ОБ ЕГЭ едином госэкзамене и о системе образования

Анатолий Пилаф
А. Взгляд с Олимпа
1
Средства массовой информации (СМИ) муссируют мнения относительно единого государственного экзамена (ЕГЭ ): негативные и позитивные.

А почему бы не перейти от проблемы выбора между быть или не быть ЕГЭ (тем более, что он уже внедряется в систему образования страны) к проблеме поиска гибридной системы фильтрации абитуриентов, сочетающей старый подход - не самый худший, с новым - несомненно имеющим ряд выигрышных моментов.



Декомпозиция надсистемы системы образования:
(взгляд с Олимпа)
ноосфера* планеты (надсистема);
ноосфера страны -открытая подсистема ноосферы планеты;
наука страны** - открытая подсистема ноосферы страны: пропущено для краткости несколько уровней дерева декомпозиции надсистемы;
система образования страны - открытая подсистема науки страны.
id.1

* - ноосфера мыслится как производное понятие от определения по Вернадскому: как среда обитания разума со всем тем, что этот разум натворил, и социум, существующий в ней; целесообразность такой декомпозиции обусловлена необходимостью взгляда "с птичьего полета", чтобы увидеть главное;
** - учитывая контекст статьи, наука (в авторском суждении) мыслится расширенно, а система образования во взгляде с Олимпа - как подсистема науки.




2
Декомпозиция целей:
цель ноосферы планеты: изменение своего пространства состояний в соответствии с критерием оптимальности траектории, обеспечивающим глобальное выживание разума планеты при минимально возможных издержках социума планеты;
цель ноосферы страны: изменение своего пространства состояний в соответствии с критерием оптимальности траектории, обеспечивающим стратегическое выживание социума страны при минимально возможных издержках социума страны;
цель науки страны страны:эффективное в рамках текущего и будущих состояний ноосферы страны приобретение новых знаний ( приближение научной парадигмы знаний (НПЗ ) к истине)
цель системы образования страны: эффективное формирование такого сознания активного контента социума страны, обладая которым активный контент сформирует в будущем управляющее воздействие для достижения целей 1,2,3.
id.2

Проблема критерия оптимальности целей 1,2 - "вещь в себе", несет Божье начало и занимает умы человечества со времен Адама и Евы или, возможно, c еще более ранних времен - однозначно своих корней мы не знаем.

К тому же, существуют проблемы граничных условий:

социума планеты;
социума страны.
id.3

Однако в представленном анализе есть один явно обозначенный признак, который не требует Божьей консультации - это наличие динамической компоненты в траекториях состояний анализируемых систем. Такое обобщение, вроде бы, кажется само собой разумеющимся, однако, именно оно, порой, ускользает из контекста рассуждений СМИ об ЕГЭ.

3
Для статического случая - как это мыслится в большинстве суждений - декопозицию целей системы образования страны можно представить в виде:

цель 4 (системы образования страны): эффективное формирование такого сознания активного контента социума страны, обладая которым активный контент сформирует в будущем управляющее воздействие для достижения целей 1,2,3;
подцель 4.1: эффективное приведение сознания активного контента социума страны в соответствие с текущей НПЗ
подцель 4.2: эффективное обучение активного контента социума страны навыкам и методам работы в соответствии с формально выбранной ими при поступлении в ВУЗ и инициаивно (неформально) осваиваемых профессиональных страт.
id.4

Для короткого отрезка времени (жить сегодняшним днем) декомпозиция целей, обозначенная выше, достаточна. Однако взгляд из перспективы диктует потребность расширения дерева целей. Судите сами: познание нового (субъектом "человечество") держится, по крайней мере, на двух китах:

генерация гипотетических локальных и глобальных альтернативных научных парадигм знаний, обозначим это понятие аббревиатурой ГПЗ;
проверка сходимости ГПЗ с реальностью.
id.5

Поэтому, как минимум, требуется расширение дерева целей системы образования подцелью:

цель 4.3: обеспечение необходимых предпосылок для реинкарнации субъектов науки при условии насыщения слоя преемственности оптимальным образом: если этот слой будет слишком тонок - следующее поколение будет молится на зарубежных классиков, если слишком мощным - не выдержит бюджет страны ( расходы на обеспечение функциональности ученых-классиков растут в четвертой степени от увеличения их количества - оценка зарубежных исследователей); можно, конечно, посадить их, классиков и тех, кто подает надежды - всех, в специальные лагеря и заставить работать бесплатно, однако, будет ли это эффективно сейчас?..
id.6

