Грубый возраст - динамика индустрии американской мечты

Никита Неслышный
ГРУБЫЙ ВОЗРАСТ

КТ 26 августа - 1 сентября 2002 №31 (124)

Киноиндустрия Голливуда вкладывала миллиарды долларов в продвижение образа «американской мечты» и «американского образа жизни» по всему миру
   
Десятки лет напряженной работы не прошли впустую — сегодня в любой точке земного шара можно найти подростка, который не знает имени президента своей страны или года провозглашения независимости собственного отечества, но невозможно найти такого, который бы не знал Шварценеггера.
Годы шли. А вместе с ними рос и средний возраст населения благополучных стран. И уже не подростки, а вполне солидные дяди и тети сидят в кинотеатрах, совершая таинство кока-кольно-поп-корнового причастия. С каждым днем все меньше на планете людей, которые помнят, что в истории Земли когда-то не было американского кино. Параллельно с этим еще и ерничают европейские коллеги-снобы, при любой возможности вставляющие шпильки о низком интеллектуальном уровне кинематографа нового света. Все к тому, что пора взрослеть.
И Голливуд начал взрослеть, причем взросление это, в отличие от повального "перестраивания" кинематографа советского, не стало внезапным и обвальным — аккуратно, со всеми маркетинговыми предосторожностями менялся формат. Принцип "выгода прежде всего" никто в угоду идеологии не отменял. Продолжают опустошать кошельки мировых киноманов американские супергерои, по суммарному "удою" кассовых сборов одни только Бэтмен и Спайдермен оставили далеко позади всех реальных грабителей банков вместе взятых. Но речь не о них.
Разумеется, процесс гораздо шире и глубже, и не ограничивается приведенными ниже примерами, но я позволю себе остановиться именно на них, ввиду популярности и известности (читай раскрученности) данных фильмов.
Стивен Спилберг, входящий в первую десятку режиссеров и, пожалуй, в первую тройку тех, кто в любом избранном направлении предпочитает ходить "по камушкам" и играть наверняка, уловил новую тенденцию одним из первых. Улов свой этот творец отлил в крепкие и высокопрофессиональные формы — сначала над "Списком Шиндлера" рыдала еврейская общественность, потом "Спасение рядового Райана" показало американцам войну под непривычным для них углом. Мне могут возразить — сказать, что по традиции американские фильмы, посвященные войне, более серьезные и глубокие, чем все остальные. И  вряд ли Спилбергу удалось рассказать о войне больше, чем было сказано во "Взводе" или тем более в "Апокалипсисе сегодня". Спорить не стану, больше рассказать не удалось, а вот показать — да. Спилберг оперировал привычным для широкой публики визуальным языком, и потому оторванные конечности солдат в "Райане" всколыхнули зрительские массы, которые ни за что не поднять, хотя бы в силу своей сложности, самым философским монологам Брандо из "Апокалипсиса". "Тонкая красная линия" еще раз доказала способность достаточно серьезного и не всегда "хеппи-эндового" кино приносить прибыль — а значит, быть востребованным. Разумеется, это не братья Коэны, но речь идет о переменах в массовом секторе американской киноиндустрии.
Можно вспомнить еще "Хвост машет собакой", в котором блистательный дуэт Хоффмана и Де Ниро рассказал о роли пиара в политической жизни, может, даже больше, чем следовало; и "Лучше не бывает" — тонкую трагикомедию в духе Данелии. Данелия, правда, такое кино последнее время не делает.
11 сентября стало очередным толчком к "взрослению" нации, а значит, и национального кинематографа. Герои Брюса Уиллиса, которые всегда всех спасают, воспринимаются иначе народом, который в прямом эфире видел проявления чуждой культуры, не менее эпические в своем кошмаре, чем голливудские.
В самом начале фильма "Пароль: "рыба-меч" в открытую заявляется идеология фильма — в жизни негодяи добиваются успеха, потому что действуют жестче и циничнее, чем в кино. И действительно, мерзавец Траволты благополучно осуществляет задуманное, хотя при этом и гибнут заложники. Еще несколько лет назад при таком раскладе персонаж Траволты не ушел бы от справедливой руки возмездия, а теперь — пожалуйста. Правда, он террорист-патриот, борется с врагами Америки их оружием, а потому, вероятно, сценаристы и позволили ему выйти на титры живым. Возможно потому, что именно он, взрывающий террористов без оглядки на права человека, и есть тот герой, который нужен сегодня. Герой сложный, противоречивый и агрессивный, с психикой тинэйджера, а не наивного ребенка.
Так что, несмотря на успех магического акселерата Гарри Поттера, надо признать — Голливуд выходит из детского возраста, впереди — подростковый, самый неприятный для родителей. Надеюсь, не для зрителей.