Охотники за мамонтами

Всеволод Липатов
Гибель мамонтов – предупреждение для человечества.

26 августа закончилась палеонтологическая экспедиция, которую возглавляла заведующая отделом естественной истории Е. Ю. Хозяинова. В состав группы входил кандидат биологических наук, директор екатеринбургского Зоологического музея Института экологии растений и животных УроРАН   П. А. Косинцев, и научный сотрудник отдела фондов МВК им. И.С. Шемановского А. В. Плотникова. Экспедиционеры исследовали останки мамонта, найденного недалеко от деревни Лескино, расположенной на границе между Красноярским краем и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Останки мамонтов на севере Евразийского континента находят часто. Но в основном это фрагменты скелетов. Если же говорить о хорошо сохранившихся останках этих животных, то в музеях мира экспонируется около десятка скелетов. И уж совсем редкость, когда кроме костей в фондах музеев есть шкуры и шерсть этих животных.
Надо особо отметить, что на территории полуострова Ямал, часто находят фрагменты скелетов мамонтов. Еще в XVIII в. отсюда вывозили сотни килограммов бивней этих животных. И до сих пор оленеводам встречаются скелеты «подземных оленей». По ненецкой легенде, мамонты в далекие времена ушли под землю, вместе с легендарным племенем сихиртя, где и живут до сих пор. Только в безлунные ночи они выходят на поверхность, но если свет луны или солнца застигнет их во время этой печальной прогулки, то они умирают. После этого в тундре люди находят их бренные останки.
Европейцы давно знали о находках древних животных. Хотя об их происхождении строились самые разные догадки, порой самые нелепые. Например, некоторые ученые были убеждены, что мамонты попали на север из Индии, во время потопа. Но эти споры не мешали охотникам за мамонтами активно торговать древними драгоценными костями. Покупателей интересовали только бивни и зубы, а остальные кости оставались белеть в тундре. И лишь в XIX в. был найден и вывезен в Европу хорошо сохранившийся скелет мамонта. Позже, в начале XX в. вблизи п. Березово Ханты-Мансийского округа был найден хорошо сохранившийся скелет. Тогда же на Новосибирских островах были найдены фрагменты мамонта, но Императорская академия наук не дала денег на вывоз трупа. Долгое время он лежал на поверхности и поэтому плохо сохранился, а так как деньги были выделены частными лицами, то его вывезли за границу.
В результате научно-технического прогресса появилась возможность быстро реагировать на сообщения людей о подобного рода находках. Развитие связи и транспорта позволило оперативно выезжать на место. Во многом благодаря этому, на Камчатке был найден мамонтенок Дима. Так его назвали в честь речки, на которой и были обнаружены его останки. Труп был в хорошем состоянии. В то время эта новость всколыхнула весь мир. Начались разговоры о клонировании мамонтов, но целых ДНК, а вернее хромосом, найдено не было. Как рассказал Павел Косинцев, в первую очередь разрушается хросома – трехмерная спираль ДНК. И необходимо поистине чудесное совпадение обстоятельств, чтобы она сохранилась. В первую очередь тело должно быть сразу же заморожено на определенную температуру. Главная же проблема заключается в том, что при разморозке – сразу же начинают происходить необратимые процессы – скрученная спираль начинает раскручиваться и разваливаться на составляющие.  И пока найдут труп мамонта, пока довезут, остаются лишь небольшие, разорванные ДНК, из которых невозможно клонировать древних животных. Хотя современная наука способна взять ДНК даже из костей, но собрать воедино эту трехмерную спираль, добавить недостающие звенья пока невозможно.  Кроме этого существует еще несколько проблем. Одним словом, возродить мамонта – скорее всего неосуществимая мечта человечества.
Надо особо отметить, что большинство уникальных находок подобного рода было найдено на Ямальском полуострове. В 1979 г. на р. Юрибей был найден почти полный скелет, на котором сохранилось часть шкуры и внутренние органы. А в 1988 г. ученый мир снова всколыхнула волнующая новость – на Ямале, на берегу р. Юрибетей-Яха была найдена маленькая самочка мамонта.
Здесь тоже удача была на стороне исследователей. Вешняя  вода подмыла берег, и тельце детеныша оказалось на берегу, где и пролежала все лето. Экипаж теплохода «Порог» Салехардского техучастка совершенно случайно ее увидел. К чести речников, они сразу позвонили в Салехард. Дальнейшая судьба зависела от директора краеведческого музея Людмилы Липатовой. За пять дней она нашла специалистов по мамонтам. Узнав о находке, они сразу вылетели из Санкт-Петербурга. К сожалению, в то лето было необыкновенно много леммингов, они сильно погрызли хобот и заднюю ногу. Но, несмотря на это, она сохранилась превосходно. Шкура, шерсть, внутренние органы – все это дало богатейший материал для дальнейшего изучения. Были и учтен предыдущий опыт, когда шкура мамонтенка Димы почернела из-за того, что труп был завернут в полиэтилен.
