Студенческие старты. Зарисовки от первого лица

Князь Ч.
Действующие лица.

Полосин и полосинцы.

Семеныч                –           Полосин Андрей Семенович
                {пожалуй, не будь его, я бы это не написал}
Я     –       Стихно Кирилл Александрович
Серега         –          Сидоров Сергей
ОлежЫч     –          Окулов Олег
Настя, она же Ася     –          Демина Анастасия
Александра Борисовна        –          Катаева Александра Борисовна
Денис                –          Терентьев Денис
Валя     –          Уваров Валентин    
Саша     –          Малышева Александра
Андрей     –        Козлаков Андрей

Другие действующие лица

Толстой     –           Толстой Евгений Васильевич
Стакан     –        Стаканкина Анастасия
Илья     –        Афанасьев Илья

А также: Курсант, Марина, Ашарин, “Заяц”, уроды с мячом, многочисленные тренеры и немногочисленные зрители.


Эпиграф: 1 круг – это 200 метров.


   Сбор был назначен на 16.00, но, поскольку само время старта было неясно, я решил приехать в манеж пораньше. Прибыл туда в 14.30 и, первым, что увидел, была довольная рожа Сереги.
   Что довольная, так это не редкость. У него вообще бывает два основных выражения лица. Недовольное, оно же серьезное, бывает реже, и определяется по несколько обиженному голосу и чуть более вытянутой физиономии. Оно обычно появляется после пары стандартных советов о том, куда я могу засунуть свои два километра, и ведет торг, который обычно заканчивается на 200-ах, иногда на 600-ах метрах. Как будто, кто-то действительно собирается бежать эти два километра.
   Сегодня же, как я и заметил ранее, рожа у него как обычно довольная, а значит, улыбается во все свои 33 зуба, из которых несколько центральных, по каким-то тайным причинам металлические. Он почему-то жутко обижается, когда об этом заходит речь, а я ведь просто немного завидую: на них так красиво играет свет.
   Оказалось, что он тут сидит уже полчаса, уже успел увидеть Толстого и выяснить, что в четыре будет только общий сбор, с расстановкой по дистанциям и забегам, а сами забеги начнутся в районе пяти. В общем, как обычно.
   На татами было шумно и людно. Их соревнования скрашивали нашу скуку. Серега даже попытался продемонстрировать на мне пару выигрышных ударов, но я любезно отказался. Минут через пятнадцать прибежал Толстой. Как я и подозревал, начало стартов не предполагалось раньше пяти, так что нам еще больше часа предстояло считать ворон.
   Толстой тот еще фрукт. Себе на уме. Никогда не поймешь, за чью сторону он играет, поэтому я по умолчанию считаю, что за свою. Так легче. Сдается мне, он был несколько удивлен, когда я заявил, что хочу бежать 600 метров, а не тысячу. Уж не знаю, чего от меня хотел ОН, я выбрал то, что в данный момент было нужно МНЕ.
   Вру, конечно. Знаю я, чего он хотел. На тысяче у него самые сильные ребята выступали. А на 600, наверняка, молодняк и “бесперспективные”, т.е. те, от кого “ничего не ожидают”. (Я не согласен с таким разделением, но то мое личное мнение.) Вот и хотел, небось, чтобы я составил компанию его ребятам. (И красиво проиграл. Но это тоже лишь мое личное мнение.) Реально конкурировать с Ильей я пока не готов.
   Через минут пять после того, как он убежал, появилась Настя, тоже в хорошем настроении, что приятно. А то, в ее возрасте бывает. Конечно, с порога заявила, что ничего бежать не будет, а пришла просто так, и вообще, она больная. (Ну да, конечно.) Встретила Толстого на лестнице, и уже лучше нас знает что почем и когда.
   До стартов оставалось еще около двух часов, и я подумал, что неплохо было бы что-нибудь съесть. Это было опасное решение. С одной стороны, это могло негативно сказаться на состоянии во время бега, все-таки времени оставалось не так много. С другой стороны, зная свой желудок, я мог предположить, что без этой кормежки, он мне устроит забастовку как раз в районе старта. А пустой желудок, еще неприятнее, чем полный. Итак, я оставил этих двоих наслаждаться обществом друг друга и поспешил вниз.
