Прости, великий Абай!.. или Уютно ль нам живется среди нас? Очер

Литвинов Владимир Иванович
Прости, великий Абай!..

или Уютно ль нам живется…
среди нас?


Очерк-размышление







– Мамочка, роди меня снова…
только казашкой,– просит пятилетняя Лера.
– Господи, зачем тебе это?
– А у нас в садике, если надо выбрать
ведущую концерта или игры, выбирают
одних казашек…

* * *
Приглядитесь и вдумайтесь…
Абай


Из Дневника. 23 ФЕВРАЛЯ 2000 г., среда:

Серьезно раздумываю над статьей в журнал, которую я пока назвал «Прости, великий Абай!» Собрано изрядно материала из прессы, набросан план и даже начало…

…Я не хочу, чтобы кто-то рассматривал эту мою публикацию как некое исследование или, скажем, заявление. Это – печальные наблюдения и размышления человека, занятого не весьма благодарной творческой работой. Не более того.
Три с лишним десятка лет, то есть самые зрелые годы жизни и работы в качестве старшего редактора и комментатора карагандинского телерадиовещания, а теперь писателя, отданы мной Казахстану. Работал со свойственными коренному сибиряку усердием, напором и вдохновением, потому, видимо, и заслужил три республиканских премии, в том числе весьма престижную Золотую медаль конкурса «Алтын жулдыз-99», как написано в Дипломе, – «за большой вклад в развитие отечественного радиовещания и телевидения».
Меня, клянусь, никогда и никак не лимитировало мое русское (а точнее, «хохлацкое») происхождение. В 70-е годы мне прекрасно работалось под руководством великолепного казахско-русского тандема Калия Аманбаева и Евгения Пелещука, пригласивших меня из Барнаула в Караганду. А вот в 80-е годы пришлось яростно огрызаться на атаки «какбычегоневышлистов» У. Ахметова и Д. Телегина (тоже, как видите, интернационального тандема). В 90-е – уже каждодневно чуть не горстями заглатывал валидол из-за придирок, тычков и разного рода докладных «наверх» непосредственных моих посредственных «бастыков» из разряда «чего изволите, шеф?» (и опять же пресловутого тандема!) С. Батырхановой и А. Воейкова.
Так что, как видим, дело не в разрезе глаз.
И героями моих – сначала телевизионных, потом радиопередач (в частности, дважды награжденной на уровне Республики авторской радиопрограммы «Земляки») – были люди всевозможных наций и народностей, населяющих Караганду, славную и в Советском Союзе, и во всем мире как «третья всесоюзная угольная кочегарка» и «космическая гавань». С восторгом и почтением я рассказывал радиослушателям о лучших людях города и области: от казаха академика Абылкаса Сагинова до узбека профессора Александра Акбердина, от еврейки поэтессы Людмилы Каплан-Луниной до немца предпринимателя Виталия Розе, от корейца врача Вячеслава Кима до русских – ученого-металлурга Виталия Малышева и милиционера Виктора Горецкого, от украинца механизатора Дмитрия Лукьянчука до цыганской артистической семьи Красавиных. Многие из них стали мне близкими друзьями, что называется, душеприказчиками, советчиками и выручателями в трудную минуту.
Среди таковых на особом счету «коренные» – ученый-экономист Абильда Алимбаев, госслужащий Ислам Тогайбаев, «новый партократ» из пропрезидентской партии «Отан» Болат Жумабеков, хозяйственный руководитель Багдат Топаев, народная целительница Майра-ханум… Да у меня страницы не хватит только для перечисления дорогих и родных мне казахских имен!
В последние же годы мысли мои то и дело тревожит предчувствие: новые ветры задули в отношениях между «титульными» и… «русскоязычными» (которым пока вроде бы не придумали другого «подтитула»).
Сразу же решительно заявляю: Казахстан по межнациональным отношениям, безо всякого сомнения, не Латвия и не «ридна Вкраина»!
Но – все же, все же…
* * *
Тут мне надо отскочить на 110 лет назад – к «Словам назидания» Абая Кунанбаева, которого сегодня именуют просто Великим Абаем, без фамилии. Не случайно же эпиграфом здесь принята – цитата из Абая (Алма-Ата, «Жалын», 1983 г.).
Возьмем «слово назидания» от 1890 года:
«В детстве я не раз слышал о том, как казахи, увидев узбеков, смеялись над ними: «Ах вы, широкополые, с непонятной трескотней вместо человеческой речи! Вы не оставите на дороге даже охапки перегнившего камыша! Вы, принимающие ночью куст за врага, на глазах лебезите, а за глаза поносите людей. Потому и имя вам «сарт», что означает громкий стук или треск».
Смеялись казахи и над ногаями – татарами. «Эй, татары, боитесь вы верблюда, верхом на скакуне устаете, отдыхаете, когда идете пешком. Ловкость у вас медвежья, и не ногаи вам имя, а нокаи – несуразные…»
Смеялись и над русскими. «Рыжие делают все, что им взбредет на ум. Увидев в бескрайней степи юрты, спешат к ним сломя голову и верят всему, что им скажут…»
Я радостно и гордо смеялся, слушая эти рассказы. «О Аллах, – думал я в восторге, – никто, оказывается, не сравнится с моим великим народом».
Теперь я вижу, что нет растения, какое не выращивал бы сарт, нет вкуснее плода, чем в саду у сарта. Не найти страны, где бы не побывал сарт, торгуя, просто нет вещи, которую бы он не мог смастерить… Раньше ведь они и одевали казахов… Когда же пришли русские, сарты опять опередили нас, переняв у русских их мастерство…»
Смотрю на татар. Они и солдатчину переносят, и бедность выдерживают, и горе терпят, и Бога любят. Умеют татары трудиться в поте лица, знают, как нажить богатство…
О русских же и говорить нечего. Мы не можем сравниться даже с их прислугой.
Куда исчезло наше хвастовство, гордость за свой род, чувство превосходства над нашими соседями? Где мой радостный смех?»
Молодой, особенно российский, читатель может уже не знать про Абая. Страны наши отделились не только границами – духовно отталкиваются друг от друга: у нас в Караганде передачи РТР транслируются лишь платными телеканалами, а программы ОРТ алматинские телеспецы превратили в слоеный пирог из бестолковой, потрясающе непрофессиональной казахстанской рекламы и «избранных мест» из действительной программы ОРТ, радиостанция «Маяк», считайте, замолчала, «Комсомолку» и ту чуть не прикрыли.
Посему позволю себе процитировать советский «Энциклопедический словарь», Москва, 1964 г.:
«АБАЙ КУНАНБАЕВ (1845-1904), казахский поэт-просветитель. Родоначальник новой письменной казахской литературы, способствовавший утверждению норм казахского литературного языка, композитор. Родился в семье старейшины рода. Учился в медресе в Семипалатинске, посещал русскую школу. Был близок с сосланными русскими революционерами. В своих стихах Абай с негодованием писал о пороках феодальной и чиновничьей знати, о родовых междоусобицах, призывал народ к просвещению, к укреплению связей с другими народами, к освоению передовой русской культуры. Произведения А. К. были широко известны в устной передаче, впервые опубликованы после его смерти».