После всех перипетий, останки Маши, так ее назвали экспедиционеры, были отправлены в Японию, где подверглись тщательному изучению, а потом забальзамирована. Было изготовлено два муляжа, один из них храниться в фондах МВК им. И. С. Шемановского. В Зоологическом музее г. Санкт-Петербурга Дима и Маша лежат рядом. Кстати, ямальский мамонтенок выглядит гораздо лучше.
Специалисты давно заметили, что на Ямале благоприятные условия для сохранения мамонтов  и других древних животных, так как вечная мерзлота хорошо сохраняет тела, а реки и озера постоянно подмывают берега, поэтому кости появляются на свет, хотя большая часть скелета все равно остается  в мерзлоте. Как сказал Павел Косинцев, на юге мамонтов было гораздо больше, но найти их дело безнадежное, поэтому их кости до сих пор покоятся в земле. Современное оборудование не может найти кости под поверхностью, только удачное стечение обстоятельств на стороне исследователей.
Пытливых исследователей и любопытствующих граждан до сих пор мучит вопрос: «Почему вымерли мамонты?». Современные исследователи могут только выдвигать гипотезы. Эти травоядные водились по всей территории современной Европы и Азии. Их вид просуществовал тысячелетия, выжил во время нескольких оледенений и потеплений. И вдруг очень быстро, по планетарным меркам, вымер. Ученые насчитали несколько волн вымирания, начавшиеся на юге Европы и закончившиеся на Дальнем Востоке. На территории Ямала мамонты вымерли около 10 тысяч лет назад, в Европе на тысячу лет раньше. Кстати, ямальский мамонтенок умер 35 тысяч лет назад. А с момента смерти последнего мамонта прошло не так уж и много времени – около 4 тысяч лет. Последние представители этого лохматого великого племени жили на острове Врангеля.
Как предполагает Косинцев – во время потеплений, климат настолько резко и быстро менялся, был неустойчив, что засухи и наводнения стремительно сменяли друг друга. Бедным мамонтам было непросто приспособиться к таким коллизиям природы. Травы и деревьев становилось меньше, и животные погибали от голода. А так как период беременности у них был около 24 месяцев и длительный период развития до половозрелости, то количество мамонтов неуклонно сокращалось. Из всей фауны выживали только небольшие животные, например, лемминги, неплохо пережили все катастрофы и дожили до наши дней. Есть еще несколько предположений, так как в эту версию плохо укладываются так называемые «мамонтовые кладбища». Ученые также сильно сомневаются, что человек явился главным истребителем мамонтов. Дело в том, что на костях практически не встречается следов от ударов копий и топоров. Наши предки, конечно, лакомились мясом, но, скорее всего уже умерших животных. Слишком трудно было убить гиганта, рост которого превышал три метра, а вес четырех тонн. Нрав у мамонта, вероятно, был спокойным, но жесткая шерсть, толстая жировая прослойка, мускулы делали его трудно уязвимым для примитивных каменных топоров, копий и стрел. Надо было затратить слишком много усилий, чтобы убить его. Попробуйте каменным оружием убить слона, который мало чем отличается от мамонтов. Даже современные винтовки не дают гарантии на успех охоты. Так что картинки, где изображены древние охотники, убивающие мамонта, не более чем вымысел автора. Конечно, можно было выкопать яму каменными орудиями труда (!), или загнать его к краю пропасти, но это все единичные примеры, к тому же требующие колоссальных усилий. Так что их вымирание, скорее всего, связано с какими-то другими факторами, не зависящими от деятельности человека.
Предположительно мамонты жили около 70 – 80 лет, а потом умирали от голода. Дело в том, что они ели жесткую пищу: траву, ветви деревьев и кустарников, зубы стирались, на их месте вырастали новые. Всего у мамонтов, также как и у слонов, было четыре смены зубов.
Причина внезапной гибели этой многочисленной популяции выходит за рамки чисто научного интереса. По словам Павла Косинцева, изучая мамонтов, мы, в конце концов, изучаем самих себя. Ведь очень важно понять, почему они вымерли, определить признаки вымирания. На этот вопрос могут дать сохранившиеся кости мамонтов. Тогда возможно будет попробовать определить эти признаки в современных популяциях животных. Ведь если исчезнет какой-то вид животных в сегодняшней биосфере, то это может повлечь необратимые изменения. Вот почему экологи и настаивают на сохранении всего многообразия природного мира планеты. Уже были прецеденты, когда с гибелью одного, мало значимого на первый взгляд вида, происходили значительные изменения в других популяциях животных, иногда принося человеку  лишние проблемы.