   Толстого я встретил на лестнице между четвертым этажом, где собственно и находится манеж, и третьим, на котором расположены раздевалки. Лицо его собеседницы показалось мне смутно знакомым, но мне было не с руки ворошить свою память. Столовая на втором этаже была закрыта. Это означало, что придется перебиваться шоколадными батончиками из палатки на первом этаже. Не самый лучший вариант, но выбора похоже нет.
   Поднимаюсь назад. В руке книжка по термомеханике. Вместо закладки шоколадный батончик, чтобы Толстой не увидел. На третьем этаже, перед входом в раздевалки опять эта девушка, что разговаривала с Толстым. Хочу прошмыгнуть мимо. Нет, останавливает и, нервно перебирая пальцами, спрашивает меня, не на соревнования ли я. Силюсь вспомнить, кто она. Не получается. Ждет тренера, он обещал принести спортивный костюм. Да, это за ним водится. У него просто сердце разрывается, когда видит кого-то без костюма. Наконец, поднимаюсь наверх. С Асей болтает уже новое действующее лицо. Крупный, крепкий, коротко стриженый. Никогда его раньше не видел. Очевидно толстовец. Оказалось, парень выдающийся. Курсант военной академии, выступает за нее на чемпионате России по троеборью.
   Когда он рассказал, что это, я преисполнился уважения. Трехкилометровый кросс с пятью килограммами за спиной. Комплекс гимнастических упражнений на перекладине в течении десяти минут. И, наконец, полоса препятствий, эвакуация раненых и т.д. Все это продолжается около часа. Силен. Сегодня бежит, конечно, километр.
   Пока мы с ним таким образом болтали, дело подошло к половине четвертого, и уже начал собираться народ. Появился Денис, как всегда, такое ощущение, что под мухой. (У меня есть обоснованное подозрение, что чем больше он пьет, тем трезвее становится). Прибыла Александра Борисовна. Это я мог выяснить и не поворачиваясь в ее сторону, слава Богу, громкостью голоса она не обделена. Поднялась наверх и девушка, которая так и не дождалась Толстого с костюмом.
   Выяснилось, что ее зовут Марина, и учится она в филиале на Авиамоторной вместе с Александрой Борисовной, только на втором курсе. И, только после того, как она побежала, я ее вспомнил! В прошлом году она появилась впервые в манеже. К нам не подходила, бегала вроде сама. Боже, как она бегала! Похоже, что у нее что-то было не в порядке с координацией. Руки, ноги в разные стороны, глаза выпучены, рот открыт, когда было особо тяжело, кричала на выдохе на весь манеж… Но не бросала. Ходила часто и бегала много. Признаюсь, мы часто смотрели на нее косо, посмеивались. Теперь же все было почти хорошо. Ноги стали сильнее, расхлябанность в технике почти пропала. И только по немного ходящим в стороны рукам ее можно было узнать. Я мысленно пожелал удачи нашим девушкам, Марина стала серьезной соперницей.
   В половине четвертого я пошел переодеваться. На сборе я хотел быть уже в костюме, на всякий случай. Как говорится: “На Толстого надейся, а сам не плошай”. Мало ли, что ему в голову взбредет? Поднимаясь вверх, нагнал Семеныча. Он даже не опоздал. Всегда бы так.
   В манеже уже было людно. Пришли какие-то толстовские ребята, появились ОлежЫч с Андреем. Даже Валя почтил своим присутствием, правда его не удалось уговорить пробежать что-либо.
   Эти соревнования все-таки несколько отличались от всего, что было раньше. Здесь были только свои. Все с легкой атлетики. Не было утомительных забегов на 60 метров, куда сбегается куча народу, чтобы получить дополнительно одну, две галочки в журнале посещаемости. В целом, можно сказать, что это был смотр успеваемости. Все показывали то, на что способны.