Лично я, мальчишкой будучи на излечении в горноалтайском селении Чемал, узнал о великом казахском просветителе из романа-дилогии Мухтара Ауэзова «Путь Абая». И был очарован, восхищен им, как и знаменитым акыном Джамбулом, книжкой которого меня премировали за отличную учебу еще в первом классе школы-семилетки в алтайском селе Утянка. Тогда было обычным явлением, что сибирский мальчик читает казахскую книгу о казахском поэте-ученом и получает в подарок книжку казахского акына!
К слову, еще раз о моем любимом Джамбуле. В экстазе обновления всего и вся (под предлогом «возвращения к историческим истокам») государство мое, Казахстан, а вернее, те из ее лидеров и знаковых фигур, что не весьма глубоко осознают, что такое вообще ИСТОРИЯ, доходят, по-моему, иногда до абсурда. Не уверен, что имя акына Джамбула известно всем в мире – от Канады до Австралии – но уж на территории «шестой части суши» он известен точно, хотя бы за стихи «Ленинградцы, дети мои!». А вот древний населенный пункт Тараз уж точно известен лишь специалистам-историкам. Но вместо города Джамбул на картах появляется… Тараз. При этом льется мутный пропагандистский поток: дескать, Джамбул вовсе не великий народный акын, а чуть ли не «прикормленный коммунистическими властями степной певец». Потом, словно опомнившись, развернули кампанию по чествованию Джамбула в связи с его 150-летием. А поскольку реальность часто отражается в сновидениях, мне пригрезилось однажды, что… великий акын, прослышав там, с какой помпой собираются его величать, восстал из небытия и спросил акима города Тараза: «И во сколько же, о несравненный бастык, обошелся твоему городу мой юбилей?» – «Недешево, – последовал гордый ответ, – два миллиона тенге!» – «А знаешь, – горестно промолвил старец, – я бы не обиделся, если бы ты вместо юбилейных дастарханов положил эти миллионы на столы учителей города… Принесли мне ангелы хабар, что вы как раз столько миллионов им задолжали по зарплате…»
Сон, что называется, оказался в руку.

* * *
В связи с этим расскажу еще об одном казусе.
Несколько лет назад в суверенной Республике Казахстан громогласно зашумели: жил и творил где-то в средних веках великий национальный поэт Бухар-Жирау («Равный Пушкину!» – писали некоторые газеты), но якобы во времена большевизма – не признанный и загнанный. И раскрутилась потрясающая кампания: переименовывали улицы и поселки, районы и чуть ли не города, забытому поэту ставили памятники и создавали целые мемориалы (в Карагандинской области на открытии такого мемориала напитки лились так, что с празднования увезли, говорят, два трупа местных боссов, переусердствовавших в тостах во имя гения). И, как рефрен, повсюду подчеркивалось: Советская власть и коммунисты затерли национального самородка как неугодного…
Спустя, кажется, год, на прилавках книжных магазинов появилась новинка – увесистый фолиант под названием «Пять веков казахской поэзии» (видимо, по аналогии с изданным ранее сборником «Три века русской поэзии»). Я возрадовался: наконец-то познакомлюсь с творчеством Бухара-Жирау, смогу сам сравнить его с Пушкиным! Каково же было мое удивление, когда имени гения поэзии в этом фолианте (считай, полном собрании казахской поэзии!) обнаружить мне не удалось. «Но если он действительно равен Пушкину, – размышлял я, – не могли же эти несносные коммунисты не заметить его! Заметили же Низами, Навои…». И окунулся в «Библиотеку всемирной литературы».
В 55-м томе («Поэзия народов СССР IV-XIII веков») в ряду с корифеями литературы всех времен и народов Комитасом, Абу али ибн Синой, Низами Гянджеви, Алишером Навои, Махтумкули, аж тремя Ширвани я обнаружил родное имя и его стихи! И увидел, как оно пишется в русской академической книге – Бухар-Жирау.
Нескладно получилось! В 90-х годах ругаем коммунистов, что они затерли нашего Бухара, а оказывается, еще в 1982 году ему было воздано должное, да еще и тиражом в треть миллиона экземпляров. Не то, что ныне!
Сюда просится логическое противопоставление. В разгар триумфального марша суверенитета Казахстана был опубликован Указ Президента о присуждении первых Государственных премий Республики по литературе. Обнародовали и имена первых девяти лауреатов. Все до одного – титульной национальности… Как будто и не служил Казахстану верой и правдой 99-летний Максим Зверев, описавший во множестве прекрасных книг флору и фауну Казахстана! Кстати, этому мастеру литературы о природе в том самом году шел сотый год, правда, он немного не дожил до упомянутого Указа, в котором – вот стыдоба, на мой взгляд! – не был упомянут. Не было в числе государственных лауреатов и таких мэтров казахстанской литературы, как Морис Симашко, Дмитрий Снегин, Юрий Гердт, Иван Щеголихин, Эдуард Медведкин. А ведь их книги издавались в Москве, в Ленинграде, переводились на иностранные языки.

Из Дневника. 28 ФЕВРАЛЯ 2000 г., понедельник.

…Писатель Дмитрий Снегин в своем интервью газете «АИФ-Казахстан» (N 7 за февраль 2000 г.) с болью говорит о несправедливости поборников уж чересчур непоседливой науки ономастики:
«Вы знаете, великий Николай Вавилов обнаружил очаг образования огуречных культур в Хорезме, очаг колосовых культур – в Эфиопии. А очаг образования плодовых он обнаружил здесь (в смысле – в Верном, сиречь в Алма-Ате! – В. Л.)  А есть ли в нашем городе улица имени этого великого открывателя? Хотя каких только названий нет – никому не ведомых и незнаемых.
Вот Никита Трофимович Моисеев, создатель чудо-апорта – яблока, которое надо на руках носить да радоваться, мир им обогащать. Великий садовник! Есть у нас улица, названная его именем?
А вот когда мы назовем его именем лучшую улицу в нашем городе и когда будет стоять он со своим апортом бронзовым памятником, – тогда интерес к нашему городу охватит весь мир… Мало кто знает, что и место для нашего города нашел умнейший человек – поляк по происхождению, инженер-майор Перемышельский. Он сказал – здесь будет город! А у нас даже улицы его имени нет!..»
Читал я эти горькие слова и вспомнился еще один выразительный факт. В мае 1994 года наградили меня премией Союза журналистов Казахстана имени Сагата Ашимбаева «За создание проблемных радиопередач». В целом список лауреатов вмещал 47 фамилий! А таких, как я, то есть с русскими фамилиями, было лишь еще… четверо. Такое складывалось впечатление, что русской журналистики в Казахстане просто нет, а многочисленные республиканские телекомпании, радиостанции и газеты держатся только на журналистах коренной национальности.
На деле же – далеко не так.
Кстати, в программе отделения журналистики Карагандинского государственного университета есть курс… казахской журналистики. Не понимаю, почему не казахстанской?