Конечно, биосфера сохраниться, а вот будет ли там место для современного человека, как одного из видов биосферы, вопрос очень интересный. Ведь природа прожила без человека миллиарды лет, и спокойно проживет еще столько же, а человек без биосферы не выживет, как бы мы ни кичились своим статусом венца природы. Как метко заметил один ученый муж – человек венец пищевой цепочки, и ничего более. Поэтому необходимо сохранить как можно больше видов, чтобы сохранилась структура, а для этого необходимо знать признаки начинающего вымирания, и тогда уже принимать какие-то меры, чем и занимаются в настоящее время ученые. В Санкт-Петербурге уже не одно десятилетие работает мамонтовый комитет, занимающийся этими вопросами. Но работа затрудняется, так как в последние годы находок, подобным ямальским, не было.
Но удача снова улыбнулась. Осенью прошлого года, директор Гыданского центра национальных культур позвонила в МВК им. И. С. Шемановского и сообщила, что на севере Гыданского полуострова найдена туша мамонта. В течение зимы сотрудники музея проводили подготовительные работы. Как выяснилось, останки нашли еще три года назад. Оленевод Семен Яптунай начал его раскапывать, чтобы вытащить бивень. В то же время, туда приехало несколько человек, они представились ему как представители мамонтового комитета из Санкт-Петербурга. Павел Косинцев заметил, что это самозванцы, так как он бы непременно узнал бы о такой находке, и если бы это были научные сотрудники, то они бы обязательно опубликовали материал о мамонте и провели соответствующие исследования. А эти «ученые» варвары разбили череп, челюсть, выломали бивень и зубы, и исчезли в неизвестном направлении. За три года все, что находилось на поверхности, сгнило, мягкие ткани и мясо съели песцы. Кстати, Семен Яптунай из шкуры сделал оленью упряжь, сейчас она храниться в фондах музея, такой упряжи больше нет нигде в мире.
Исследователи нашли только кости и клочья шерсти, перемешанные с землей. Кости оказались в прекрасной сохранности. Остатки были вывезены в Гыду, откуда на судне их отправили в Салехард. Исследования мамонта буду продолжены в следующем году, так как половина туши до сих пор лежит вмерзшей в вечную мерзлоту. И вполне возможно даже из того, что осталось, собрать целый скелет мамонта. А такими экспонатами, да еще с сохранившейся шкурой и шерстью могут похвастаться не многие музея мира. Приблизительно мамонт был ростом около трех метров в холке, весил более четырех тонн, а смерть настигла этого еще молодого самца в возрасте 30 – 40 лет. Причина гибели пока не установлена.
Экспедиции помог Департамент природных ресурсов, подбросив на своем вертолете до места, а потом вывез обратно в Гыду. Кстати, экспедиционерам повезло. Они долго летали над тундрой, пока нашли стойбище оленеводов, так как Семена Яптуная не оказалось на месте. Необходимо было найти других оленеводов, чтобы спросить, куда он откослал. Уже заканчивался керосин, и вертолетчики собирались возвращаться, когда увидели стойбище. И надо же было такому случиться, что в тот день сюда в гости пришел Семен. На вертолете они долетели до места и разбили лагерь.
 Павел Косинцев отметил, что им также здорово помогли в администрации поселка, в потребкооперации, сотрудники гыданского заповедника, простые жители. Кстати, именно они рассказали, что здесь еще есть кости мамонтов. Поэтому необходимо провести более детальную разведку полуострова. Вполне возможно, что это будет не единичная находка, и там может быть целое кладбище мамонтов.
К сожалению, как показывает практика, люди не спешат поделиться своими находками, рыночные отношения добрались и до тундры. А бывает, что информация попадает не в те руки, прохиндеев в последнее время стало гораздо больше. Ушлые охотники за мамонтами знают, сколько стоит мамонтовый бивень, и готовы ради денег на многое. Поэтому Павел Андреевич предлагает материально поощрять информаторов, чтобы не повторялись такие варварские случаи.
Скорее всего, это не последний «земляной олень», который оказался на поверхности ямальской тундры. Надо просто хорошо поискать, вовремя среагировать на такую информацию и оперативно вывезти, и тогда хорошо изучив прошлое, мы будем знать, что ожидает нас в далеком будущем, и даже предотвратить гибель человечества.

Всеволод ЛИПАТОВ.