   Со временем старта по-прежнему было неясно. Черт возьми! Была даже неопределенность с видами. Изначально предполагались три дистанции: 400, 600 и 1000 метров. Однако, было видно, что Толстому неохота возиться с 400 метрами. Людей там было мало. Три парня (все наши) и две девушки (обе Насти). Вот, он и отговаривал парней в своей обычной манере. Предлагал им бежать 600 метров. Не вышло. Наконец, удалось придти к соглашению, что первыми будут выступать 600-метровики, разбитые на два забега. Определили даже старт первого забега, в 16.50.
   Ну и слава Богу. Бегу последний круг разминки. На дальней от окон прямой три парня волейбольным мячиком перебрасываются. Уж на что я плохо вижу, но этот мяч я рассмотрел во всех подробностях, когда он пронесся на огромной скорости перед моей физиономией. Круг я добежал, пешочком отправился снова на ту прямую, подозвал этих ребят, и не используя ни одного слова ненормативной лексики, объяснил им что они неправы. Что удивительно, до них дошло. Пообещали, что больше не будут.
   Мы с Серегой уже заканчивали разминку, когда появился ОлежЫч и рассказал, что я с ним бегу во втором забеге. Про Серегу ничего. Пошли выяснять к Толстому. Оказалось, второй забег это мы трое и трио его питомцев, из которых я помнил одного и только по фамилии. Ашарин пробежал недавний трехкилометровый кросс МГТУ на 20 секунд медленнее меня, но 600 это не 3000, и поэтому я не спешил сбрасывать его со счетов. Двое других очевидно были новенькими. Того, о чем спорили мы с Серегой: сделает ли Толстой рокировку, узнав, что мы втроем бежим 600, не произошло. Он сосредоточил свои силы на 1000. Тем лучше для нас.
   Нервы опять шалили. Уж не знаю, почему меня так беспокоят любые официальные соревнования. Вот и в этот раз, во время всей разминки что-то мешало сосредоточиться, ноги были забиты, в голове разброд. Прошло только после последнего длинного, в 200 метров, ускорения. Проверял, помню ли я темп. Оказалось, помню отлично. После этого от меня собственно уже ничего не зависело, основная разминка была закончена, оставалось только ждать старта.
   Уже перед стартом первого забега выяснилось, что Толстой все переиграл снова и второй забег на 600 метров завершит соревнования. Я, к счастью, был к этому готов. Совершенно перестал беспокоиться, отходил от последнего длинного ускорения и наслаждался зрелищем.
   А там было на что посмотреть. Уже дебютный забег наших конкурентов на 600 метров принес сюрприз. Парень впереди бежал 2 круга точно по графику, который я приблизительно готовил для себя. Мы уже начали волноваться, но последний круг он сильно сдал. В этом же забеге бежала и Александра Борисовна, ни в чем кстати не уступая молодым людям. Прибежала первой среди девушек, по совместительству последней. Смех смехом, а она, таким образом, выходит уже трехкратная победительница. Я уже завидую.
   В мужском забеге из трех человек на 400 метров произошла маленькая сенсация. Андрей, которому отводилась второстепенная роль, “провисев” один круг на ведущем, совершенно неожиданно удержался за ним и на втором круге, а на финише, воспользовавшись тем, что тот устал, сильнейшим волевым и физическим напряжением, обогнал.
   Но, больше всего, мне понравился забег девушек на 400 метров. Болеть было удобно: обе - Насти. Обеих я знаю очень хорошо, с Асей тренируемся, со Стаканом учимся. Обе бегут почти в одну силу. На прошлых соревнованиях Ася выиграла у Стакана десятую секунды на 60 и 200 метров. Так и здесь Настя со старта рванулась быстро, Ася за нее уцепилась, через круг обогнала, и теперь уже вела она, а Настя висела у нее на хвосте. Ор стоял необычайный. Я с удовольствием работал группой поддержки обеим сторонам. Победило молодое поколение. Ася на финише не дала себя обогнать.
