Проблемы нового тысячелетия взгляд фантаста

Анатолий Пилаф
Для целого от части
Нет смысла ждать участья,
Поскольку часть и целое –
Что черное и белое…



Единство и борьба противоположностей – закономерность сущего: так утверждали классики философии… Это утверждение вновь и вновь проверяется действительностью на истинность. Человечество перешагнуло порог третьего тысячелетия, а вместе с тем и порог новой эры - эры глобализации. И один из главных признаков настоящего – высочайший уровень технологий, повышающих эффективность противостояния части социума социуму в целом.

Прогресс человечества не остановить, поэтому, рано или поздно, наступит ситуация возможного эффективного противостояния одного человека человечеству. Это подпроблема в списке возможных прогнозируемых проблем будущего: cм. подробности.

Эти проблемы нужно решать на теоретическом уровне, чтобы достоверно исключить вероятность летального исхода в таком противостоянии: для человечества в целом - в будущем, для некоторой части человечества – уже в настоящем.

На пике вполне понятного после известного события импульса людей к единению, система Власти в целом и её органы, функционально нацеленные парировать неадекватные действия некоторой части социума, испрашивают:

право расширить спектр ответных мер на предполагаемые будущие неадекватные действия части социума;
расширения бюджетного финансирования для перевооружения силовой части властной системы и социума в целом в качестве меры подготовки к будущим неадекватным действиям некоторой части социума;
предоставления полномочий абсолютной власти силовым органам на период будущих неадекватных действий некоторой части социума, снижение контролирующих связей со стороны социума в этот период - в первую очередь со стороны СМИ.
Все эти требования закономерны и целесообразны, однако их выполнение, с точки зрения фантаста, не гарантирует достижение цели – обеспечение будущей безопасности социума. Контраргументы:

целое и часть – разные сущности, имеют разную энергетику и временные шкалы: медведь, который будет бурно реагировать на каждый укус комара, подохнет с голода не потому, что его искусали комары, а потому что непродуктивно истратит силы и время перед угрозой приближающейся зимы;
усиливая свойства целого к активному действию по защите себя, мы, тем самым, будем усиливать свойства некоторой его части к неадекватным действиям в ущерб целому, причем возможности части к неадекватным действиям по максимуму всегда будут превышать и опережать возможности действовать инерционного целого в среднем (синергетика);
силовые органы власти, претендующие на абсолютный статус своих действий в особый период, являясь частью социума, пусть элитарной, не cмогут дать гарантий исключения неадекватных действий некоторым подмножеством людей своей среды, поскольку ключевой фактор здесь – человек, вещь в себе; последствия неадекватных действий части социума этой категории потенциально имеют больший вес.
Эти противоречия целесообразно осмыслить и искать решения в базисе синергетических эффектов, присущих социуму с учетом тенденций и закономерностей явления глобализации.

Одной из таких закономерностей является миграция конфликтных противостояний всех уровней из позиционно-пространственного состояния к распределенному. И в рамках этих новых условий выше обозначенные методы противостояния эффективны в первую очередь по критерию минимизации затрат (как считать эти затраты, однако, есть вещи не имеющие шкал сравнения).

Поэтому, возможно, нужно свыкнуться с мыслью, что победить неадекватные действия некоторой части социума социуму в целом не удастся никогда. Думаю, отечественные СМИ неправильно поняли Д.Буша, когда он высказал нечто подобное.

Умозрительно синергетический эффект прогнозируем от внедрения мер ограничения некоторых свобод граждан – Европа и Америка идут именно этим путем. Понятие свобода переосмысляется. Однако предоставление абсолютных мер власти некоторой элитарной части социума для того, чтобы та неадекватными в некотором смысле слова действиями защитила социум от неадекватных действий некоторой другой части социума, видится необходимой мерой, но, все же, опасной.

Выходом здесь может быть наделение элитных сил испрашиваемыми пономочиями абсолютной власти для особого периода, с условием документирования и фиксации потока управленческой информации и потока информации о событиях, имеющих связность с целевым объектом, с последующим гарантированным апостериорным контролем («разбор полетов» по истечении законодательно определенного отрезка времени с момента ликвидации аномальности ).

Для различных видов аномальности может быть определена различная задержка времени. Право апостериорной разборки предоставить СМИ и некоторым общественным организациям. Элитные органы, при этом, должны быть снабжены надежными коммуникационными сервисами и средствами, сертифицированными по всем категориям безопасности, обеспечивающими их коммуникационные потребности на особый период и, кроме того, позволяющими аутентифицировать и безопасно аккумулировать весь спектр информационных потоков для апостериорного имитационного моделирования аномальных событий (каждый рядовой армии США в ближайшие годы получит в личное пользование коммуникатор стоимостью порядка 10000 USD, который обеспечит им безопасный доступ к современным сервисам управления).

Очевидно, методы аккумулирования информационных потоков событий должны ориентироваться на безбумажные технологии и соответствовать требованию обеспечения невозможности апостериорной фальсификации аккумулируемой информации. Однако современные методы хранения электронных документов могут обеспечить невозможность фальсификации лишь на некоторой локальности ( параметр времени – один из её координат).

Вывод: в эпоху глобализма необходим некий внешний глобальный механизм синхронизации локальных баз данных (списков, регистров), гарантирующий невозможность фальсификации локальных баз данных на фоне бесконечно большого пространственно-временного континуума (среды), где будет физически вечно храниться информация. Предлагаемый автором подход эти противоречия частично разрешает.

 
 
 3-9.09.2004