, высшего образования) — найти выход из этого тупика и не только предложить, как это было в прошлом столетии, найденный выход обществу, а инициативно и продуктивно включиться в реализацию этих предложений.

Термины и определения.
По существующим энциклопедическим определениям, высшее учебное заведение предназначено для подготовки специалистов с высшим образованием, а высшее профессиональное образование - это образование, получаемое в высших учебных заведениях с получением соответствующего диплома. Такие определения похожи на определения энергии и работы в современной физике: способность совершения работы – это энергия, а мера изменения энергии – это работа. По-видимому, нормативная непротиворечивая терминология в этой области жизнедеятельности человека еще не сформулирована. В ее основания возможно должны быть заложены определения профессионального специалиста, меры взаимной ответственности специалиста и общества, права на ведение любой деятельности в рамках своей специальности без какой-либо дополнительной лицензии, или она должна выдаваться автоматически с дипломом и т.д. И уж непременно должен быть определен своеобразный «импичмент» - условия, при которых специалист лишается своего диплома или по крайней мере прилагаемой к нему лицензии, будь он даже медиком или юристом. А пока правовой статус ни специалиста с высшим образованием, ни самого высшего образования никаким образом не определен. И нагромождение уровней высшего образования по западному образцу без превышения спроса на трудоустройство над предложением – это безусловно «шаг вперед – два шага назад».

Аксиоматика общей теории образования.
Как известно, отсутствие неустойчивостей в системе считается устойчивостью. Ну а «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ» - что означает этот термин в принципиальном истолковании?

Термин «устойчивое развитие» получил широкое распространение после публикации доклада, подготовленного для ООН в 1987 г. Международной комиссией по окружающей среде и развитию, возглавлявшейся Гру Харлем Брунтланд.
Более расширенный анализ понятие устойчивого развития получило на Конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (1992 г.). Декларация Рио по окружающей среде и устойчивому развитию содержит 27 основополагающих принципов, на которых государства должны основывать свои будущие решения и политику, касающиеся последствий социально-экономического развития для окружающей среды с целью достижения глобальной устойчивости.

Пусть все аспекты функционирования какого-то социума в целом собраны в некоторой матрице L. Тогда выражение
                dL / dt > 0
и будет описывать понятие «устойчивости развития». При этом легко доказать, что существующее в международной практике определение устойчивого развития (как пути социального, экономического и политического прогресса, позволяющем «удовлетворить нужды настоящего, не подрывая способности будущих поколений удовлетворять их нужды») является существенно некорректным прежде всего с ресурсной точки зрения (впрочем как и с математической, так как, приписывая значение предельного соотношения некой средней точке интервала, мы невольно «залезаем» в аргументное временное пространство будущего). Почему?

Человечество в физиологическом смысле существует за счет непосредственной и запасенной в недрах Земли солнечной энергии. Трансформация ее в топливно-энергетические ресурсы осуществлялась в течение 10-100 млн. лет, а расход – в  млн. раз быстрее.
Иначе, сегодня человечество существует, обкрадывая потомков, оставляя на их долю такие социальные неустойчивости по распределению и перераспределению энергетических ресурсов, а также экологические последствия их варварского использования, что демагогическое включение забот об их «устойчивом развитии» в определение нашего «устойчивого развития» выглядит как минимум некорректным в математическом и сверхциничным в социальном смыслах. И речь идет здесь об укорочении времени жизни цивилизации не на проценты или факторы, а  на несколько порядков.

Отметим, что необходимым условием реализации вышеприведенного функционала является эффективное получение (триада знания-умения-навыки), накопление (экспериментальная наука и образование), архивация (математические модели и культура), хранение (информационно-библиотечное дело) и передача (снова триада знания-умения-навыки) информации от поколения к поколению. Иначе – снова в джунгли или к разрушению биосферы в целом. Этот перечень можно назвать каким-то эталонным гносеологическим модулем. В принципе возможно ввести и количественную оценку эффективности функционирования данного модуля.

Важный документ, подписанный в Рио, - "Повестка дня на 21 век", содержит более 100 программ в самых различных областях, направленных на достижение устойчивого развития. Однако и в нем вектор угрозы глобальных катастрофических последствий нарушения нормального режима передачи ЗУН от поколения к поколению, от более образованных или более опытных к остальным людям, угроза разрастания негативных свойств «человеческого фактора незнания» не отмечается.

