Сапожок или женская проза

Ritase
1    

     “ Маша  сидела на подоконнике,  ощущая  позвонками спины холодок стекла – даже через шерстяную  кофточку.  Осень в Питере, поздняя осень  конца октября  и начала ноября  - самое   скверное время  года.  Холод, дожди, полутьма.  В эту пору   она  особенно  завидовала   котам,  лениво лежащим в теплых  шкурах на лавочках  у подъездов.  Им  некуда спешить,  они  спокойно  смотрят  желтыми  глазами  на  вечную  суету двуногих .  Котам    не приходится   ходить на работу,  выбираться  из нагретой за ночь постели,  глотать  скверный чай,  бежать на маршрутку.  “Кот - плотоядное  млекопитающее”– почему-то  вспомнилась  ей   статья  из  толкового   словаря  испанского языка .
       Она  ждала звонка...  Уже  не ждала,  где-то внутри  прекрасно  понимая ,  что Петр  больше  звонить  не станет... И все-таки  ждала... 
   В другой жизни она,  вероятно,  была  рыболовом  на  набережной Невы;  часами сидела   над  мятой  водой,  уствившись    на  гибкий  кончик   удочки,  увенчанной  колокольчиком.  Маша  никогда не видела, чтобы из Невы вытягивали   хоть  какую-то  рыбу,  достойную  этого  названия,  но  рыболовов   подобное обстоятельство   не отпугивало.  Похоже,  они считали,  что если  за несколько лет  сидения  ничего не поймалось, то успех близок – не может же  все время не везти...  ”

      Самое  трудное  для Алены было начать. Она не придымувала заранее  сюжетов – те  вырастали  сами   как лебеда  - словно кто-то невидимый диктовал.  Сюжет  -   камень  Сизифа,  надо было  дотащить  до определенной высоты –  назад  он катитлся  легко.  Роман - это путешествие , оно    заканчивается  там же,  где началось. Женский же  роман  вообще  не требует  головоломных  коллизий.  Героиня, Герой,  подруга -соперница , друг  детства. .. Два-три  эротических эпизода  ,  десять  авторских  листов,  счастливый конец . Вечное  повторение ,  возвратно- поступательная  механика  швейной машинки.  Вышивание  -   кропотливый  женский   труд.   “Chacun  son metier...” (1)

     “Наваждение  мужчины. Червеобразный отросток,  которого  порой  так не хватает.  Иллюзия  защищенности. Тебе кажется, что мужчина    сможет и захочет  дать тебе безопасность ; оградить, прижать к  своей широкой груди , охранить  от боли, страха.  Тебе кажется, что он умнее,  смелее, справедливее,   готов для тебя на все. На самом  же деле ...  ”

    Алена  перечитала  абзац ,  подведя курсор  вечно заедающей  “мышью”,  отметила   и, вздохнув,  нажала  на  “ удалить ”.  Ее героини   верили в Любовь.  Сомнение, пусть даже разбиваемое  в пух и прах сюжетом,  было ересью  и подлежало суду “Santo Oficio” (2)  с  последующим Актом Веры  и  “El Quemadero”(3) .  У героинь  могли  быть  недостатки ,  даже  пороки,  героини могли заниматься проституцией,   совокупляться  с мраморным  догом  (нет,  мраморный  дог  это все-таки  чересчур  даже для  стервы   с этикеткой) ,   но Любовь     для них  было   святое.  “Melodies  d'amour,  chateaux de coeur  d'Emmanuelle ...“(4) - прозвучала в ее голове строка  припева.  Когда-то в прошлой жизни  она  окончила филфак  по отделению  романских языков  - потом  работала переводчиком; наконец, когда появился спрос  на  сочинения  из   жизни современниц ,  стала писать  сама.  Заработка  хватало;  она даже накопила денег , села на автобус   и съездила   в  слегка  разочаровавший  ее Париж.  Архитектура  и  музеи были великолепны,  но ей казалось, что жить  там  она бы ни за что не смогла.            
Ей казалось, что человек там становился посреди мостовой и его одним  ловким ударом  некого  хорошо смазанного механизма   забивали  по шапку в асфальт.

    “Мне так хочется побывать в Париже. Увидеть   в вокзальном  зале  Музея  Д Орсе   сияющую  наготу  натурщиц  Ренуара ...”
 
 

  2

  “Маша  надевала   пальтишко на дочку, не желавшую выпускать  из рук   куклу “Барби”,  называемую  почему-то “Буси” .  Кудрявая  большеглазая девочка быстро подрастала,  на следующий год, а может уже и к весне придется   покупать  новое ...  ”

    Дети.  В женских романах  они  были  побочной сюжетной  линией .  Лидия  Сергеевна,  редактор,  вечно морщилась “Опять  ты о своих матерях-одиночках ! Что, больше писать не о ком?”.   Алена же думала, что если когда-нибудь  выйдет замуж, то для того, чтобы родить ребенка.  Лучше - двух,   мальчика и девочку.   Героиням женских романов  не нужны были дети  - им нужен был Мужчина.  Его завоеванием  роман  кончался  - там,  где по сути  начинается  жизнь.  Роман  был    бегством  от жизни.  Он, как путешествие ,  был    перелопачиванием  пространства  и времени  в безнадежной  попытке  уйти  от себя.         

