In Nomine Cattae

Олег Барабанов
Олег Барабанов

In Nomine Cattae

Тема: Во Имя Кошки.

Вариация 1. (Мистическая). Поздний вечер. Пронизывающий ветер посреди Балтики. Одиннадцатая, самая верхняя палуба на пароме. Выход на открытую площадку. Далеко внизу почти штормящее море. Дорога на Готланд. Причал, такси, отель с комнатами вокруг двора. Персонал ушел спать, на двери записка - Dear Sir, Ваш ключ там-то и там-то - зарыт в условленном месте на дворе. Штирлиц отдыхает. Бросаю вещи в комнату - и гулять, бродить по ночному Висбю. Кругом стены и башни. При викингах ведь был столицей мира. Узкие улочки. Руины готических церквей. Покрушили протестанты-варвары. (В годы реформации). Ощущение изначальной северной мистики. Почти двенадцать. Церковь Святого Николая. Напротив нее - еще одна. Стрельчатые своды, тьма, подсветка как из преисподней. И никого вокруг. Только я - и кот. Большой черный кот (по-моему, с ошейником) выбегает из готических руин, перебегает мне дорогу и бежит от церкви к церкви. Ровно полночь. Чувства не выразить - прикосновение к Силе. Восторженно иду дальше.

Наутро те же улицы, весенний свет, ветер с моря, жители. Иду к краеведческому музею. Сидит рядом черный кот - этот точно с ошейником. Улыбаюсь ему как старому другу. Во дворе музея расставлены поминальные камни с рунами. По камню змеится змея (по-другому не скажешь). По ее телу - руническая надпись. В память доблестного Эрика, погибшего в Днепровском походе. Отдаю дань памяти (без них до сих пор бы по лесам бегали). "Земля наша велика и обильна, а порядку в ней нет. Приходите к нам править!" - А мы к вам стажироваться. Прямиком из музея - в порт, на паром - и снова Стокгольм с его лекциями. Кошки Готланда.

Вариация 2. (Классика). Рим. Колизей. Туристы. Мягкое зимнее солнце, радостно. И кошки вокруг. Много-много, туристы их кормят, фотографируют. Кошки нежатся, худые и грациозные, южные кошки. Не такие, как у нас. Делаю снимок. Кормить нечем. Кошки Колизея.

Вариация 3. (Five O'Clock Tea). В январе темнеет рано. Вокзал Ватерлоо и два часа до Солсбери. Приезжаю, а солнце уже садится. Иду к Собору. С большой буквы Собору. Простому и строгому - ни украшений, ни буйства рельефов и витражей. Только Шпиль. Как игла, как лестница в небо. Как знак величия человеческого духа. Безумного величия, как у Голдинга. Входная дверь, притвор храма, темно, ничего не видно. И что-то шевелится, колышется под ногами. Присмотрелся - кот. Черный кот. Черный кот на пороге готического храма. Прямо в день православного Рождества. Иисусе Христе! Тут же сбоку на доске приходских объявлений: Welcome to the Salisbury Cathedral. Не могу удержаться, блестит вспышка, фотографирую и кота, и надпись. Welcome, брат. А дальше Собор, бурная речка в городе - и чашка чая. По-иному нельзя. Кошки Солсбери.

Вариация 4. (Декаданс). Триест. Дорога в гору. Средневековый собор на горе. Даже еще не готический, а романский. Но с большой розой в портале. Кусочек Италии, возвышающийся над австрийскими набережными. Габсбургский Сочи, Austria Felix, Замок Мирамаре и грустная история об эрцгерцоге Максимилиане. Тут же где-то - совсем Одесса. Еврейский город, и пьяный Джойс увивается за ученицей. Молодая итальянская еврейка, кровь с молоком. А самой Италии - нет. На память остался только средневековый квартал на горе. Туда и лезу. Крутая дорога, а навстречу кошки - одна за одной. Полосатые, настороженные. Тоже худые и грациозные, но не сибаритствующие, как в Колизее, а в поте лица добывающие хлеб свой. Кошки Триеста.

In Nomine Cattae!