Таким образом, основы теории образования, на взгляд авторов, составляют следующие аксиоматиче-ские утверждения:
1. Накопление, архивация, хранение и беспрепятственная передача ЗУН (знаний-умений-навыков) является необходимым условием существования и устойчивого развития любого социума.
2. Образование вообще и высшее в особенности призвано служить наиболее эффективной адаптации нового поколения в рамках переданных ему ЗУН от предыдущих поколений. Поэтому любые препятствия в получении образования принципиально недопустимы, относясь к посягательству на неотъемлемые права социальной личности.
3. Длительное отсутствие или нарушение эффективности этого процесса для большой группы населения относится к опасностям глобального характера. К сожалению, в общеповторяемом перечне глобальных рисков [1], включая повестку на XXI век, этот вид угрозы не акцентируется и практически даже не упоминается. Особым образом в этой проблеме выделяются периоды и территории социальной неустойчивости как локального, так и глобального характера, сопровождающиеся нарушением нормальных условий проживания и как следствие получения общего и профессионального образования – важнейшего составного элемента жизнедеятельности.
4. К таким неустойчивостям прежде всего относятся крупные стихийные бедствия, катастрофы и военные конфликты [1], наиболее явно препятствующие нормальному процессу обучения;.

Что касается высшего образования, то любые препятствия в его получении в современной России особенно недопустимы в современных условиях:
информатизации социума;
усложнения техногенных систем и неконтролируемом росте экологических рисков;
изменения соотношения между занятостью людей в материальном производстве продуктов потребления и посредничестве, управлении и информационном обслуживании в пользу последнего;
отсутствия нормальных рабочих мест для молодого поколения 16-18 лет, т.е., когда общество не может предложить достойные рабочие места молодым людям, только что окончившим школу.

Территории с нарушенными условиями жизнедеятельности и образование.
Отметим, что согласно представлениям об эквивалентности всех видов чрезвычайных ситуаций как средства разрешения антагонистических противоречий при взаимодействиях в рамках фундаментальной триады «Человек-Природа-Общество» [2], проблема возникновения территорий с нарушенными условиями проживания без резкого разграничения на мирное и военное время также имеет унифицированный характер.

Территории с нарушенными условиями проживания (ТНУП) на нашей планете составляют большую часть суши и водного пространства. Пустыни Африки и Азии, регулярно затапливаемые и подверженные переувлажнению, а также природным катаклизмам пространства Дальнего Востока и Океании, близполярные зоны дефицита солнечной энергии прямого действия со своими «полюсами холода», высокогорные и глубоко таежные, сильно пересеченные естественными препятствиями передвижению людей местности – вот далеко неполный перечень таких постоянно существующих ТНУП.   

Кроме того, возникновение новых и временных ТНУП является неизменным следствием масштабных чрезвычайных ситуаций независимо от источника их происхождения как мирного, так и условно военного времени. Мировые и гражданские войны, такие как наполеоновские походы и Первая отечественная 1812 года, разорительный и разрушительный конфликт Юга и Севера в США, Первая мировая 1914–1918 гг., Вторая мировая 1939–1945 гг. с одной стороны, «миротворческие операции» с применением т.н. «слабо ядерного» с периодом полураспада около 5 миллиардов лет на Балканах и высокоточного на Ближнем Востоке оружия с другой стороны генерируют такие территории наравне с чернобыльской и красноярской авариями, полигонами наземных и подземных испытаний ядерных устройств, техногенными  катастрофами химического характера в Юго-Восточной Азии.

Территория с нарушенными условиями жизнедеятельности (ТНУЖ) отличается от ТНУП и может быть определена как ТНУП плюс нарушение условий трудовой деятельности и/или учебы. Могут быть условия проживания и жизнеобеспечения восстановлены, а условия обучения или нормальной трудовой деятельности еще не обеспечены.

Иначе, понятие «нормальные условия жизнедеятельности» включает в себя «нормальные условия проживания» и обеспечение возможности осуществления трудовой деятельности для работающего населения или обучения для молодого поколения.
Отсутствие этих терминов в мировой нормативно-правовой практике или усеченное представление их в виде такого понятия, как «районы Крайнего Севера», в настоящее время все больше и больше становится сдерживающим аспектом социально-ориентированного законодательного обеспечения стратегии «устойчивого развития» социума любого статуса, оказывая особо негативное влияние в первую очередь на обучение и образование молодого поколения.

Высшее образование и чрезвычайные ситуации.
В табл. 1 приведены экспертные данные, иллюстрирующие отношение к чрезвычайным ситуациям в зависимости от уровня образования. Число респондентов было различным и соответствовало диапазону ~ 1200–2700 человек из трех регионов. И хотя репрезентативность оценки невысока, качественный вывод согласуется с априорными представлениями о такой зависимости.

Имеет смысл привести довольно известные представления о взаимосвязи сознания как функции безопасности человека, являющейся многозначной функцией внешних факторов и уровня образования с одной стороны, и одновременно аргументом функции формирования основных видов сознания – с другой.

