А-проблема проблема безопасности будущего

Анатолий Пилаф
 

Из религиозных пророчеств либо просто из здравого смысла следует понятие апокалипсиса (А) как краха цивилизации. Прогноз возможных сценариев миграции либо скачкообразного перемещения состояния системы «человечество» в точку А – дело целесообразное, хотя, несколько неблагодарное: пессимисты не в почете. С точки зрения вечности человечество живет сегодняшним днём.

С позиций пессимиста, состояние системы «цивилизация человечества» может переместиться в точку А вследствие трех групп факторов:

- воздействие внутреннего субъективного фактора (следствие деятельности разума самого человека: ядерная катастрофа, экологическая, биологическая и т.д.);

- воздействие внешнего субъективного фактора (внешний разум);

- воздействие несубъективного фактора (воздействие материи Земли и космоса, не обусловленное деятельностью разума).

Поскольку воздействие одного из этих факторов или их сочетания есть событие весьма маловероятное, но возможное, и принимая, что временная координата пространственно-временного континуума не ограничена, следует: А – неизбежен!

 Тем не менее, выделив эту проблему в отдельную, особозначимую, глобальную проблему человечества, нацелив на её решение и внимание и ресурсы цивилизации людей, можно попытаться «отсрочить» событие А. «Отсрочить» - здесь имеет смысл успеть найти способ управления ресурсами материи окрестного пространства, чтобы парировать эти факторы до момента времени наступления события А .

Однако, какими бы ни были масштабы человечества и масштабы управления ресурсами (энергией – в первую очередь), остаётся субъективный фактор. Налицо две противоречивые тенденции, следуя которым человечество должно:

- интенсивно расширять масштабы своего влияния во всём, в первую очередь масштабы овладения энергией, в противном случае, рано или поздно, наступит событие воздействия несубъективного фактора, масштабы которого превзойдут масштабы возможной осознанной ответной реакции человека и неосознанной реакции среды обитания, где он существует;

- ограничить масштабы своего осознанного влияния на среду обитания, окрестное пространство и на самого себя, иначе, рано или поздно, произойдет фатальное для человечества воздействие субъективного фактора (дитя и спички).

Налицо противоречие. Эта проблема должна быть выделена и поставлена для решения как одна из основных задач цивилизации людей. Причем, целесообразна постановка задачи на поиск такого решения, которое не просто снижает вероятность наступления события А вследствие субъективного фактора: это решение должно исключать возможность его возникновения.

 Поиски решения этой проблемы можно вести традиционным путем: выделить проблему, довести до сведения правительств государств, создать планетарную организацию для выявления и контроля фатальных тенденций изменения состояния цивилизации и событий, способных инициализировать событие А. Однако, проблема А – особозначимая проблема, которая, возможно, не будет иметь однозначного «вечного» решения, возможно, искомое решение будет иметь динамический характер, учитывать динамику состояния системы «космос – ноосфера - цивилизация людей».

Вывод: интеллектуальная элита, задействованная на решение проблемы А, должна опережать в своем развитии и знаниях интеллектуальный контент человечества.

Другими словами: если в мире суждено родиться одновременно двум гениям, то «добрый», будучи в некоторой степени оппонентом нового, непременно должен опередить «злого» и найти противоядие к тому, возможно, весьма полезному средству, которое вот-вот изобретёт «злой». Понятие «злой» здесь наполнено апостериорным смыслом, предполагающим возможный вариант летальной реакции ноосферы на новое.

Да, это будет тормоз развития нашей цивилизации, но в любом движущемся устройстве предусматривают тормоза… Организационной формой решения этой проблемы, как отмечалось выше, может быть независимый от государственного влияния международная организация – «Институт проблемы А», например.

 Условиями функционирования этого учреждения видятся:

- пожизненность работы людей, избравших стезю борца с проблемой А (это не монастырь, но цели частично пересекаются);

- отбор кандидатов на работу в «Институт проблемы А» осуществлять преимущественно из среды давших своё доброе согласие и подающих надежды на гениальность детей детских домов (именно детей: жизнь человека с точки зрения вечности – что горение спички);

- двухэтапность подготовки кандидатов, претендующих получить пожизненное место в «Институте проблемы А»: первый этап - обучение в специальных школах, причем каждого индивидуума по разработанной специально для него программе, учитывающей, естественно, его право выбора, но скорректированной по результатам предварительного тестирования личности кандидата; финальный этап – обучение в самом институте;

- необходимость особой психологической подготовки элиты института А, предусматривающей целеориентацию кандидатов на защиту интересов человечества; предпочтителен дистанционный метод обучения ввиду необходимости снабдить защитников интересов человечества многогранными знаниями (каждому потенциальному гению разрабатывать программу специалистами ряда «узких» ВУЗов под общим руководством специалиста-куратора базового института – «Института проблемы А»; если эта идея будет осуществлена, претендую на право автора предложить место строительства Русского филиала «Школы проблемы А» – с. Красный Ясыл, Пермской обл.; к слову говоря, реализация такой спецшколы, одновременно, станет платформой для отработки методов дистанционного обучения);

- привлечение ресурсов интеллектуального контента человечества для анализа проблемы А различными методами, включая способ научно-фантастического литературного моделирования системы «космос – ноосфера - разум» под общим руководством специалистов института проблемы А; руководство может быть выполнено косвенным образом - путем систематизации генерируемых контентом гипотетических моделей разума и сред его обитания, систематизации результатов моделирования вышеупомянутой системы в окрестности некоторых гипотетических точек её состояния, другими словами, осуществить моделирование проблемы А в пространстве состояний системы «космос – ноосфера - разум»;

- осуществление поддержки писателей-фантастов, творчество которых можно охарактеризовать как научное литературное моделирование проблемы А; таким образом, будет исподволь формироваться частичка «доброго» гения в мозгу каждого человека, ознакомившегося с результатами литературного моделирования;

- организация специального конкурса для научно-фантастической литературы, критерии отбора конкурсных работ ориентировать на решение вышеупомянутой и некоторых иных смежных задач (литературно-художественные критерии рассматривать как необходимое условие).

 








2000г, переработано 7.03.2003