Человечность

Николай Сафронов
      ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ.


Зима 1975 года была крайне суровой. Ещё с осени были большие морозы, и земля глубоко промёрзла. Уже в декабре хоронить умерших приходилось с огромным трудом: отдалбливали больше метра промёрзшей почвы ломами. Январь и февраль были морозными и многоснежными. А весной, в марте, ещё мели вьюги. Снега было по пояс. Люди ходили по улицам в «тоннелях».
Весна началась лишь в апреле, когда резко потеплело и солнце начало топить снег с необыкновенной быстротой. С горы через село побежали целые реки. Земля была ещё промёрзшей, поэтому вся талая вода устремилась в Дон.
Такого разлива давно не было в Щучьем. Река поднялась на двенадцать метров от летнего уровня и затопила всю нижнюю улицу. Люди плавали по подворьям в лодках. Рыбу ловили сетями в своих садах и огородах. Подобное помнили только старожилы.
В конце апреля вода стала уходить, оставляя за собой плодородный слой ила. Солнце жарило по-летнему - скоро зацвели сады. Розовые облака яблонь парили над белыми облаками тёрна, отражаясь в воде. С утра трудились неутомимые пчёлы. По вечерам толпы безобидных, питающихся соком растений комаров-самцов бестолково кружились в ветвях, устрашая друг друга своими пышными усами.
В один из таких дней на крестьянском подворье ощенилась сука. Щенят было шестеро.
Когда Ульяна увидела, то быстренько подхватив их в пелену, отнесла в сад и утопила в старом заросшем травой окопе. Вода в нём ещё не высохла после разлива.
Её собака Жужа была на редкость плодовита, и каждый год приносила обильное потомство. Пока щенки слепые, Ульяна их по-быстренькому «определяла», чтобы не увидели дети. А то потом слёз не оберешься.
После обеда  дети пришли со школы и сразу же кинулись к конуре, решив проверить, не ощенилась ли Жужа. В конуре на боку лежала собака, её сосали трое щенят. Она в такт помахивала лапой и нализывала четвёртого, еле живого малыша, подталкивая его к переполненному молоком соску. Дети обрадовались и побежали сообщить маме приятную новость.
Они всё рассказали, отметив, что в этот раз родились щенки с открытыми глазами, стоячими ушами и необыкновенно тоненьким голоском. Ульяна долго не хотела идти с ними посмотреть щенков, считая их новость плодом детских фантазий. Когда же, наконец, она посмотрела в будку, то всё увидела своими глазами.
 Дети не врали. Собака лежала на боку и кормила малюток. Только это были не щенята, а котята. Это сосед Егор поленился утопить и просто выбросил своих подросших котят в канаву. Собака их подобрала и теперь кормит.
Когда хозяйка всё поняла, то слёзы появились у неё на ресницах. Материнское чувство было ей так знакомо! Выбросить котят рука так и не поднялась.
 Наевшись, котята стали играть. Один, самый шустрый, пытался лапкой поймать собаку за нос. Это было совсем уже не по-собачьи.
Утром другого дня к Ульяне пришла соседка, жена Егора. От детишек она узнала о произошедшей истории, и теперь пришла посмотреть на всё своими глазами. Собака, ощетинившись, рычала на неё, не подпуская к пушистым комочкам.
Ульяна, как бы оправдывая себя, произнесла:
 –  Да вот, решила оставить, а то детских слёз не оберешься.
После короткой паузы соседка ответила:
 –  Какая же ты человечная, Ульяна.
Когда  она ушла, котята выбрались из будки и начали свои бесконечные игры друг с другом.
Солнце было уже высоко, оно щедро дарило своё тепло всему миру. «Похоже, жарким будет сегодня день, котята не замёрзнут»,- подумала Ульяна, подставляя малышам большую миску парного молока.