4
Время ученых-универсалов прошло, хотя роль индивидуальности по-прежнему остается высокой, более того - решающей. С другой стороны, масштабы знаний человечества сейчас таковы, что проверка альтернативных ГПЗ требует усилий коллективов научных школ. Более того, чтобы добраться до вершины айсберга новой гипотезы ( возможно ложной) конкретному человеку или, даже, научной школе, может понадобиться время, соизмеримое с продолжительностью жизни человека и более. Этот фактор особенно значим, если речь идет об изучении природы макропроцессов, макросистем.

Вывод: фильтрация абитуриентов по критерию ЕГЭ может оказать сдерживающее воздействие на развитие отечественной науки и уменьшит долю отечественного вклада в НПЗ человечества, поскольку в ЕГЭ отражена лишь общенаучная (инерционная) НПЗ. Напрашивается суждение о целесообразности некоторого гибридного подхода: например, предусмотреть фильтрацию абитуриентов под ГПЗ, зарождающуюся в научной школе конкретного ВУЗа(впрочем, ректоры ведущих ВУЗов, каждый по-своему, решают эту проблему).

Существует мнение, что новое создается малой частью больших коллективов, декларирующих свою причастность к науке. Конечно, коллектив в целом, как сервисная среда, необходим, однако, в предыдущих словах, наверное, есть доля истины: самое главное в ВУЗе - преподаватели в целом и те из них, кто создает новое знание в первую очередь - зачастую на балансе администраторов учитываются как равнозначный элемент в множестве необходимых для функциональности предметов хозяйственной утвари и тех, кто это хозяйство обслуживает (собственный частный опыт, возможно, обобщая его, я не прав).

Возможно, решение лежит в предоставлении избирательности полномочий фильтрации абитуриентов различным по значимости субъектам ВУЗа. Сделать это можно посредством фрактальной проекции выше обозначенных принципов на нижние уровни структуры ВУЗа: предоставить факультету, кафедре, творческой группе, конкретному преподавателю, функционирующим в ВУЗе низшей категории, полномочий по фильтрации абитуриента на ранг выше их формального, штатного статуса.

Естественно, эти фрактальные "крапинки, инородные тела" однородной структуры ВУЗа должны удовлетворять некоторым условиям полезности для достижения цели надсистемы, то есть они сами должны быть фильтруемы, возможно, помимо тех стандартных фильтров ВУЗа (ученые советы, административные фильтры) некоторым, предположительно, внешним по отношению к системе образования фильтром.



5
Возможно, таким фильтром может быть некий виртуальный экcпертный совет, созданный организационно на базе некоторой независимой организации, внешней по отношению ко всем субъектам, обозначенным в дереве целей. Обозначим её аббревиатурой CSI, смысл которой раскроем позже. Скажем лишь, что это есть элемент привнесения либеральных связей в систему образования ( и науку и еще в ряд смежных подсистем социума: это то, о чем говорили лет 20 назад - горизонтальные связи но... в креативной среде). Однако это детали, вернемся к теме...

Продолжим анализ целей социума во взгляде с Олимпа. Учитывая специфику прогнозируемой будущности ноосфер страны и планеты в рамках диктата граничных условий (см id.3), необходима еще одна формулировка подцели образования:

подцель 4.4: ознакомление активного контента страны с оценками тенденций изменения состояний ноосферы страны и планеты вцелом, с оценками текущих и прогнозируемых угроз социумам страны и планеты, с оценками ключевых факторов этих угроз, c моделями противостояния этим угрозам, привитие навыков самостоятельного принятия решений (возможно в одиночестве) для противодействия этим угрозам.
id.7

Возможно, эта подцель должна быть на первом месте. Однако, чтобы чему-то учить, нужно иметь то знание, чему учишь. Прочитайте учебник по безопасности жизнедеятельности: в лучшем случае этот предмет преподается отставным военным, который учит махать шашкой Буденного и как от нее защититься - утрирую.