Высшее образование и терроризм. Говоря о терроризме, превращающемся сегодня также в проблему глобального масштаба, следует отметить, что серьезными подпорками его распространению и качественному развитию становятся отдельные аспекты, в той или иной мере также связанные с проблемой «глобализации» необходимости и возможностей получения высшего профессионального образования. Каковы же причины нарастания рисков, обусловленных различными аспектами современного терроризма? Прежде всего – это три явно выраженных обстоятельства правового, религиозного и техногенного характера:
1. Недостатки юридического обеспечения социумов высококвалифицированными, уверенными в своем профессионализме кадрами, следствием чего часто является правовой беспредел и всеобъемлемый сговор т.н. правоохранительных органов и систем, в рамках которых конфликты типа «Человек-Человек» или «Человек-Общество» [2] удается разрешить весьма редко в мировой правоприменительной практике, а у нас – практически никогда.
2. Недостаточность образовательного уровня огромного числа людей (особенно мусульман) позволяет недобросовестным служителям религии убеждать их во временности пребывания в этом несправедливом мире и красочности некоего «загробного» мира, подвигая их на подвиги «самовзрывателей»  или превращая их в «пушечное мясо», рядовых боевиков или «шахидов» в извращенном понимании.
3. «Среднеобразовательная» доступность технологических возможностей генерации идей и мелкомасштабного производства средств индивидуального, а в части случаев, и массового поражения химического и радиохимического характера.

Процветающее бесправие, светская безответственность религий за последствия фанатизма, простота «кастрюльных» технологий взрывных устройств – вот проблемы нарастания массового терроризма, с которыми  способна справиться только одна отрасль человеческой жизнедеятельности – всеобщее высшее образование «пророссийского» типа.
Обеспечение всеобщей доступности высшего образования.
Таким образом, учитывая вышесказанное, в настоящее время и в образовавшихся условиях (по крайней мере, в России) высшее образование не может оставаться элитным параметром жизнедеятельности [3].

Отсюда, социальный заказ на получение высшего образования намного выше, чем существующие возможности стандартного очного обучения. На практике дифференцирован этот «заказ» и по группам населения и по требованиям к гибкости форм обучения. Из представленного графика видно, что «интеллигентные» группы населения: студенты, учителя, сотрудники государственных органов управления высказались за максимально гибкие формы приобретения образования.

Не менее важным направлением решения проблемы обеспечения всеобщей доступности высшего образования является, как уже говорилось,  послевузовская судьба выпускника. И тут снова стандартная альтернатива – работа или дальнейшее образование. Самым успешным решением этой проблемы можно считать такие учебные заведения, которые и тем, и другим обеспечивают своих же выпускников, предоставляя максимальную возможность работы созданием рабочих мест в самом ВУЗе или его филиалах, а также послевузовского образования в рамках своей уставной деятельности.

Администраторы сети, менеджеры учебных и сотрудники научно-исследовательских и научно-технических подразделений и т.п. в сочетании с контролируемым режимом служебного роста, включение в этот режим одной из клубных технологий льготных услуг и скидок на собственную (или в каких-то случаях внешнюю) учебно-образовательную и коммерческую продукцию, с одной стороны, и организация непрерывного комплекса послевузовской подготовки, переподготовки и повышения квалификации, включая обеспечение возможности защиты диссертаций ученой степени кандидатов и докторов наук, с другой стороны, – вот путь создания собственной «республики», максимально устойчивой к внешним финансово-экономическим и социально-политическим экстремальным и чрезвычайным ситуациям.

Способствует обеспечению доступности получения ЗУН как в больших городах [4], так и для удаленных территорий и территорий с нарушенными условиями жизнедеятельности [5], разработка мультимедийных учебных пособий, примером которой является работа [6].

Дистанционное обучение как наиболее гибкий вариант обеспечения доступности высшего образования.
Одной из наиболее гибких форм обучения является дистанционное образование.  Правда, в выборе дистанционной формы получения образования учителя и студенты несколько отстали от инвалидов. Но данная экспертная оценка проводилась, когда в качестве дистанционного обучения предлагался лишь «интернет-дистант».