Пока шла моя черновая работа над этими размышлениями, жизнь подбросила еще один штришок. Газета «Индустриальная Караганда» 8 апреля с. г. опубликовала решение акима области от 30 марта о выполнении Указа Президента республики Казахстан об объявлении 2000 года Годом поддержки культуры.
Сей официальный документ весь соткан из «перлов»!
Ну, во-первых, ГОД объявляется по истечении… трех месяцев года. На мой взгляд, объявленный с 1 января Президентом поход в поддержку культуры должен был быть подкреплен организационными мероприятиями как минимум месяца за два до начала этого ГОДА.
Во-вторых, в Карагандинской области, которая в основном состоит из русскоязычного населения, создавать областную комиссию по проведению Года Поддержки Культуры на три четверти из казахов ну как-то не этично, что ли. 68 функционеров записано в комиссию, и лишь 15 из них играют прямую роль в развитии неказахской культуры. Впрочем, Малая ассамблея народов Казахстана в нашей области создана в таком же процентном соотношении, как ни выступали против этой несправедливости депутаты облмаслихата.
В-третьих, план мероприятий по проведению Года поддержки культуры, написан и составлен в стиле совхозных (не выше того!) комсомольских планов мероприятий по охвату молодежи политсетью: сплошные «развернуть», «поддержать» и прочая необязательная лексика. Есть там разделы, распределяющие средства и силы на издание книг, проведение юбилеев. Вроде бы конкретные дела запланированы и по поводу Бухара-Жирау, и по поводу Абая… Но вот, к примеру, карагандинке Эсфири Зиновьевне Белицкой-Пичугиной нынче исполняется 70 лет – об этом юбилее не вспомнено. А она, между прочим, не только автор четырех поэтических сборников (у нас именем журналиста, написавшего одну лишь книгу и умершего на 23-м году жизни, названа крупнейшая в городе улица), но и вдова Николая Алексеевича Пичугина, который, будучи слепым, написал первый в Караганде роман о шахтерах и массу других книг – и все это, сами понимаете, при несомненном теснейшем участии и поддержке Эсфири Зиновьевны, жены, друга, сиделки-медсестры и кормилицы с ложечки.
Нет в этом плане ничего и о поддержке самого на сегодня, пожалуй, одаренного и плодовитого поэта и певца Караганды Абдуллы Салехова (ему принадлежат сотни отличных стихов, печатавшихся во всесоюзных, республиканских и областных газетах и журналах, слова нескольких песен о Караганде). Абдулла всю свою долгую жизнь «пахал, как папа Карло» и шахтером, и строителем, но заработал пенсию всего в 3000 тенге, которой у нас не хватает даже на половину оплаты коммунальных счетов, не то что на издание книжки. А ведь старику нужны и хлеб, и лекарства, и башмаки, и немалые тенге на дико подорожавшие снадобья для больной супруги.
В-четвертых, в состав областной Комиссии по проведению Года поддержки культуры включен ряд чиновников, кому, собственно, и надо было радеть за развитие культуры. Ан, мало радели! Если спросить, например, председателя областной телерадиокомпании, по какой причине телезрители не знают в лицо поэтов Михаила Балыкина, Абдуллу Салехова, Вениамина Михалева, писателей Дмитрия Оськина, Виктора Фетько, Андрея Пухальского, почему радиослушатели и не слыхивали их голосов, почему карагандинцев не знакомят с новинками местной литературы, ему сказать будет абсолютно нечего. Если с тем же вопросом (почему замалчивается местная литература) обратиться к руководителям департамента культуры, информации и общественного согласия (на них много возложено пунктов обсуждаемого нами плана), они даже не покраснеют, просто лихо так отпарируют: «А денег у нас нет!».
Как будто сказать людям простое «спасибо» тоже стоит денег!
А в «ГОД ПОДДЕРЖКИ», согласно «ПЛАНАМ МЕРОПРИЯТИЙ», у них появляется шанс блеснуть. Точнее, засветиться перед начальством на заключительных «мероприятиях», повесив на плечи какого-нибудь значащего именинника очередной чапан. Вот недавно они, белозубо улыбаясь, вручали свои презенты на презентации сборника стихов поэта Аксункар-улы из г. Каркаралинска, а потом – в театре имени Сейфуллина на масштабном вечере, посвященном его 50-летию. Я искренне порадовался за коллегу, ибо на своем хребте испытал, что значит сегодня пробиться к читателю со своей книгой, что значит провести мало-мальскую встречу или творческий ечер. И всегда радуюсь, когда чествуют хорошего казахского артиста, оригинального и самобытного художника или одаренного литератора. Это говорит о том, что казахская культура имеет поддержку. Но мне хочется радоваться и в тех случаях, когда бы отмечался юбилей русского певца-казахстанца, широко презентовались бы новая книга или полотно русского (живущего в Казахстане!) писателя или живописца, ведь они – составная часть всей нашей культуры. Но вот «бы» мешает!
А год поддержки объявлен все-таки, как я понимаю, во имя всеказахстанской культуры. Или я что-то не понял в Указе нашего Президента?
* * *
Конечно, в смысле дружбы населяющих его народов Казахстан, повторяю, не Киргизия и уж никак не Латвия. У нас, как говорит официоз, разногласия возможны только на бытовом уровне. Так ли это?
Да, как-то моя старая соседка, крутая казашка, выскочив на улицу, где поцарапала друг друга малышня (в том числе и ее внучек), вскричала русским бабулям: «Вы забыли, что мы здесь – хозяева земли!», хотя в нашем многоквартирном доме всего-то одна казахская семья и живет. Такое бывает. Скорее всего, вгорячах…
Но вот читаю в умной независимой газете «Время» публикацию Хельчи Исмаиловой «Открытая дверь», и сердце наполняется гордой радостью за великое проявление сострадания, уважения, душевной заботы (что там сухое слово «содружество»!) со стороны бабы Тани (80-й год идет русской «апа»), которая пустила к себе на квартиру попавшую в беду казахскую семью с тремя детьми. Не могу не познакомить читателя хотя бы с врезкой к этой душераздирающей статье:
«Баба Таня прошла к кровати, присела. Трость перестала быть продолжением руки, прислонилась к железной сетке, но, не выдержав самостоятельности, тихонько сползла на пол.
– Баба Таня, – прибежал с другого конца комнаты малыш, – ты уронила палку, – и поднял трость.
Присел на палас, внимательно рассматривая бабу Таню, потом перевел глаза на мать. Баба Таня говорила по-русски, мама – по-казахски. Обе – о нем.
Баба Таня о том, что мама малыша кормила сегодня с утра манной кашей, в обед – остатками той манной каши, а вечером неизвестно, что есть будут.
Мама о том, что мальчику шесть лет. По обычаям и традициям пора делать сундет-той (для тех, кто не знает: сундет-той – обряд обрезания). А возможности никакой нет.
Маму зовут Айгуль. На ней халат, который подарила баба Таня. В комнате старый телевизор, постельное белье, постель, палас… Все от бабы Тани. Даже колготки. И дом, в котором живет Айгуль с детьми, принадлежит бабе Тане».
Это происходит в южной столице Казахстана – Алматы. А семья Айгуль приехала из промышленного города Жанатаса, умирающего ныне от безработицы и задержек зарплаты тем, кто все-таки работает…
Баба Таня сама голодала в 30-е, валилась с ног от голода и усталости в 40-е. Но уверена, что тогда было все-таки легче:
« – Народ дружнее был. Вот сейчас родные у нее тут есть – сестра здесь, братья заезжают… переночевать, хоть бы конфетку кто принес. Я им высказывала. Не было раньше такого. Роднились, ценили дружбу, сейчас стали безразличными…»
Так, на мой взгляд, у нас в Казахстане обстоят дела с дружбой народов на бытовом уровне. Мало этого примера, приведу еще. Две карагандинские семьи – Варкентин и Игнатенко-Литвиновых – создали семейные детские дома, набрав «интернационал» ребятишек (и казахи там, и татары там, и русские с немцами, евреями), а в г. Абае и пос. Молодежном такие же семейные детдома создали казахские семьи Айдаровых и Балабаевых.
И не только в семьях, но и у станков заводских, и на фермах сельских русский с казахом, если быть объективным, – что называется, «братья навек». Вместе пашут, вместе пьют. Вместе и тяготы жизненные переносят – безработицу, безденежье, кабальные коммунальные поборы, инфляцию и рост цен – переносят и за грудки друга не хватают, стенкой на стенку не идут. А ведь обижены мы государством нашим  все!
«В России на здравоохранение тратят 3 процента ВВП, – пишет газета «АИФ-Казахстан (N 4, апрель 2000 года), – в Белоруссии – 2,6 %, на Украине – 2,8. По итогам прошлого года в Казахстане на развитие здравоохранения выделено 1,8%…».
Между прочим, эксперты Всемирного банка считают, что экономика нашей Республики позволяет быть более щедрой к здравоохранению. Не говоря уже о биржах труда, которым тоже нужна поддержка, ибо они оказывают безработным гражданам ну совершенно мизерную помощь. И пенсионные фонды могли бы с помощью государства поднять минимальную пенсию, которая не только что квартплату и другие коммунальные платежи не покрывает, но и на кусок хлеба не оставляет старикам. А что уж говорить об инвалидах, которым судьба прописала множество дополнительных трат (перебороть трудности с передвижением, погрузкой или переноской вещей, специфические лекарства и т. д., и т. п.), от чего здоровый человек не страдает… А Казахстан вскоре рискует остаться единственным в СНГ, кто «зарезал» льготы инвалидам и пенсионерам!
Не удивительно в связи с этим, что на вопрос социологов «Если положение дел в стране ухудшится, что вы предпримете?» 32 процента опрошенных алматинцев ответили, не раздумывая: «Уеду из страны!» – пишет та же газета.
Помню свое огорчение за родные алтайские места, когда узнал, переехав в Казахстан в 1969 году, что население Барнаула было весьма мало по сравнению с карагандинским – 460000 против 540000; а потом начались вроде бы гонки: Барнаул – 575 тысяч, Караганда – 600… И вдруг узнаю сегодняшние цифры: в Барнауле – около 800 тысяч жителей, а в Караганде – всего-то… 440 тысяч. На треть меньше, чем в 69-м… И население Казахстана – словно шагреневая кожа, уменьшилось аж на полтора миллиона. Вспоминаю, как поразило меня в одной из республиканских телепрограмм торжествующее: «Из области выехало 220 немецких семей, но зато приехало 270 семей оралманов из Монголии»…
В N 1-2 (январском, 2000 г.) газеты «АИФ-Казахстан» есть такие цифры: «За годы независимости население Казахстана сократилось более чем на 1 миллион 240 тысяч человек. По данным последней переписи населения… нас сейчас 14 миллионов 953 тысячи человек»…
(Не зря же после проведения переписи населения переписчиков заставляли идти по квартирам вновь и «переписывать» тех, кого в этих квартирах нет – то ли живут в других квартирах, где их, конечно, переписали тоже, то ли вообще уехали. А потом длительное время нам не сообщали хотя бы предварительные итоги переписи. Видимо, соображали, как их отредактировать, чтоб народу не нарисовалась истинная картина нашего «суверенного бытия»).
«Грустно, но более чем на полмиллиона стало меньше мужчин…
Произошли изменения и в национально-этническом составе. Казахского населения стало больше на 1 миллион 488 тысяч человек. Это в общей численности населения – 53,4 процента. Казахов сейчас свыше 8 миллионов».
(В 1979 году было 5 млн. 289 тыс., в 89-м – 6 млн. 534 тыс.)
«Что же касается русских, то их стало меньше на 1 млн. 58 тыс., немцев – на 593 тыс., украинцев – на 328 тыс., татар – на 71 тыс.».
Эту грустную цифирь я на своей душе зарубаю чуть не каждый день. В Германии уже целая колония героев моей авторской радиопрограммы «Земляки» (больше десятка!), в Израиле – тоже.
И все едут, едут люди… Подальше от той программы «народного единства», которая каждодневно восхваляется у нас.
В этом же номере «АИФ-Казахстан» опубликовано интервью российского посла Валерия Николаенко. И он говорит не о том, что надо бы несколько добрее относиться к русским, не забывать их беспримерный вклад в развитие Казахстана, а о том, что уезжающим из Казахстана… надо быть благоразумнее:
«Надо сказать, что многие из переселенцев зря надеются на райскую жизнь в России. Многие из тех, кто уехал, плохо там приживаются. В России жизнь жесткая, в Казахстане она помягче…»
Эти слова не российскому бы послу говорить, а, к примеру, газетчикам из «Казахстанской правды». Или членам казахстанского правительства.
И далее посол продолжает:
«Кто бы ни стал новым президентом России, отношениям с Казахстаном будет придаваться первоочередное значение».
Еще бы! Ведь и 5 млн. русских тут еще живут, и буфером между Китаем и Россией является Казахстан.
Тут я, кажется, повторяюсь. Хотя, может быть, это звучит вроде рефрена…

