Памятник

La Risa
(Из цикла "Вечерние беседы о литературе")

По вечерам, перед сном  -  литературные чтения с обсуждением...
Человечку по имени Алешка - уже четыре с половиной...  С недавних пор стал интересоваться авторством читаемых произведений. Сегодня в программе - "Колокольчики мои, цветики степные"...
Традиционно требует прочитать три раза подряд, после чего исполнить в виде песни. Наконец следует - "Ав-то-ра!"
-   Это кто стих придумал?
-   Толстой.
-   Лев?
-   Нет, Алексей...
-   А Лев?
-   Ну... Лев написал "Филиппка"... и "Птичку"...
-   А он добрый?
Память радостно подсказывает: "Лев Толстой очень любил детей... Поймает, бывало, и гладит по головке пока обедать не позовут!"...
Вслух подтверждаю: "А как же! Добрый конечно!"
После некоторого раздумья дитя уточняет:
-   И погладить можно?
Непонятливой мамашке наконец-то становится ясно, что перед глазами у ребенка все это время другая картина:  живой лев,  с хвостом и гривой.
Разубеждаю любителя литературы. Лев - это имя дяди. Слегка разочарован...
-   А он сейчас где?
-   Умер уже.
-   Совсем умер?
-   Совсем...
-   Ну ла-адно... Давай тогда "У лукоморья дуб зеленый" почитаем?..

После исполнения "Лукоморья" - снова интересуется авторством:
-   Это Пушкин придумал?
-   Пушкин.
-   А он не умер?
-   Умер.
Беспредельное изумление:
-   И что, там, на Пушкинской уже не стоит???
Пытаюсь развеять очередное заблуждение. Памятник и живой Пушкин - разные вещи. Когда человек умирает, ему ставят памятник, чтоб люди не забывали как он выглядел... Идея ребенку нравится.
-   А еще какой есть памятник?
Лихорадочно припоминаю:
-   Горькому!! На набережной!
-   А он что придумал?
-   "Воробьишко"... (Этот рассказ Алешке знаком...)
-   Что, написал и умер?
-   Н-ну, вроде получается так... (однако, логический ряд своеобразный...)
По требованию публики разыскивается "Воробьишко". Под монотонные (засыпаю!) звуки горьковского произведения ребенок наконец-то начинает дремать. Откладываю книгу и с наслаждением вытягиваюсь в кровати. Ну, наконец-то! Все, спать, спать...

Но не тут-то было... Глазки широко распахиваются:
-   А львы?
-   Что - львы?  - спросонья пытается понять мамашка...
-   Ну... львы, возле фонтана!
 С трудом соображаю, что имеются в виду два льва напротив Госбанка по бокам от фонтана, на проспекте  Соколова, но дальше понимание не идет:
-   Так что со львами-то?
Леша поясняет:
-   Ну, помнишь, "Лев и собачка"?
Вспоминаю...
 Рассказ о том, как льву на сьедение бросили собачку, но он ее полюбил и оставил жить с собой. Когда собачка заболела и умерла, лев от горя умер тоже. Связь с фонтаном улавливаю с трудом...
Леша растолковывает: "Ну лев же умер! Вот ему и поставили памятник возле фонтана... Два!"
 Охотно соглашаюсь...
 И успокоенное дитя наконец-то засыпает крепким сном, а с ним и замороченная мамашка...

P.S. Несколько последующих дней "литературные чтения" начинаются примерно так:
-   Хочешь, почитаю тебе сегодня "Как мой садик свеж и зелен?"
-   А кто придумал?
-   Плещеев.
-   А умер?
-   Умер.
-   И памятник есть? - (с подозрением)....
-   Ну, где-нибудь есть же!!
-   Ну ла-адно... тогда читай! :)

07.2002 г.