Возможно, учитывая тенденцию миграции противостояний систем социума от сценария с пространственной локализацией сторон к сценарию локализации на уровне общности связей - к виртуальной локализации сторон, подсистема образования может стать тем "секретным" оружием, которое поможет выжить этому социуму в будущем. Однако решения нужно принимать сейчас: ключевым фактором возможного краха будущего с большой долей вероятности может оказаться волевое перераспределение средств не в ту страту развития социума сейчас.

6
Вы возразите: рынок все исправит. Да, рынок, несомненно, подправит ошибки волевых решений, но если речь идет о долговременных тенденциях, то это исправление может реализоваться уже на базе другой страны (не самое страшное) с другим языком (языками) - вот это опасность.

Исходя из подцели обеспечения противодействия угрозам социума, сформулированных в подцели образования 4.4 , ЕГЭ, как рычаг повышения образованности социума в широком спектре знаний, видится полезным нововведением.

Обозначим еще одну подцель образования, косвенным образом связанную с рыночными отношениями. В результате перехода к рынку обозначилась тенденция повышения энтропийных свойств содержания учебной литературы. Это плата за либерализм - в общем-то неизбежная плата. И все же, объем литературы вцелом возрос многократно, многократно увеличилось количество авторов - это при относительно малом приращении новых знаний (увеличении объема НПЗ). Эту проблему аналитики обозначают и, даже, поговаривают о возврате к старой централизованной системе издания учебной литературы (и не только учебной).

Проблема осложняется тремя факторами:

интерфейс человека - наиболее узкое место в потоке информации (идет жесткая борьба за этот интерфейс субъектами мощной системой рыночной индустрии, но это - реализация целей сиюминутности, во-первых, а во-вторых - это не безопасно для человека: попытайтесь пропихнуть в крохотное отверстие нечто большое; тем не менее, другого пути нет);
в строгом определении информации (по К.Шеннону) один и тот же информационный поток данных, замкнутый на разных субъектов, обладает разным значением этой меры; другими словами, одна и та же литература для разных субъектов может иметь разную эффективность: для одного - плохой, для другого - хорошей;
субъект, воспринимающий информационные потоки учебной литературы (и даже, порой, кураторы этого субъекта) не могут оценить эти потоки на предмет соответствия НПЗ.



id.8



7
Эти факторы обуславливают подцель:

подцель 4.5: научно обоснованная стандартизация процесса обучения как workflow; формирование в рамках workflow динамической модели стандартного ученика: идеального (тот, который знает всю программу, собственно программа плюс модель человека) и реального (тот, который усвоил то, что смог - в среднем на множестве реальных учеников); формирование такого управляющего воздействия на рынок учебной литературы (рекомендация компетентного либерального органа (вроде w3c в интернете) и, возможно, формирование иных корректирующих связей, но не централизация и не цензура), которое минимизирует её (литературы) энтропию для динамической модели реального статистического ученика; оценка и индикация учебной литературы по критерию соответствия НПЗ (ГПЗ научного бренда), встраивание меток такой "валидности" в носитель информации.
id.9

И наконец, человек как некоторый конструктив имеет свою внутреннюю оригинальную структуру - и духовную и материальную. Известно, что существует предрасположенность и противопоказанность человека к определенным типамдеятельности. Из этого следует:

подцель 4.6: выявление скрытых возможностей человека,содействие в оптимизации его индивидуального интерфейса, содействие в оптимизации индивидуальной траектории изменения состояний человека как системы в процессе приобретения знаний.
id.10

Таким образом, как это видно из анализа id.1, id.2, id.3, id.4, id.5, id.6, id.7, id.8, id.9, id.10, характер целей системы образования, необходимых для достижения целей различных страт надсистемы ( во взгляде с Олимпа надсистема не расчленена)неоднороден, предполагает наличие в субъектах системы образования противоречивых свойств, и, как следствие, противоречивых критериев фильтрации абитуриентов.