* * *
Те из друзей, кому я показывал свои размышления «Прости, великий Абай!..», говорили без обиняков:
– Ты взялся рассуждать о весьма щекотливой материи. И как бы не пришлось тебе еще и отвечать перед компетентными «товарищами»…
Да, в двух республиканских изданиях дали мне от ворот поворот…
Но я абсолютно далек от мысли, что программный тезис Ассамблеи народов Казахстана: «Никакой розни, граждане суверенной страны!» – это лишь лукавый идеологический ход.
Честное слово, верю я этому государственному тезису!
Но разве я не имею права размышлять?
Имею!
И Конституция Казахстана мне это позволяет, и Закон о печати…
Вот и размышляю, имеются ли у нас предпосылки к этой упомянутой выше розни, и если имеются, на каком уровне. И почему имеются.
По Конституции, у нас в Казахстане все граждане равны: имеют право избирать и быть избранными, занимать любые должности, кроме, кажется, президентской: первым лицом страны имеет право быть только казах.
Но посмотрите список министров нашего правительства – русских фамилий в нем три или четыре. Вспомните фамилии руководителей 19 казахстанских областей – акимов – та же картина. Всмотритесь в экран телевизора, когда показывают заседания Парламента Казахстана… славянских лиц весьма и весьма мало. Да что министры и депутаты, когда в городах и селах на руководящие посты никак не находится умных, толковых профессионалов из числа «второй половины» населения. Особенно когда дело касается таких сфер деятельности как правоохранительные органы, юстиция, таможенные и налоговые службы. На деле реализованы 10-летней давности сомнительные призывы одного весьма известного ученого Караганды: правоохранительные органы на сто процентов должны комплектоваться сотрудниками коренной национальности.
Мне скажут: Казахстан – исконно национальное государство, и руководить им должны представители его основной национальности.
Как-то это звучит… м-мм… неубедительно, что ли. Представители одной половины населения страны – и только они! – должны руководить, представители второй половины – вроде рождены исключительно для подчинения...
Лучшие умы Земли от века были убеждены в правильности иных идей: «Не род, а ум поставлю в воеводы!» – это у русского классика; «Настанет день и час пробьет, когда уму и чести на всей земле придет черед стоять на первом месте!» –это из классика английского.
Я уверен, что и у великого казаха Абая имеется такая мысль.
И Конституция Республики Казахстан проникнута этой идеей.
И Президент это не раз подчеркивал: ум, деловитость и профессионализм –главные качества для руководителя.
Но чиновники-то «читают» Конституцию и речи Президента по-своему, через свои очки. Потому и сказал мне один спесивый чиновник: «У нас, у казахов, принято к имени мужчины добавлять «-улы», к имени женщины «-кызы». А я считаю, –тут он еще более приосанился, – к имени каждого казаха надо от рождения добавлять: «-бас»!»
И рассмеялся довольный!
Шутник, конечно, этот чиновник. Но ведь в каждой шутке доля правды есть… Как и в таком вот анекдоте:
«Кораблекрушением выбросило на необитаемый остров двух граждан суверенного государства: одного с южной стороны суши, другого – с северной. Долго они, очнувшись, бродили по острову в поисках пищи и питьевой воды. Вдруг встретились:
– Салем, Жаксыбаев-жолдас! Чем занимаешься здесь?
– Руковожу полицией на острове! А ты, Рахимов-жолдас?
– Командую гвардией!
И, гордые, разошлись в поисках хотя бы куска еды».
Вот и возникает некий перекос: на руководящие посты и в депутаты продвигаются «титульные таланты». Даже когда и нет подходящих персон. Помню, еще в советские времена на Карагандинский машиностроительный завод N 1 спустили разнарядку: выдвинуть кандидатом в депутаты Верховного Совета девушку-казашку. Руководящая тройка вкупе с отделом кадров перелопатила весь тысячный коллектив завода и нашла… единственную кандидатку, подходящую по 5-му пункту. Обо всем остальном (деловитости, уме, активности и пр.) говорить и не стоило. Мне скажут: это же была порочная практика партократов-коммунистов. Но сейчас-то опять подход, не в ту сторону избирательный. (Хотя, впрочем, в нынешний Парламент на две трети населения русская Караганда избрала шесть положенных депутатов в соотношении: пять + С. Дрожжин.
 Никто, кажется, не заставлял избирать в такой пропорции! Или у нас рабская покорность в кровь всосалась? В таком случае, может быть, наши переживания от несоответствия заветов великого Абая сегодняшним реалиям напрасны?)
А вот еще раз об ученых. В их среде никак не превалирует разрез глаз. Талант и деловитость – вот критерии популярности и возможностей! Из числа моих очерковых героев-земляков сложился даже такой вот интернациональный («мой личный»!) ученый совет: Александр Акбердин, Абильда Алимбаев, Иван Кирилюс, Виталий Малышев, Наталья Усачева, Валерий Цой. По первому зову помогут, дадут совет, сделают анализ и синтез ситуации или сентенции, а если я «не туда поехал», так вздрючат, что надолго просветлеет в мозгах! И именно ученый совет порекомендовал мне оттенить в этих размышлениях следующее:
– в Казахстане сейчас кое-кем забыто, что именно с русскими связано продвижение цивилизации в этот степной и тогда практически пустынный край; что край этот сполна пережил вместе со всем советским народом радость созидания, расцвет своей нации;
– в Казахстане сегодня как-то призабыли, что в круговерть беззакония 30-х и 50-х годов казахи попали наравне с русскими и представителями других национальностей;
– главная наша беда сейчас в том, что противоречивость и непоследовательность применения принципов управления как породили застой в обществе, начиная с 60-70-х лет, так и пребываем мы в этом застое; а политика казахстанских правителей усугубляет этот застой сегодня;
– живительная, казалось бы, перестройка при усиленных потугах поменять верховное управление на самоуправление в республиках Союза, как ни странно, повергла страну в экономический и политический хаос, из которого пока никому не удалось выбраться. В Казахстане это еще усугубляется невероятным стремлением «титульной» элиты возвыситься во власти, полностью вытеснив даже выдающихся представителей других национальностей с начальственных постов.
«Но, – подчеркнули мои собеседники, – может, не стоит об этом писать? Еще не поймет кто-то из чересчур ретивых, и «загремишь» за разжигание межнациональной розни!» Не знаю, рискую ли, но пишу во имя истины…

