Ларец коллекционера

Евгений Девиков
               ДЕРЕВЯННЫЕ    ЛОЖКИ

      Ложка – необходимый предмет в обиходе. Недаром в старину говаривали: «Запасливый гость без ложки не ходит», и твердо знали ей цену: «Дорога ложка к обеду». Если же угощение не очень радовало,  то  вскользь замечали: «Сухая ложка рот дерёт». У горьковского литературного героя  Челкаша она всегда под рукой, потому что «Бурлак свою ложку на шляпе носит». В эпоху  поэта Маяковского известный художник-футурист Бурлюк украшал вместо галстука свой костюм  деревянной расписной  ложкой, а совсем недавно первый по счету президент России Б. Н. Ельцын лихо аккомпонировал на деревянных ложках, демонстрируя свой народный талант.
      Ложки вошли в быт давно, однако не всегда люди пользовались ими для поглощения  каш и похлебок. В Древнем Египте, например, вырезали из дорогого дерева очень красивые ложки с изящными выдвихными крышечками и  дарили красавицам.  В них держали  косметические  снадобья, смешивая благовония или растительное масло с  краской для ресниц и лица. Пять  тысяч лет назад богатые египтянки не обходились без макияжных ложек, и этот атрибут женской косметики превратился со временем    в одно из   желанных подношений представительницам прекрасного пола. Как уже сказано, черпачок такой ложки обычно имел крышку, поворачиваемую на коротком штырьке, для корого просверливалось отверстие. Макияжные ложки Египта  декорировались растительным орнаментом, миниатюрным сюжетным рельефом или скульптурной резьбой. Каждую из них знатоки почитают как   художественное произведение.  Выражаясь сегодняшним языком, хорошо организованное изготовление макияжных ложек составляло в Древнем Египте одну из зарождавшихся  отраслей национального  декоративно-прикладного искусства. Дальней  родственницей такой египетской ложки стала в наше время  пудреница, как «сокращенный вариант» древне-египетского изобретиния.
      К северо-востоку от Египта в южной части западного  побережья Средиземного моря жили упоминаемые Библией Старого завета кафторы, или филистимляне. Появившись там в середине второго тысячелетия до новой эры, они  тоже оставили после себя нынешним археологам образец деревянной ложки, возможно, ритуального назначения  –  в виде   фигурки богини, облаченной в длинное платье с короткими рукавами. Голова богини увенчана овальным ложечным черпачком . Эта ложка найдена   в развалинах   древнего Лагаша. Глядя на  экспонат, мы получаем не только представление о ложке библейского времени, но видим, как выглядела    сшитая в талию  женская   одежда с подолом, украшенным внизу широкой  лентой геометрического орнамента, и узнаём,  какую   прическу считали достойной   и, быть может, носили женщины той эпохи. При общей примитивности изобразительной манеры  лагашского ложечника следует отдать должное его умению отобразить на женском лице приветливую и, вместе с тем, загадочную улыбку богини. Изваяв такую улыбку, древний филистимлянин на тысячу лет опередил автора   Джаконды.
      В средневековой Европе   ложка выглядела   иначе:   укороченный, удобно выгнутый черенок и увеличенный черпак, но даже в   годы   инквизиции, пыток и казней ложкарь не забывал  украсить  свое изделие художественной резьбой. 
       Раскопки   Новгорода Великого показали, что ложечное дело в северной Руси было поставлено широко и красиво. Древнерусские ложки украшались красочными рисунками или резьбой, а подчас сразу и тем и другим. Новгородцы, как и европейские мастера, покрывалм  черенок порезкой, а для подарка расписывали черпак красками. В украшении старинной ложки часто  встречалась   голова какого-нибудь зверя, например, медведя   или традиционная северная плетенка , причем,  выполняли её таким образом, что создавалось впечатление, будто на рукоять   надели тугой плетеный чехольчик. Нынешние ложкари не забывая  традиций, тоже непрочь украсить свое изделие стилизованной головой животного.   
      С развитием торговли  в последние столетия и особенно в России после освобожения крестьян от крепостной зависимости расцвел щепной промысел–ремесленники повсеместно использовали  щепу и отходы дровяных заготовок при изготовлении хозяйственной утвари. Одним их массовых товаров щепного промысла стала   деревянная ложка. Наибольшую мировую известность . в советское время получили    ложки  «Золотой Хохломы», сочетавшей в своих шедеврах художественную роспись и  резьбу   по дереву.   Красивая деревянная ложка давно стала предметом  коллекционирования.     На Западе принято дарить «ложку любви» ( Love Spoon ), украшенную изящной порезкой. Нам привычней называть их подарочными или сувенирными ложками. В последней трети прошлого века    прекрасные подарочные ложки   выделывал уралец Александр Ерминингельдович Первушин.  В наше время такие сувениры со значением дарит влюбленным  молодая румынская резчица Зина Бурлою, в Швеции – Кеннет  Бенгтссон  из Варберга, а в Америке – организатор ежегодного международного  шоу  резчиков по дереву и изобретательный мастер    Барри Мак-Кензи, девиз которого «Вечно в стружках!».
      Не обойду молчанием еще одно направление в работе современных ложечников –   «ложку протеста». Прошлый век отмечен событиями, которые не всякий воспринимал одинаково: стагнация, крушение политических режимов, военные кофликты, которые, к сожалению, продолжаются и сегодня. Как ни странно, деревянная ложка откликается и на эти события. Самый распространенный жест протеста –  «комбинация из трех пальцев». Фига в кармане  была   доступной формой активного протеста  советской интеллигенции. Мой знакомый, работая в закрытом научно-исследовательском институте,  имел обыкновение оставлять на ночь в  письменном столе нарисованную «дулю» как сюрприз гэбисту, шарившему по ящикам. Считалось проявлением невоспитанности открыто демонстрировать безотказное оружие интеллигенции.  Совсем другое дело, когда ваш протест невинно подан в виде подарочной ложки с хорошо моделированной «фигой» на конце черенка. Самый сердитый, придирчивый и подозрительный начальник сочтет такой сувенир приятным, а вы снимаете накопившийся стресс.