8
Поэтому, исходя из стратегической целесообразности, предлагаю:

произвести классификацию ВУЗов, например, по четырем категориям:
сертифицированные государством ВУЗы, имеющие исследовательский базис, имеющие исторически сложившуюся, признанную мировой научной общественностью свою научную школу, внесшую существенный вклад в НПЗ, кроме того, ведущие фундаментальные научные исследования в настоящем;
сертифицированные государством ВУЗы, имеющие исследовательский базис, ведущие фундаментальные научные исследования в настоящем;
сертифицированные государством ВУЗы, обладающие специфичной маргинальностью предметной области обучения (нужно определить критерий специфичности явным образом (перечислить области) либо функционально);
прочие ВУЗы;
считать ЕГЭ необходимым, но недостаточным в общем случае критерием фильтрации абитуриентов; ввести дополнительные критерии фильтрации абитуриентов, различные для различных категорий ВУЗов. (например, в ВУЗах категории 1.1, 1.2, 1.3 использовать двухэтапный конкурс: ЕГЭ и экзамен или собеседование в ВУЗе) и лишь в ВУЗах категории 1.4 практиковать применение ЕГЭ в том виде, как это принято в официальном подходе.
id.11

Фиксирую Ваше внимание, господа: предложенные критерии классификации не означают ущербность ВУЗов 3 категории. В коммунистической идеологии цели элемента социума и социума в целом трактовались совпадающими - это противоречие: часть и целое, как естественные субъекты, имеют разную целеориентацию; искусственное навязывание целей целого элементу противоречит естественной природе этих сущностей. А природа, известно, жестоко наказывает безграмотное вмешательство в свое естество.

Это был взгляд с Олимпа.



Б. Взгляд изнутри системы образования.
9
Обобщая мнения СМИ касаемо темы, следует подчеркнуть (на мой взгляд) основные ошибки суждений в анализе проблем ЕГЭ:

смешение понятий качества и эффективности системы образования ( качество - преимущественно внутренний параметр модели системы, эффективность - параметр связи системы и надсистемы в контексте целеориентации последней);
в спорах, зачастую, стороны имеют ввиду разные несопоставимые надсистемы для системы образования, наделяя их, к тому же, разными целеориентациями; следствие - несопоставимость шкал используемых оценок; в результате множество слов превращается в кашу, где вязнет сознание.
Перечислим ветви надсистем системы образования, наиболее часто мыслимые в спорах:

надсистема абитуриентов и их родителей, оплачивающих учебу (обозначим аббревиатурой АР);
надсистема креативного субъекта (далее CS) системы образования (и других смежных систем: зачастую креативный субъект "вхож" в несколько систем);
надсистема, образованная объединением систем: прикладной науки, промышленно - технического комплекса, мелкого и среднего капитала;
надсистема, образованная объединением систем: фундаментальной науки, промышленно-технического комплекса, крупного капитала.
надсистема, образованная объединением систем: подсистем государства, фундаментальной науки, военно-промышленного комплекса.
надсистема, образованная объединением систем: подсистем государства, систем здравоохранения, систем культуры, искусства, СМИ и т.д.
id.12

Наделите каждую из этих ветвей надсистем множеством целей, используемых спорящими по умолчанию, и вы получите огромное количество оценок (шкал) эффективности системы образования. В конце концов окажется: каждый по-своему прав.
Вывод: проблема эффективности образования - есть в первую очередь проблема надсистем: определяйтесь в их целеориентации, а уж после диктуйте условия системе образования, но так, чтобы не пришлось перестраивать одно и то же несколько раз.

10
Однако, если ветви надсисем 3,4,5,6 в декомпозиции id.12 есть частный случай объединения ветвей детального варианта (не представленоого здесь) декомпозиции id.1 , то ветви 1, 2 в id.12 есть нечто иное: здесь система мыслится в надсистеме своего элемента ( лисица вцелом в надсистеме своего хвоста). Этот элемент обыденного мышления некорректен в рамках системного анализа.

Вообще-то по наитию мы мыслим правильно, но анализируем неверно, хотя выводы, порой, опять же по наитию, делаем верные. Но при суждении по наитию можно пропустить нечто существенное. А верное ( и корректное в анализе) суждение будет (способ вывернуться) если сформировать некоторую систему так, чтобы она содержала элемент как фокус, систему, в которую этот элемент входит, и нечто большее - оригинальную систему связей, чтобы затем использовать её в качестве надсистемы той системы, что содержит элемент - фокус (авторский прием).