Информационно-коммуникационная технология обучения на базе цифрового спутникового телевидения в массовом, максимально унифицированном и доступном, надежном и технически простом для клиента виде, применяется сегодня лишь в Современной гуманитарной академии, имеющей собственный и арендованный спутниковый ресурс на самых современных космических аппаратах связи [7, 8]. Отметим при этом, что информационная технология цифрового спутникового телевидения  в меньшей мере, чем целый ряд других образовательных технологий, является разделительной между обучающим и обучаемым, так как с ее помощью в непосредственный контакт вступают самые известные педагоги и ученые страны и мира со студентами самых удаленных от центров мест их нахождения.  Расстояние между лектором и слушателем практически исчезает.
Вариант Интрнет-отраслевого дистанционного обучения был предложен в работе [9]. Особенно актуально использование специфических форм дистанционного обучения, например, в Чеченской Республике [10, 11], являющейся сегодня наиболее типичной ТНУЖ.

Важным актуальным направлением дальнейшего совершенствования дистанционного обучения является также создание и развитие мобильных обучающих комплексов, которые представляются в виде двух форматов:
1. Носимый комплекс на основе малогабаритного приемо-передатчика спутниковой образовательной информации с дуплексным взаимообменом сервер-клиент и компьютера типа ноут-бук (один из вариантов т.н. «кейс-технологии»).
2. Полномасштабный учебный центр дистанционного обучения на базе полулегкового автомобиля типа микровэна или микроавтобуса.

Развитие этого проекта в сторону разработки концепции и комплекса действующих моделей мобильных и дистанционных учебных модулей в целях дальнейшего развития устойчивости образования в случае внезапных и длительных нарушений условий нормальной жизнедеятельности (например, продолжительные крупномасштабные ЧС биолого-социального характера и др.) имеет в настоящее время первостепенное значение не только для Москвы и других мегаполисов страны, но и для стран Ближнего и Дальнего зарубежья. Эта широкомасштабная работа, которая непременно станет заметным проектом в рамках ЮНЕСКО и Частичного открытого соглашения Европы по вопросам устойчивого развития и предотвращения нарушений жизнедеятельности в условиях природных и социальных катастроф, должна стать необходимым мероприятием ближайшего будущего.

В заключение необходимо отметить, что заслуженно снискало признание наше высшее образование в мире не за счет совершенства системы, завидной поддержки государства в виде возвышения престижа педагога или оснащения новейшими техникой и технологиями – этого всего у нас всегда нехватало, а только за счет контента, фундаментального содержания учебных дисциплин, подпитываемого величайшим научным, культурным и историческим наследием России, главным из которого является язык, необыкновенно информативный и совершенный русский язык. И именно он в многонациональном государстве с федеративно-национальным устройством занимает ведущее место среди элементов обеспечения и поддержания безопасности жизнедеятельности и правового паритета.

Литература
1. Катастрофы и образование / Под ред. Ю.Воробьева – М.: Эдиториал УРСС, 1999. 176 с.
2. Мирмович Э.Г. Концепция ограниченных и неограниченных ресурсов – научная идеология общения в XXI веке. / В кн.: Человек и его роль в современном мире. Материалы международной научной конференции 11 апреля 1997 г. Хабаровск: 1997. С.75-80.
3. Карпенко М.П., Волов В.Т. Высшее образование в исправительно-трудовых учреждениях. // Право и образование. № 2 (3). 2000.
4. Мирмович Э.Г. Образовательные инфотехнологии обеспечивают безопасность человека, общества, государства // Телекоммуникации и информатизация образования. М.: Современный гуманитарный университет. №1(20). 2004. С.98-104.
5. Мирмович Э.Г. Человек и катастрофы // Инновации в образовании. М.: Современный гуманитарный университет. №1. 2004. с.119-123.
6. Фролов М.П., Мирмович Э.Г. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений с мультимедийным учебником в оболочке TeachPro на CD-ROM / Под ред. С.К.Шойгу, Ю.Л.Воробьева, М.И.Фалеева. Издание второе. – М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003. – 336 с.
7. Карпенко М.П. Дистанционные технологии – массовое образование XXI века. // Образование в России. М.: Родина-Про. 2001.
8. СГА – 10 лет инновационной работы (интервью с М.П.Карпенко) // Высшее образование в России. №6. 2003. с.71-76.
9. Мирмович., Э.Г. и др. Концепция отраслевой системы дистанционного обучения МЧС России. / В кн.: Комплексная безопасность России – исследования, управление, опыт. Международный симпозиум 30-31 мая 2000 . Сборник материалов.– М.: ИИЦ ВНИИ ГОЧС, 2002. с.222-225.
10. Мирмович Э.Г. Дистанционное образование в Чечне // ОБЖ. Основы безопасности жизни. М.: Изд-во «Русский журнал». №4. 2004. с.60.
11. Мирмович Э.Г., Кобринский Б.А. Дистанционное обучение детей в полевом госпитале / В кн.: Материалы I Всероссийского конгресса «Современные технологии в педиатрии и детской хирургии». М.: 2002. с. 440-441.