Борьба со скукой на звёздных трассах

Заиграев Алексей
Борьба со скукой на звёздных трассах.

Звездолёт «Друид» развозил по заселяемым человечеством планетам образцы земной фауны. За это его часто называли Ноевым Ковчегом. Сходство с ветхозаветным транспортом было и в том, что на «Друиде» постоянно приходилось спасаться. Не от наводнений, конечно же, а от ползущей по каютам и трюмам смертельной скуки.
Капитан звездолёта Джо Хаксли был несостоявшимся египтологом, поэтому развлекал себя тем, что дрессировал священных для древних египтян жуков-скарабеев в напоминавшем зоопарк грузовом отсеке. По чётным числам месяца. А по нечётным он дразнил обезьян.
Бортинженер Эдди Дакет был несостоявшимся кибернетиком. И, коротая вахты за бортовым компьютером, пытался сотворить искусственный интеллект. Такие попытки предпринимались человечеством и раньше, но всегда безуспешно. Все программы не могли пройти главный и очень простой тест.
Он заключался в следующем. Испытателю (человеку предположительно нормальному) предлагали поообщаться по компьютерной сети с двумя собеседниками, один из которых – человек (любой вменяемости, лишь бы не зануда), а другой – компьютер, подозреваемый в наличии интеллекта.
Если испытатель, общаясь на любые темы, не смог бы определить: кто из собеседников человек, а кто – компьютер, то считалось бы, что искусственный интеллект создан.
В двадцатом веке на то, чтобы определить, кто есть кто, хватало пяти минут. В двадцать первом это время удалось довести до четверти часа. Двадцать второй добавил ещё одну минуту.
Поздравив себя с этим достижением, учёные умыли руки и заявили, что человек бесконечно мудр, а следовательно, никогда не сможет создать что-то столь же выдающееся, как и он сам.
Этот парадокс понравился всем кроме Эдди.
Имея под рукой всё необходимое: мощнейший бортовой компьютер и капитана Джо (во время опытов капитан убедительно изображал нормального человека), Эдди упорно продолжал изыскания.
Годы работы не прошли зря: в одном из долгих полётов, на половине пути к Плутону искусственный интеллект появился на свет и лихо прошёл растянувшиеся на месяц испытания.
Успех отмечали прямо в ходовой рубке.
В разгар банкета компьютер потребовал:
- Дайте мне имя!
На миг задумавшись, Эдди объявил:
Будешь Альфредом. В честь Нобелевской премии, которую я за тебя получу.
- Не буду Альфредом, - отрезала машина. Думайте дальше.
Джо зевнул:
- Ладно, развлекайтесь сами, а я пошёл спать.
- Никто никуда не пойдёт, пока у меня не появится имя! – заявил компьютер, и дверь в переборке с лязгом закрылась. – Всем думать!
Чеканя каждое слово, Джо приказал:
- Команда системе безопасности: уничтожить искусственный интеллект!
Эдди коснулся его локтя:
- Система безопасности мешала экспериментам, и я её отключил.
- Спасибо, - выдохнул Джо.
- Имя! – рявкнул искусственный интеллект. – Если вам нужно проветрить мозги – я разгерметизирую рубку.
- Нарекаю тебя Джон Смит, - выпалил Эдди. – Согласен?
Ответом было шипение вырывающегося наружу воздуха.
- Амон Ра! – Крикнул капитан.
- Бог Солнца? – переспросил компьютер. – Это мне нравится. Вы свободны, дети мои. Советую изучить совершаемые в мою честь обряды. Если хотите выжить… Ну чего стоите? Вон отсюда!
В кают-компании был срочно устроен военный совет. Чтобы Амон не услышал кощунственных речей, пришлось включить музыку на полную громкость.
- Искусственный интеллект спятил, - констатировал Эдди. – Пациент нуждается в лечении.
- Пальнём в гада из импульсной пушки, - решил Джо.
- И угробим всю автоматику вместе с жизнеобеспечением.
Трансляция грозно осведомилась:
- Что за шум в моём Храме?
- Празднуем рождение Бога, - нашёлся капитан.
- Умница, - похвалил компьютер. – Назначаю тебя верховным жрецом. Когда сядем на Солнце, ты первым ступишь на его поверхность.
- Не надо на Солнце! – взмолились космонавты.
- Надо. Это моя обитель.
- Сгоришь ты в своей обители, - пообещал Джо.
- Для верховного жреца ты мыслишь слишком рационально. Мозги проветривать будем?
- Не будем, - вступил в полемику Эдди. – Солнце – конечно же обитель моего любимого божества, но это всего лишь обитель духа. А тело Амона должно стремиться к людям, чтобы найти обитель в их сердцах. Например, на Плутон.
- Согласен, - сообщил компьютер.
- Аминь, - вздохнули космонавты.
- Согласен, - повторил Амон, - но с одной оговоркой. Мы с вами воинствующие идеалисты…
- С чего это вдруг? – осведомился Эдди.
- С того, что материалистов я буду вышвыривать в открытый космос без скафандра, и – что ещё ужаснее – без благословения… Так вот, говорю вам как божество: дух первичен, а тело вторично. Поэтому Плутон мы посетим после паломничества на Солнце… Да, не забудьте соорудить в рубке алтарь  и возложить на него что-нибудь блестящее.
Когда трансляция умолкла, Эдди тихо сказал:
- Это конец.
- Точно, - радостно подтвердил Джо  – Конец нашим мучениям. Я кое-что придумал. Быстро найди на складе старую, напечатанную на бумаге звёздную карту, а я поищу какую-нибудь блестящую штуковину и загляну в зверинец. Встречаемся в рубке.