Из Дневника. 6 МАРТА 2000 г., понедельник.

Ни в одной из газет я до сих пор не видел откликов на заявление Генпрокурора Республики Хитрина о «нежелании большинства казахстанцев» примыкать к союзу России с Белоруссией… Хотя, впрочем, почему не видел? В приложении к «АИФ», а именно «АИФ-Казахстан» N 9 некий журналист умудрился задать вопрос об этом… спецкору газеты «Нью-Йорк Таймс», и тот, не задумываясь (а чего ему думать, он же интересы своего государства блюдет!), вскричал: «Я считаю, что это абсолютно невыгодно республике. Какой интерес у России к Казахстану? В подобном союзе Казахстан всегда будет на втором плане. Он просто растворится в такой стране, как Россия. Я другого не понимаю: почему страны Средней и Центральной Азии не объединятся в союз?»…
Почему же Белоруссия не боится оказаться «второй», «раствориться»? Наверное, по мнению заокеанского борзописца, эта страна и ее руководители глупее, чем наши казахстанские. И «умные» алматинские газетчики смакуют это. Ох-хо-хо…
На мой взгляд, предпосылки для пресловутой розни возникают (а они возникают, чего греха таить!) никак не в народе, и даже не наверху, а скорее всего – на чиновничьих ступеньках государственной лестницы. Хотя, кто его знает, может быть… что-то из чего-то вытекает и что-то куда-то вливается! Ведь общество наше расслоилось по-новому. Если раньше у нас было два класса – рабочий класс и крестьянство с прослойкой в виде интеллигенции, то нынче первые два класса как бы размылись, зато четко определился класс чиновничества. Чиновников в ельцинской России, например, стало вдвое больше, чем во всем Советском Союзе при Сталине и даже при Горбачеве. Да что так далеко заглядывать: у нас в Караганде управленческий аппарат, по-моему, стал поболее, чем был в обкомах с райкомами и всеми исполкомами вместе взятыми!
И вот стоило некоторой части народа Казахстана (члены славянского движения «Лад», казаки Степного края, коммунисты) лишь заговорить о проведении всеказахстанского референдума о поддержании союза России с Белоруссией, как последовало категорическое, правда, устное заявление Президента Н. Назарбаева перед телекамерами: «Казахстан ни к каким союзам примыкать не будет!». А прокурор республики Юрий Хитрин тут же подсуетился документально – опубликовал во всех официальных газетах «Заявление» (цитирую по «Индустриальной Караганде» от 23.02.2000 г.):
«…Призывы организаторов митинга о присоединении Казахстана к союзу двух других государств и проведении республиканского референдума являются попытками изменения существующего конституционного строя, что вызвало справедливое возмущение подавляющего большинства граждан республики».
Вот где, оказывается, «слово наше отзовется» – в прокурорской душе!
Раз говорили на митинге, значит, делали попытки изменения существующего конституционного строя! (Не «сметь свое суждение иметь»? А? – В. Л.) И с ходу –без каких-то там референдумов! – бдительный г-н Хитрин узнал и без подсчета голосов обнародовал мнение «подавляющего большинства граждан республики».
А я вот не верю этому краснобаю, во-первых, потому, что моего, например, мнения никто не спрашивал – ибо в нашем городе никто такого опроса не делал; во-вторых, по большому счету, как минимум, пять миллионов русскоязычного населения Казахстана – наверняка за сближение со славянскими народами. Да и коренные казахи, думаю, с Россией и Белоруссией с большим удовольствием сблизятся, нежели с Афганистаном.
А ретивый чиновник при погонах не только «статью впаял» инакомыслящим, но и недвусмысленно припугнул их:
«Более того, такие призывы являются вмешательством общественных объединений в дела государства и грубым нарушением Конституции и законов Казахстана…Генеральная прокуратура Республики Казахстан заявляет, что любые деструктивные действия общественных объединений, направленные на нарушение Конституции и законов Республики Казахстан, попытки нарушить в стране межнациональное согласие и политическую стабильность, будут незамедлительно пресекаться, вплоть до приостановления и прекращения их деятельности, как того и требует закон».
Если прочитать внимательно подчеркнутую фразу, сразу постигнешь «глубину» мышления высшего чиновника прокуратуры страны… Но главное, конечно, в том, что сей случай из общественной жизни Казахстана показывает, на каком уровне – бытовом или все-таки ином – рознятся интересы различных слоев и групп казахстанцев.

Вставка от 5 июля 2003 г. – В. Л.:
В последние месяцы на душе полегчало! Все больше СМИ говорят о том, как ведется работа по созданию единого экономического пространства четырьмя государствами – Россией, Белоруссией, Украиной и – Казахстаном. И одним из активнейших поборников этого исторического шага является Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев. Браво!
Интересно, а как чувствует себя теперь законник Хитрин, вспоминая свой «перл» – «Заявление Генерального прокурора»?

Это уже явь – и де-юре, и де-факто, – что чуть не все руководящие должности как республиканского, так и областного, городского, районного масштабов и уровней отданы представителям коренного населения республики. Иной раз думаешь: а ведь и хорошо это! Потому что те немногие «русаки и пр.», кто еще занимает руководящие кресла, так боятся их потерять, так гнут своих подчиненных в бараний рог, что лучше бы их и не назначали руководить. Возьмите, к примеру, наезды начальства в свои «хозяйства». Целые коллективы учебных заведений, учреждений медицины, разных контор бросают свои указки, стетоскопы, компьютеры и – марш с метлами да вениками наводить глянец на пути «босса» (по-ихнему), «бастыка» (по-казахски)!
Между прочим, я долго и тщетно выискивал на страницах газет хоть какую-нибудь информацию о реакции казахстанцев на явное попрание их конституционных прав и свобод, сквозящее в Заявлении генпрокурора и, конечно, на сомнительную грамотность и законность этого «документа». Увы! Правда, в интервью приложению к «Комсомольской правде» (31 марта 2000 г.) Председатель Интеграционного Комитета Таможенного Союза, куда, как известно, входят пять стран, Н. Исингарин смягчил категоричность высказывания Президента страны в том смысле, что Назарбаев предлагал союз суверенных государств на других принципах сотрудничества и единения, чем в СНГ. А именно – надо усиливать экономическую составляющую наших отношений, а не политическую.