   Двух девочек, бегущих километр, также объединили с молодыми людьми. Забег вышел большой и интересный. Два лидера ушли в отрыв сразу. Впереди курсант, с которым мы познакомились двумя часами ранее, за ним Илья. На третью позицию вышел Денис, а за ним в куче бежали еще трое парней и… Марина! Еще один парень сразу приотстал, а замыкала забег наша Саша.
   Положа руку на сердце, я завидовал тем двоим впереди, я так не могу, пока. Курсант бежал чуть ли не в классическом стиле: Первый круг со старта – побыстрее, потом ровно, почти не сбрасывая скорость, еще четыре. Илья, поощряемый призывными выкриками Толстого, попробовал было после четвертого  круга выйти вперед, но сил ему на это явно не хватало. Так и прибежали друг за другом: впереди курсант, за ним Илья. Только через 20 (!) секунд финишировали трое из группы преследования. Еще немного погодя, полностью выжатый Денис, потом отставший в начале парень, который таки обошел уставшую Марину. Вот кого, пожалуй, можно назвать героем дня. Она показала результат, который на все-Бауманских соревнованиях мог бы принести ей победу. По-моему, для человека, который занимается чуть больше года, это выдающееся достижение.
   Время пролетело как-то незаметно, и я, с чуть заметным неудовольствием, обнаружил, что из зрителя переквалифицировался в участника.
   Соперники. Невысокий крепыш. Ашарин? Еще один высокий, какой-то чуть непропорциональный для бега. За третьего взгляд вообще не зацепился.
   Серега в своей зеленой бразильской форме. С этим как раз все ясно. Рванет вперед, будет терпеть, попытается набежать на финиш.
   ОлежЫч весь в красном. Эта еще та машина. Если сзади смотреть во время бега. Если спереди, то это выглядит несколько смешно. У него глаза бешеные становятся и немного вылезают из орбит. В общем, наш человек. Посмотреть на их отношения с Андреем, сразу видно, лучшие друзья. Пинают друг друга так, что мне страшно становится, не убились бы. Недавно ОлежЫч притащил боксерские перчатки, так они по всему манежу гонялись.
   Ну и я в конце, тоже в красном. Мне этих двоих за глаза хватает для интереса, а тут еще толстовцы. Непонятно, чего от них ждать. Скорее всего, ничего особенного, но кто знает. А с Серегой и ОлежЫчем будет жарко. Чего стоит только одна тренировка за неделю до этих соревнований. Тогда мы трое, независимо друг от друга, в разных забегах, обновили свои рекорды на 150 метров. Показали абсолютно одинаковое время. И то, что дистанции длиннее пяти километров я бегу быстрее их, меня не успокаивает. На 600 я им не авторитет.
   Вроде уже и костюмы сняли. Вдруг, Толстой берет заключительное слово. Украшение студенческих стартов. Забег сильнейших. Вы уж не подкачайте, начните побыстрее (это он своим).
   Только этого мне и не хватало. Старт на середине прямой. До входа в вираж метров тридцать, сорок. Если эти молодцы рванут вперед, нам тоже придется, иначе время потеряем. Значит, на вираже будет давка. А что такое давка на первом вираже, я не один раз видел и на себе прочувствовал. До сих пор шрам на коленке.
   Толстой продолжает толкать речь. После совета начать побыстрее следует доброжелательная просьба беречь друг друга, на вираже ни толкаться, а то есть тут у нас один марафонец, его беречь надо.
   Нечего на меня косить, сам знаю, что такое абсолютно упругое центральное соударение двух шаров, меньший из которых покоится. Испытал на себе в 11-м классе. Тормозной путь был метра три. Серега еще влезает. Он (т.е. я) де еще всех надерет. Ты за кого играешь? Разговоры потом. Сейчас время полутора минут позора.
   Наконец, мы попали в лапы стартера. Он уверил нас, что старт мы не пропустим. В дополнение к громкому топанью, он обязательно громко крикнет. Дурдом. Давайте уж заканчивать.