 “Аленка   послушно перекладывала куклу из  правой руки в левую,  пока  Маша надевала ей варежки... ”


 3

 " Нет,  это никуда   не годится!"   Лидия Сергеевна  нервным жестом ткнула  средний палец в переносицу,  поправляя очки.  Ее  коротко стриженые,   окрашенные в морковный  цвет  волосы ,  дрогнули.  “Ты, милочка, пишешь все хуже и хуже. Роман для домохозяек – это  не трактат по философии. Твоя героиня  полкниги  сидит на подоконнике как какой-нибудь  Обломов.  Эти  испанские  цитаты  - на кой они. Ты что Лев Толстой,   жарить   по-французски?  “Война  и мир”, понимаешь!  Кому интересна  твоя – как ее – Маша?  Ты думаешь,  она будет  близка  нашей  читательнице?  Этот синий чулок ? Эта мымра с сопливой девчонкой,  которую  ей сделал сокурсник на групповой пьянке.  Бог мой,  аборты -то на что. Меньше рассуждений – больше чувства. Больше действия.  Люди  открывают салоны красоты,  зарабатывают миллионы,  летают на отдых в Акапулько  чтобы  есть  там жареных  змей и пить “маргариту” с червяком.  В них влюбляюся тореадоры.   Они режут себе вены. (Алене было непонятно,  кто режет вены, тореадоры  или героини,  но переспрашивать  она не стала.) А эта сидит дома  и думает!“
 - Хорошо,  Лидия Сергевна, я добавлю действия. Пусть Маша слетает в Акапулько...
 - Не так все это просто – у меня горит план. Ты что думаешь, мы здесь занимаемся благотворительностью? Это  коммерческое предприятие . Издательству нужен  пакет  - двести-триста названий кроме блокбастеров.  И нужно , чтобы покупатель   получал  то,  к чему  привык . Ты профессионал  или кто? Чтобы  переписать,  тебе понадобится  три недели , не меньше.  Я тебя знаю. Весь сюжет надо перекроить.  Я не могу столько ждать.  У меня есть тут одна рукопись из самотека.  Банальна до невозможносити,  язык требует большой правки , но все равно  будет быстрее. По крайней мере без твоих  интеллигентских заскоков.  Пойми, время интеллигентов прошло  -  мы живем в эпоху хавающего  пипла,  нравится  тебе это или нет.  И пипл платит за то, что ему нравится хавать  - гамбургер  так гамбургер,  пиво так пиво ;  как  хавание скажется на его здоровье – его проблемы,  не твои.  Сколько раз тебе это объяснять?  Иди. Все. Напишешь как следует, будем печатать. Не напишешь  - извини.  Тебе придется искать другого издателя.

 4

   Алена  вышла  из  темной подворотни дома,  в котором располагалась  редакция.  У нее горели щеки.  Посередине  проспекта,  между  облетевшими деревьями,  мальчишки с криками  гоняли пустую банку из-под  газировки. Она пошла к метро.  Остановилась  напротив мусорного бачка. Сняла перчатки.  Вынула из кармана черную дискету для компьютера и зажав в двух  руках,  с силой  развела локти. Пластмасса  согнулась,  металлический  квадратик, закрывающий  тонкий пластиковый  диск  слетел со щелчком. Бросила  гнутую дискету в бак и пошла дальше. Около ларька остановилась, чтобы купить мороженное – ей отчего-то вдруг  захотелось  мороженного. 
    В это время  и раздался взрыв.  Ослепительная вспышка  полыхнула  где-то в стороне  - она увидела ее боковым зрением.  Алена  ощутила горячую волну,  ей мгновенно заложило уши, что-то  хлестнуло по лицу. Осколок стекла воткнулся  в щеку; он выпал, когда она  она провела  рукой  по щеке – ладонь была запачкана кровью.
     Стекло  ларька были пробито  в двух местах –  словно  насквозь пролетел камень. За стеклом маячило бледное от ужаса лицо продавщицы, смотревшей   куда-то   вниз и влево.   
     Алена  тоже  посмотрела  туда.  На  асфальте    лежал   детский сапожок  с правой ноги ; серый , с верхом  из ворсистой  синтетики ,  белым узором  в виде одинокой  снежинки  и   желтой  пастиковой   подошвой. У голенища  растекалась   крошечная   лужица.  Сначала Алена подумала, что кровь- ее,  но внезапно  разглядела, что из сапожка торчит  клок  рейтуз  и  маленький  треугольный  слом  кости.

        Где-то,  как бы  сквозь вату,  странно  приглушенный,   послышался  звук милицейской  сирены.

5

      Через  неделю Алена  приняла  крещение в одной  из четырех  церквей,  действовавших еще при  застое. Моросил ледяной дождь;  пушки  с тяжелыми цепями, оградой  окружавшие  церковь  напоминали  ей о безжалостном  мире, в котором  пироксилиновый  порох убивает  хавающий  пипл. 
    Еще через  два месяца она подъезжала  на такси  к кирпичной ограде монастыря, где  ее согласились взять послушницей. 
- Если вы скоро обратно, я подожду,   - сказал  ей молодой шофер, проболтавший всю дорогу о каких-то пустяках. Видимо, она ему нравилась.
- Спасибо, - ответила Алена. Я надолго...      


Перевод   

1 – У каждого свое ремесло. (фр)
2 - Суд  инквизиции.(исп.)
3 - Место для сжигания еретиков. (исп)
4 – “Мелодии любви, зАмки сердца Эммануэль” - песня из к/ф “Эммануэль”.