* * *
Может быть, сегодняшние граждане Казахстана и не имеют в умах и сердцах ничего отторгающего от инакоязычных сограждан, ведь прожито в «Союзе республик свободных» более семидесяти лет; со всеми советскими народами вместе испытаны и пережиты жутчайшая война, довоенные и послевоенные репрессии, голод 30-х годов и послевоенный голод… Вместе с донбассовцами построены шахты Караганды и угольные разрезы Павлодара, вместе с москвичами, ленинградцами, уральцами воздвигнуты гиганты металлургии Темиртау, Балхаша и Джезказгана… Со всей страною вместе покорен космос… В общении с тысячью национальных культур Союза ССР расцвела самобытная культура казахов. И это не забыли сегодняшние отцы и деды.
Но уже не знают и половины этого сегодняшние дети! А что, если мы, сегодняшние их пестуны, уже успели заронить им в пытливые души бациллы исключительности той или иной нации? Тогда не долго им придти и к тем детским «радостям» и «гордостям» Абая, о которых он сожалел (и с которых начинались мои размышления).
Да, согласимся с официальными идеологами, Закона об ущемлении русскоязычных в Казахстане нет. Но тенденция такая (это видно из показанного выше) есть. И она ширится.

В «Слове назидания» 1892 г. Абай утверждает и упреждает:
«На этой земле еще не было случая, чтобы недостойный отец смог воспитать сына великим человеком…».
Если мы хоть в малой толике оказались недостойными отцами, умудрились отравить наших сыновей и дочерей этими бациллами, прости нас, Великий Абай!
Мы не вняли твоим назиданиям!
И за то прости, что почти сто лет прошло после твоего ухода в мир иной, Великий Абай, а не исполнили мы и другие твои заветы – по-прежнему беден народ, по-прежнему труженик то гол, то бос, то голоден. А хитрые да алчные – в неге и в жире.
Владимир ЛИТВИНОВ,
лауреат журналистских премий Республики Казахстан
имени С. Ашимбаева (1994 г.)
 и «Алтын Жулдыз» (1999 г.).  Писатель.

Апрель 2000 г., г. Караганда

P. S.  от 21 мая 2000 г., весьма печального дня:

Второй день нахожусь в состоянии, близком к ужасу. И ночь провел почти кошмарную. А все потому, что вчера в газете «Индустриальная Караганда» опубликовали вроде бы безобидную заметку под названием «Имена людей – в памяти города»…
Ономастическая комиссия (под эгидой заместителя акима города Абдижаппара Абдакимова) «возобновила» свою работу и предлагает:
« – переименовать Караганду на «КАРАГАНДЫ»;
– переименовать Советский район на район имени Казыбек би, а Октябрьский – на район имени А. Бокейханова»
«Кто такой? почему не знаю?» – сказал бы тут легендарный Василий Иванович. А по мне, так чего резину тянуть? Дать сразу Октябрьскому району имя «Абдижаппарский», а Советскому – «Абдакимовский»!
Абдижаппар Абдакимов уже тем прославился, что, говорят, в своем «учебнике» казахской истории на полном серьезе утверждает, что не выиграл бы Александр Невский «ледового побоища», если бы… не помощь казахов.
Ну, а если без «балды», с учетом исторической основы, – то могли бы в городе-столице Третьей всесоюзной кочегарки появиться районы, скажем, Шахтерский (чуть не все славнейшие шахты бассейна работали в Кировском и Октябрьском районах, которые слиты воедино под именем Октябрьский) и Университетский (именно в Ленинском и Советском районах, слитых теперь в Советский, родился Карагандинский государственный университет имени своего создателя Евнея Букетова, а теперь университетов и Академий в городе – как шаг шагнешь, так и уткнешься в их парадный подъезд). Или почему не назвать его Букетовским?
Неужели промолчат об этой несуразице в очередном экстазе переименований наши депутаты, оставшиеся еще в строю истинные строители города, краеведы?
Все-таки, я уверен, такие люди, как шахтерские командиры первых пятилеток и военных лет Иван Костенко, Корней Горбачев, Алексей Стаханов, крупные ученые Евней Букетов, Абылкас Сагинов, первостроитель Василий Язев, больше достойны увековечения, ибо сделали для Караганды никак не меньше, чем националист А. Бокейханов… О нем, между прочим, даже в «Энциклопедии Караганды и области» ни слова не написали! Наверное, к нашему славному городу он имеет не более чем посредственное отношение.
А по поводу имени Казыбек би… Он что, работал у нас Саппарбеком Ниязовым, если мало одного бывшего Егиндыбулакского района, переименованного в Казыбекбийский?
В экстазе мы, однако! Не по Закону живем, а по тенденции… На переименования улиц и районов бюджетные деньги есть, а на выплату нищенских (позорных для государства и города!) пособий инвалидам по 3-4 месяца средств не находится!
В. Л.

ИЗ ДНЕВНИКОВЫХ ЗАПИСЕЙ 2001-2002 гг.


11 НОЯБРЯ 2001 г., ВОСКРЕСЕНЬЕ

Вчера прочитал в «Индустриалке» рецензию на книгу «Мир казахов» ученого-педагога, доктора филологических наук Акселеу Сейдимбека, подписанную (не знаю, правда, кем написанную) моим бывшим теленачальником, бывшим идеологическим секретарем обкома партии Калием Аманбаевым… И стало на душе мерзопакостно!
К. А. с восторгом анализирует историографию, заложенную в книгу, не преминув подчеркнуть, что остров Кипр еще до н. э. назывался «Алаш», а на Кавказе сразу три реки называются «Казах»…
«Следовательно…» – и сам читатель сделает актуальный ныне вывод: оказывается, не от Адама с Евой пошло человечество, а, наверное, от Талгата с Алией!
Да, ради Бога, восторгайтесь, дорогой Шеф, деяниями Касым-хана и Абылай-хана! Но где взялось столько казахов, чтобы «существующие ныне границы Казахстана», как утверждает Акселеу, «были установлены во времена Касым-хана»? И с каких пор исторически доказанные и широко обнародованные ходатайства тогдашних казахских правителей о присоединении Казахстана к России, именуются «колониальным захватом в Х1Х веке»?
К слову маленький «шедевр» о «колониальных захватах».
К моей жене, библиотекарю, пришел сын соседки, третьекурсник юридического факультета Карагандинского университета:
– У вас нет ли какой-нибудь литературы об интервенции Красной Армии в Казахстане?
У меня глаза полезли на лоб, и я воскликнул:
– А кому понадобилась такая… литература?
– Эту тему мне дали для курсовой работы, – отвечал студент.
– В какие же годы была эта… интервенция?
– Знаете… преподаватель это не уточнил.
– Но ты хоть что-то слышал о такой интервенции? – он пожал плечами.
Но, между прочим, курсовую написал и зачет получил…

Простите: вставочка от 5 июля 2003 г. – В. Л.:

Случайно попалась в руки книжка африканского писателя Д. Мфуйу «Унижение», и вычитал я такое:
«Я не могу удержаться и не сказать о том, что внесла в нашу жизнь колонизация: она раздробила наше социальное ядро, и теперь народ наш уже не представляет собой единого целого. Целые области вымирают, целые районы обречены на медленное опустошение, на демографическую гибель.  Мы надели траур и вечно будем носить его – траур по нашей культуре, которую мы незаметно для себя самих погребли».

У меня в книге, которую читатель держит сейчас в руках, есть миниатюра «Брат Багдат», где рассказывается о том, как государственные люди благодарили за труд карагандинского шахтера Абсаляма Топаева: «всесоюзный староста» Калинин вручал ему ордена, нарком Орджоникидзе подарил мотоцикл, секретаря ЦК ВКП(б) С. М. Кирова Абсалям сопровождал по шахтам Караганды, а комсомольский генсек Косарев отправил молодого казаха учиться в промышленную академию. Каков «колониальный захват», а?
Что касается национальной культуры, то всю мою сознательную жизнь моими любимцами являются поэт Олжас Сулейменов (нет-нет да и использую его строчки в качестве камертона моим литературным упражнениям) и певец Алибек Днишев (не поверите: я пишу свои книги под непременный магнитофон, а любимый полуторачасовой диск на треть заполнен концертом Алибека!).
Да что «мои любимцы»! Роза Багланова с ее соловьиным пением была кумиром двух, как минимум, поколений советских людей, теперь ее с блеском сменила Роза Рымбаева!