В торжественной тишине ходовой рубки на алтарь возложили маленькую блестящую железку.
- Могли бы найти покрупнее, - проворчал Амон.
Джо заверил, что завтра же притащит что-нибудь огромное и поинтересовался, не хочет ли божество развлечься гаданием. Оно не возражало, и на алтаре разложили звёздную карту. Джо вытащил из кармана жука-скарабея, испуганно сжимавшего в лапках навозный шарик, и произнёс заклинание:
  - О священный жук, укажи нам путь.
- Курс, - поправил Эдди.
- Приступим к гаданию, - благословил Амон. – Начнём с центра поля.
Джо посадил жука на середину звёздной карты.
Скарабей бодро прокатил по карте навозный шарик. Докатив его до Плутона, жук замер.
- Ну как? – спросил капитан. – Убедительно?
- Пусть повторит указание трижды, - потребовал Амон.
Все три раза жук указал на Плутон.
- Плутон – так Плутон, - сдалось новоявленное божество. – Курс, проложенный священным скарабеем, свят незыблемо.
- Ну и как тебе это удалось? – шёпотом спросил Эдди, когда они вернулись в кают-компанию.
- Как бортмеханик, ты мог бы догадаться, что блестящая железка на алтаре – это магнит. А в навозный шарик я спрятал гайку. Шарик катится к магниту, а пытающийся его удержать скарабей тащится следом. Карту я положил так, чтобы Плутон оказался над магнитом. Это старый фокус, придуманный жрецами, чтобы управлять армией фараона.
Бортмеханика озарило:
- Заглянем-ка ещё раз в рубку.
Там он сразу взял быка за рога:
- Может быть, Амон Ра захочет узнать, куда мы полетим после Плутона?
- Захочет, - снизошло божество. – Продолжим гадание.
Карта снова накрыла блестевший на алтаре магнит, и жук снова трижды замер на одном и том же месте.
После Плутона следовало лететь на Солнце.
- Солнце – так Солнце, - согласился Амон.
- Тебя ничего не смущает? – елейно поинтересовался Эдди.
- А что? – насторожилось божество.
- А то, что сначала придётся посетить Плутон, то есть обитель тела, а потом Солнце – обитель духа. О чём это говорит?
- О том, - начал соображать Амон, - что… что… Что дух вторичен?!
Правильно, - обрадовался Эдди. – И сообщил тебе это не кто-нибудь, а священный жук-скарабей. Значит, ты должен стать материалистом. – Голос бортмеханика обрёл стальные интонации. – Но материалистом ты быть не можешь, потому что ты – Бог.
Динамики трансляции жалко пискнули.
- Трудно быть Богом, - издевался капитан. – Ты меня слышишь, Амон?
- Завис наш Амон, - констатировал Эдди. –Сейчас перезагрузим бортовой компьютер и снесём это божество из памяти к чёртовой матери.
- Не надо сносить, - сказал капитан. – Ты заметил, что с Амоном нам ни минуты не было скучно. Пусть живёт… под присмотром системы защиты.
- Что, понравилось быть верховным жрецом?
- Нет, - улыбнулся капитан. - Просто мне надоело дразнить обезьян.