   Все когда-нибудь кончается, даже предстартовые мгновения. Когда уже все позади, кажется, что эти минуты, сразу перед стартом и до финиша, тянутся очень долго. Все как бы происходит в замедленной съемке. Вот приходит звук: “Ноги за линию!”. Одна за другой они сдвигаются на сантиметр, на два. Снова тишина. И негромкий звук, с каким мог бы лопнуть мыльный шар размером с Землю. Не надо выстрелов. Рефлекс срабатывает безошибочно. Через 2-3 десятых секунды одновременно во всем организме начинается огромное количество химических реакций. Первая, самая быстрая реакция - на звук, выбрасывает в кровь лошадиную дозу адреналина. Моментально обостряются все чувства, ускоряется метаболизм. Все органы переходят на аварийный режим работы. Обе ноги напрягаются, левая рука начинает свое движение вперед, придавая телу первоначальный разгон. Правая нога аккумулирует энергию и освобождает ее в мощном толчке вперед. Левая нога толкается вперед и чуть вверх, чтобы не упасть на дорожку. Тело постепенно уменьшает наклон. Правая нога уже впереди и готова сделать первый шаг…
   Позиция слева, около внутреннего края дорожки мне слабо помогла. Мощный и высокий парень рванул вперед, как и планировалось. За ним откуда-то справа втянулись в вираж ОлежЫч и Серега, помешав при этом мне. Мне пришлось сделать шаг на обитый железом край. Двое других парней были за мной.  Я их так и не увидел до финиша. При выходе из виража я таки зацепил чуть-чуть тапочек Сереги, но обошлось. Мы даже умудрились обменяться дружественными извинениями.
   На дальней от старта прямой расклад был уже ясен. Впереди толстовский “заяц”, за ним ОлежЫч, Серега и я. Начали быстро. Мне для этого даже не нужно было вслушиваться в цифры, которые кричали по итогам первого круга. Но, ничего не поделаешь, раз начали, надо держать. Круг второй, снова дальняя прямая. Я стараюсь расслабиться как можно больше и, кажется, мне это удается. Серега мне выдыхает обходить его. Как будто это так просто, прет ведь как паровоз, да и вираж уже близко. Еще в середине виража вижу лидера. Он уже прошел вираж, но совершенно “готов”: техника сломана, руки ходят слишком широко. Видно, что человек очень страдает. ОлежЫч уже начинает обходить его справа. Серега прямо передо мной. На лицо прогрессирующие признаки усталости. Если обходить, то сейчас. Мне даже не приходится особо разгоняться. Серега уже слева. Сзади. Перед ним бывший заяц. Тоже уже сзади. Спереди-слева только ОлежЫч, старается. Обшариваю себя на предмет сил на ускорение. Ответ положительный. С усилием прохожу ОлежЫча, краем уха воспринимая время на круге. Оно почти как и у лидера первого забега. Успеваю войти в вираж перед ОлежЫчем. Остается где-то 150 метров. О времени думать нет времени (гм…). На выходе на дальнюю прямую чувствую, что ноги усиленно просят пощады. Я могу им ответить только тем же, что и раньше, расслабляюсь как можно больше. Шаги обрезаются, под кожу ног как будто понапихали мелких несмазанных подшипников, они трутся друг о друга и мешают бежать. В уши пробиваются нарастая крики поддержки. Часть из них несомненно мне. Вот и последний вираж позади, осталась только финишная прямая. Сколько раз я выходил на нее вторым. Это галлюцинации, или сзади действительно слышится хриплое дыхание? Последние шаги похожи на первую попытку Буратино встать на ноги. Финиш… И никого впереди. Время на секунду лучше чем в первом забеге. Мы победили? Полуразворот влево, там Серега протягивает руку. Выдохнул: “Дубль”. И побежал заминаться. ОлежЫч вроде третий. У всех время ничего, так себе. Думали будет лучше. А я остаюсь с осознанием того факта, что я впервые в своей спортивной жизни выиграл. Выиграл второстепенные соревнования второстепенного, в плане легкой атлетики, ВУЗа. Мелочь, а приятно.
   Сказ о том, как я 25 минут после финиша боролся со своим желудком, это уже тема отдельной драмы. Главное, что выиграл я. Все-таки нелегко даются эти средние дистанции.