…Но вернемся к статье К. Аманбаева. Куда деться, например, от такого «шедевра»:
«К сожалению, автор не сказал ни слова (выделено мной. – В. Л.) о том, что положительного в жизни казахов произошло в годы социалистического строительства». 
И далее: «Ряд его предложений, ориентирующих на лучшую жизнь, не согласуются с законами и практикой нынешних рыночных отношений, причем как в экономике, так и в социальной сфере».
Что называется, доисследовались и договорились! Оказывается, Касым-хан и Абылай-хан для экономики и культуры Казахстана сделали больше, чем народы Советского Союза за годы Советской власти!
Так и рвется из души: эх!..
Как бы не случилось, что очередной «историк» напишет, что для развития культуры Казахстана встречаемые с восторгом оралманы… сделали больше, чем «отпущенные» с родины русские, евреи и немцы.
Но еще более потрясающий вывод Калий Алибекович делает сам: «Теперь читатель имеет полноценное (выделено мной. – В. Л.) пособие по основным вопросам прошлой и современной жизни и деятельности казахского этноса»… Во как!
Исторически лживое в самой сути своей произведение именуется полноценным! До чего же доводит оголтелость в национальной «гордости» милых моих казахов практически в начале становления отдельной ото всех и ото всего нации! А что будет дальше?
Мне больно, что такие «рецензии» стал писать К. Аманбаев, сподвижник все более (и, полагаю, закономерно!) становящегося апологетом мудрой политики Д. Кунаева. Ибо сам Кунаев сотворил целую книгу под весомым и зримым названием «Советский Казахстан» (Алма-Ата, 1980).
На стр. 9 он, в частности, такой рисовал свою страну:
«В дореволюционном Казахстане (включая и русские деревни) «материальную базу» сельского хозяйства составляли 318 тысяч сох, 229 тысяч конных плугов, 271 тысяча деревянных борон»…
А далее? На стр. 29: «На сооружении шахт угольной Караганды работали горняки Донбасса, Карагандинскую ГРЭС возводили строители Днепрогэса, корпуса медного гиганта на Балхаше – московские метростроевцы и металлурги Макеевки»…
А ведь страной по имени СССР строились еще Павлодарский тракторный, Усть-Каменогорский цветмет, Чимкентский шинный, «Казахстанская Магнитка»!
И на стр. 41: «Каждый год социалистического строительства по своим масштабам стал равен десятилетиям. Там, где прежде простирались необжитые просторы, возникли десятки новых социалистических городов, образовались крупнейшие области. Среди них – Тургайская, Джезказганская, Мангышлакская, где по воле партии, как и в других районах республики, развернулось бурное промышленное и аграрное строительство».
Что же Вы, Калий Алибекович, вместе с почтенным Акселеу словно вбиваете осиновый кол в гроб Динмухаммеда Ахметовича? Стыдно мне за Вас, аксакал!

29 МАРТА 2002 г., ПЯТНИЦА

Два дня хожу под впечатлением странной статьи профессора Нурбулата Масанова «Ничто российское нам не чуждо» в «АИФ-Казахстан» N 9. Сей матерый демократ не в чести у коренного самолюбивого народа, его называют презрительно «шала-казах» – не знаю толком, что это означает, но, по-видимому, что-то «непатриотичное». И вдруг этот прогрессивный ученый деятель заговорил как ярый шовинист нового пошиба:
Россия «по-прежнему смотрит на нас как на бывшую колонию – миф о державности продолжает жить. Хотя каждому грамотному политологу давно понятно, что никакой державы больше нет. Россия сейчас для мира – это бедное, неразвитое государство третьего разряда. Она в 30 раз уступает Америке в валовом продукте. Кстати, Казахстан уступает России примерно в 10 раз». (Выделено жирным редакцией  или автором).
И далее: «Если Россия хочет быть с нами и у нас, то (?) она должна повернуться лицом к Центральной Азии. И если у нее нет денег на инвестиции в экономику, то вкладывать деньги хотя бы в культуру, образование и русский язык просто необходимо (?). Тем более, что для всех казахстанцев дружба с Россией значит гораздо больше, чем просто деловое партнерство». (?)
Что ни фраза, то…! А может, я не понял лукавства этих строк? Болтать о бедности и неразвитости России, наверное, можно, но если ты действительно грамотный политолог, говорить такое лучше поостеречься! Не так сейчас велика Россия как Держава, но при всех условиях это – ДЕРЖАВА. И чета ЕЙ те, которые всего «в 10 раз»!
А рассуждения о том, что Россия должна оплачивать русскую культуру, образование и язык в Казахстане – это, на мой взгляд, горячечный бред!
Когда бы России надо было развивать русскую культуру, образование и язык где-нибудь в Новой Гвинее или Сингапуре, я понимаю, она должна была бы вносить туда свои деньги…
Но русская культура в Казахстане – это национальное, государственное достояние Казахстана! Потому что русское население Казахстана – это казахстанское население!
Но русское образование в Казахстане – это национальное, государственное достояние Казахстана!
И русский язык в Казахстане – это национальное, государственное достояние Казахстана!
Потому что русское население с великолепной (по большому счету!) системой образования и без сомнения могучим языком в Казахстане – это если не каждый второй (правда, «проводили» ведь тысячи и тысячи русских!), то уж каждый третий казахстанец – точно русский!
А по Масанову получается, что русских в Казахстане уже и нет, есть только – кто? – осточертевшие гости? не изгнанные оккупанты? «придавленные» колонизаторы?
И еще по Масанову выходит, что, когда в Госиздатах, Гослитиздатах или издательстве «Советский писатель» миллионными тиражами издавали сочинения Г. Мусрепова и О. Сулейменова (да еще платили им немалые гонорары!), – деньги на это давал… Казахстан?
И когда московские метростроевцы возводили Балхашский медеплавильный гигант, донецкие шахтеры – угольные шахты Караганды, а вся страна по имени СССР строила «стальное сердце Казахстана», то деньги  на  это инвестировал… Казахстан? Так понимать г-на профессора? И если десятки шахтеров, металлургов с раскосыми глазами стали Героями Социалистического Труда, а один из металлургов – крупнейшим политиком, то это была… колониальная политика? И высокие звания народных артистов СССР Асанали Ашимова, Ермека Серкебаева, Розы Баглановой и Алибека Днишева вместе с аплодисментами во Дворце съездов Москвы – это тоже колониальная политика?
А то, что среди нынешних героев-лауреатов Казахстана редко найдешь русского человека, а на экранах «Хабара», «Казахстана» и прочих каналов не увидишь лица русской певицы, пальцев русского музыканта, картин русского художника – это какая политика?
Пока еще наш Казахстан (и долго еще!) держится на русском сантехнике, русском токаре, русском каменщике и русском инженере! Ибо они уж точно знают, чем гайка отличается от болта!
С какого же это квасу не Казахстан, а Россия должна заботиться о культуре и языке этих токарей и каменщиков, оставшихся еще здесь инженеров? об образовании их детей?
Пока почти полнарода Казахстана ежечасно и каждодневно набивают мозоли, льют пот и вкладывают свои мозги в развитие Казахстана, а не какой-то другой страны, именно Казахстан и должен заботиться о нем, своем полнароде! И неча на Россию пенять, г-да Масановы!

В порядке P. S.: Мне как-то удалось выбить через областной акимат стипендию для нашего земляка – студента (настоящего музыкального самородка!) Московской консерватории Алеши Комарова… Так ведь платили всего один год! Остальные годы казахстанского парня на собственные деньги учила Россия!

А еще помню: будучи карагандинским тележурналистом, задумал я взять интервью у строителей «Казахстанской Магнитки» на их родных языках. В мой микрофон с удовольствием говорили на своей «мове» украинец и русский, грузин и татарин, латыш и узбек, чуваш и коренной сибиряк. Только на казахском языке интервью я не сделал! Не оказалось среди 20000 строителей коренников. Пришлось взять интервью у… сталевара. Там казахи были, Арген Жунусов, например, Герой Соцтруда. И секретарем парткома был замечательный казах. Так что…
Очень тянет меня послать эти мысли в «АИФ-Казахстан», как бы в порядке полемики. Но думаю: а зачем? Соломинка не остановит бурный поток реки, даже если встанет на его пути во весь рост.

