Кажак

Николай Сафронов
                КАЖАК.


Василий родился в 1945 году, в одной обычной щученской семье. Его окружали своей заботой мать и сёстры - отца отняла проклятая война. За чёрные как крыло ворона волосы, старшая  сестра называла его казаком, малыш долго не выговаривал букву «З», и вместо «казак» у него получалось «кажак». Так его и прозвали. Рос он застенчивым и немного замкнутым мальчиком. Прошло время. Закончилось детство, и вот наступила юность.
Всем хорош был хлопец; коренастый и чернобровый, он был одним из самых симпатичных парней в селе. Про таких говорят: «Первый парень на деревне».
 Да вот с застенчивостью беда, никак он не мог себя перебороть и посмелее действовать с девчатами. А щучанские девчата любят смелых парней. Недаром у нас есть пословица: «Если вечером  твоя девушка не назвала тебя наглецом, то назавтра она расскажет подругам, что ты лопух».
Из-за этого порока никак не мог паренёк подружиться с Маринкой, которая частенько на него заглядывалась. А хотелось, ещё как хотелось! Пока он решался, - Маринку увели. Вася был безутешен в своей печали и  стал ещё более замкнутым и нерешительным.
Однажды он гулял на вечернице (обычно в доме у какой-нибудь «весёлой вдовы» или у одинокого бобыля, если поставить ему самогону), плясали под гармошку, пели частушки под балалайку  да лузгали семечки.
В этот день загулялись допоздна. Мария, хозяйка дома, сказала:      «Да что ты, Вася как не родной, так поздно пойдёшь домой. Оставайся уж до утра, а то вон какой холодный ветер на улице, да и слякотно. Ложись на диван и спи. Небось, места не перележишь».
Василий стеснялся остаться у вдовы. Тогда она предложила ему выпить на посошок, погладить дорожку.
Когда все ушли, на столе, не весть откуда оказалась бутылка редкой по тем временам «Столичной». Выпили, парубок осмелел и остался ночевать. Как назло, в доме было не натоплено,  и быстро озябнув от холода, хозяйка перебралась со своей кровати на диван  к робкому парню. Вдвоём все-таки теплее. 
На следующий день осмелевший парень остался ещё раз, потом ещё и ещё. К новому году  вечерницу перенесли в другой дом, а Василий всё приходил к Марусе.
Однажды утром он не пошёл домой, а сразу отправился на работу; так было ближе.
 Домой пришёл лишь через три дня и сказал, что хочет жениться на Марии. Мать взмахнула руками и запричитала:
«Да ты что, сынок, с ума сошёл? Она же на двадцать шесть лет старше тебя, она же мне ровня. Позора на всё село не оберёшься! Неужели тебе молодых девок мало, вон на тебя сколько заглядывается!»
Но было поздно. Сын настоял на своём, и ушёл жить к Марии Андреевне.
Они прожили вместе долгую и счастливую жизнь, никогда не ссорились. Всегда были вместе и на работе и в отдыхе. Не разлучались ни на минуту, даже на рыбалку ходили вдвоём.
 Сколько насмешек и косых взглядов вынесла эта влюблённая пара! Но они сумели всё пережить и до последнего дня, сохранить свою любовь.
Их пример для односельчан стал нарицательным (так говорили про неравный брак, когда невеста была старше жениха).
Когда Мария тяжело заболела, то Василий очень трепетно за ней ухаживал, проявляя необыкновенную заботу о любимой женщине. Но все усилия преданного сердца не имели успеха. После продолжительной болезни, его любимая скончалась…
Оставшись в одиночестве, Василий впал в тяжелейшую депрессию. Кругом были люди; кто-то пытался его успокоить, иные предлагали выпить и забыться немного, но он никого не слышал.
 Для него наступила вселенская пустота, он не мог есть хлеб и пить вино. Мария была его хлебом и вином. Только сейчас он понял: его вино было выпито до дна.
После трёх дней нечеловеческих мучений он так и не смог справиться со своим горем и наложил на себя руки.
Василий – символ щученской любви и преданности.