14 АПРЕЛЯ 2002 г., ВОСКРЕСЕНЬЕ

Дочитал принесенную мне известным в районе коммунистом Владимиром Крупским брошюру Серикболсына Абдильдина, первого секретаря ЦК Компартии Казахстана, экс-председателя Президиума Верховного Совета Республики Казахстан (12-й созыв). Депутатами этого Верховного Совета были Виталий Розе, Александр Перегрин, Виталий Воронов, Александр Кочкин, и я делал не одну теле- и радиопередачу о них. Ведь Виталий Розе тогда был избран премьер-министром… теневого правительства. С этих передач у меня и начались разногласия с ахметовыми, батырхановыми, воейковыми, денисовыми. Разногласия, вылившиеся в гонения непокорного радиокомментатора. Депутаты, кстати, активно защищали меня. И защитили!
Брошюра «Один день в многовековой истории Казахстана» (Астана, 2001) рассказывает о том заседании Верховного Совета, на котором был принят Закон о независимости, и посвящена 10-летнему юбилею независимости Казахстана, но  в пух и перья разносит эту самую независимость:
«Кто же все-таки получил независимость? Многие политики и аналитики сходятся в выводах о том, что, приватизировав весь Казахстан, узурпировав всю полноту власти, получил независимость Н. Назарбаев, а также его семья и окружение. Даже чиновники не могут чувствовать себя свободными, сегодня они «комары», а завтра «мухи», отданные «паукам».
К великому сожалению, пройденные годы оказались годами тяжелейших испытаний для миллионов и миллионов граждан Казахстана. Разумеется, есть богатые и супербогатые, у которых совершенно иной образ жизни.
Мы, коммунисты, не из тех, кто занимает позицию «чем хуже, тем лучше». (Стр. 58).
Практически все положения брошюры поддерживают мои взгляды, которые я пытаюсь провести в своих рассказах «Пустырь», «Приговор» и «Квартирантки…» (Сборник «Приговор», Алматы, 2002). На стр. 50, например, у Абдильдина есть хлесткая фраза: «Широкое распространение получает рабство». А о чем мои «Квартирантки…»?
А уж о несостоятельности всяких «новых» изменить жизнь людей говорится на каждой странице книги главного коммуниста Казахстана и – с сарказмом.
Читал и все время полемизировал с одной педагогиней, моей героиней-землячкой, ныне благополучной матерью миллионера, которая не нарадуется на благородство и расторопность сына в увеличении личного богатства и только по нему и соизмеряет жизнь людей сегодня.
«Живем все лучше и лучше. Сейчас кто хочет работать, тот и живет хорошо! Сейчас только лодырь живет плохо!» – наступательно-восторженно провозглашает она.
А Серикболсын Абдильдин бесстрастно пишет:
«По данным официальной статистики в 1990 году на душу населения производство зерна в Казахстане составляло – 1,7 т, в США – 1,3 т, соответственно молока – 307 и 269 кг, нефти – 1,5 и 1,4 т, угля – 7,7 и 3,6 т… Казахстан по ресурсам в расчете на одного жителя был богаче даже самой богатой Америки…
После распада СССР и децентрализации, т. е. в годы независимости, производство важнейших видов промышленной продукции в Казахстане в 2000 году по сравнению с 1990 годом сократилось по электроэнергии – до 59%, по углю – 55, стали – 69, прокату – 73% и т. д. Только по нефти имеет место увеличение – 118%.
Эти данные говорят о развале основных отраслей промышленности»… (Стр.43-44)
Что касается продовольственной независимости, то сложилась следующая ситуация.
Посевные площади сельскохозяйственных культур сократились почти в три раза, соответственно уменьшилось производство зерна и других видов продукции земледелия. Численность крупного рогатого скота с 9,8 млн голов в 1990 году доведена до 4,1 млн голов в 2000 году, численность овец, соответственно, с 36,2 до 9,8 млн, свиней 3,2 до 1 млн, лошадей с 1,6 до 0,9 млн, птиц с 59,3 до 18,8 млн голов. Село разорено, только островками выживают те, кто на свой страх и риск сохранил коллективную форму организации труда, но их ничтожно мало.
За 10 лет потребление молока сократилось на 32%, мяса – на 40%, яиц – на 65% и т. д. По многим видам продуктов питания продовольственный рынок зависит от завоза их извне. В советское время Казахстан огромные объемы зерна, мяса и других видов продовольствия поставлял в общесоюзный фонд, и в отдельные годы хлебом целины можно было прокормить до 100 млн человек из 280 млн жителей Союза. Сегодня республика почти потеряла свою собственную продовольственную безопасность. В совокупности ежегодно Казахстан имел реально положительное сальдо более 1 млрд рублей, или почти 1,5 млрд долларов США, а сегодня внешний долг страны превышает 4 млрд долл.» (стр. 45).
«В целом эти 10 лет Независимости войдут в историю годами повального спада производства, невиданного роста безработицы, расцвета коррупции, воровства, произвола, беззакония, отрезком времени материального и морального обнищания казахстанского общества… (выделено мной. – В. Л.)
Реалии нынешнего периода таковы, что богатое меньшинство – пляшет, а бедное большинство – плачет…» (стр. 59).

Работа С. Абдильдина, предположим, впрямую не связана темой с моим очерком «Прости, великий Абай!..», не поднимает лидер коммунистов Казахстана темы заскоков в политике равенства наций, но привожу примеры из нее здесь потому, что экономические перепады у нас без сомнения являются следствием и национальных амплитуд.

ИЗ ДНЕВНИКА 2003 года

11 мая. Сегодня наш Президент в Послании к народу объявил о том, что нужно принять все меры, чтобы вернуть в Казахстан тех, кто уехал из него...
Как я рад этому! Как ждал этого...
Прости, Президент, что я чуть не разуверился в твоей мудрости.
Вот только сумею ли сам простить тебя за посеянные во мне сомнения, не знаю.
К исходу жизни все чаще посещают меня растрепанные (или вздорные?) мысли. Например, о верности однажды избранному партнеру. Женат я не в первый раз, удачно ли, не удачно – не о том речь. А все еще жалею об утере  первой семьи.
И вернулся бы в нее! Да не склеишь разбитую пиалу...

25 мая.  Позвонили из газеты «Новый вестник»:
– 21 апреля в Правительстве принято решение об исключении из числа исторических и культурных памятников карагандинского памятника В. И. Ленину работы Гуммеля. Что вы по этому поводу думаете?
– Если не боитесь последствий, прошу напечатать следующий мой ответ…
– Диктуйте, пишем на магнитофон.
– «Если бы в Казахстане не изменилось отношение к русской культуре, на это решение можно было бы ответить популярными высказываниями народа русского или русских писателей, как-то:  «А судьи – кто?», «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать – пирожник!», «К нему не зарастет народная тропа!».
Я сейчас работаю над книгой «Прости, Великий Абай!..» с близкой к обсуждаемой нами темой. Так вот по аналогии опять из классики: «Прости, Владимир Ильич, ибо не ведают, что творят!»
Через три дня газета опубликовала интервью ветерана войны и труда Малика Имашевича Имашева и высказывания художника Айбека Бегалина и мои в защиту памятника.
И, конечно, кое-что испакостили: первой и последней моих мыслей в напечатанном ответе не оказалось. А еще называют себя независимой газетой… И гордятся этим.
Впрочем, они, кажется, гордятся и определением – «желтая газета».

* * *
Подзабыл, к стыду своему, имя известного советского поэта, умного и глубокого (это поэт, как минимум, масштаба Мустая Карима или Давида Кугультинова), который гордо сказал: «Не русский я, но – россиянин!»
Мне тоже хочется с сыновней гордостью говорить:
– Я не казах, но – казахстанец! И не могу мириться с тем, что некие силы в Республике пытаются сделать меня заложником националистических или клановых амбиций.

2000-2003