Один из вариантов - взгляд на систему в надсистеме интересов её элемента. При таком мышлении можно говорить о системе образования в надсистеме интересов АР, о системе образования в надсистеме интересов CS. Соответственно, можно будет корректно (по канонам анализа) говорить об эффективности системы образования в надсистеме интересов АР и в надсистеме интересов CS ( об эффективности страны в надсистеме интересов инициативной группы, перекрывшей движение на железной дороге и т. д.).



Анализ ниши интересов абитуриента-родителя.
Морфологию АР представим тремя типами:

стайер; цель стайера: получить такое качественное образование, которое позволит ему в отдаленном будущем быть востребованным и занять прогнозируемую роль (наука, политика ...) в каком-либо функциональном звене социума ( не видимом из настоящего) при минимальных издержках (волевых, материальных);
спринтер-прагматик; цель спринтера: в кратчайшие сроки получить такой качественный минимум знаний, чтобы быть способным качественно выполнить видимую из настоящего вполне определенную функциональность (спектр функциональности) во вполне определенном звене социума при минимальных издержках(волевых, материальных)- американский подход;
ярлычник; цель ярлычника: получить ярлык (диплом), чтобы, используя этот ярлык как пропуск, в будущем войти в некоторую систему для таких целей своего функционирования, которые не требуют высокого качества знаний при минимальных издержках (волевых, материальных)- питательная среда слоя взяточников, бюрократов...
id.13

11
Кроме того, выполним еще одно деление субъекта абитуриент-родитель (АР):

АР, использующий личные связи в системе образования как дополнительный козырь при поступлении в ВУЗ;
АР, использующий традиционный путь поступления в ВУЗ.
id.14

Из анализа id.13, id.14 следует, что критерий фильтрации ЕГЭ снизит эффективность системы образования (этап поступления) в надсистеме интересов ярлычника, стайера и АР со связями:

для ярлычника - потому что появятся дополнительные издержки;
для АР со связями - потому что возникнут технические трудности реализации связей;
для стайера - потому что его канал будет забит прагматиками-спринтерами, которые, будучи прагматиками (этот канал, как правило, льготен либо спонсируем), выберут этот путь (более эффективный для некоторой части спринтеров), чтобы по окончании ВУЗа сойти с дистанции в ином направлении.
Первые два следствия позитивны (для целей Олимпа), последний - негативен ( опять же - для Олимпа, для спринтеров - это хорошо). Чтобы сбалансировать возможную диспропорцию интересов нужно снизить эффективность канала получения образования для спринтеров в канале стайеров, увеличив издержки этого канала. Предложенный выше подход эту коррекцию (как вариант) выполняет. Для стайеров увеличение таких издержек (дополнительный этап конкурса) менее критично - их целеориентация иная, но для прагматика - накладно, и он уйдет в свою нишу.

Предложенная администрацией президента мера возвратить средства, если выпускник уходит в не предусмотренные распределением ниши, сработает, однако возможны побочные эффекты.

Проведем аналогию с физикой микромира. Жидкость, контактирующая с газом, имеет температуру ниже температуры газа. Эффект объясняется тем, что испаряющиеся молекулы фильтруются поверхностным натяжением: улетают лишь те, чья энергия выше некоторого порога. Остаются "неэнергичные", которые не могут улететь - энергии не хватает.

12
Не понизится ли "температура" (читай качество) целевой среды, в которой будут оставаться те субъекты образования, что не смогут выкупить свою "душу"? Это проблема: нужно решать что важнее - возврат средств в бюджет государства или ВУЗа из кармана молодого (пусть уходящего в другие страты) специалиста или относительное качество целевой среды.

Возможно Соломоново решение: долг не прощать, но и не требовать, а превратить в пожизненную беспроцентную ссуду с привязкой к твердой валюте.

Стимулы возврата средств:

моральный: публикация (интернет) списка должников, подобно черному списку невыполнивших обязательств по гранту Д.Сороса; только этот список позиционировать как серый - нейтральный, фиксирующий факт того, что субъект средства получил, но не возвратил (пока); эти списки сможет поддерживать организация вроде упомянутой выше CSI;
материальный: сформировать на базе CSI определенный набор услуг креативному субъекту не имеющему долгов... подробности ниже (и позже)
Существует еще одна проблема для абитуриента вцелом и стайеров в особенности, впрочем, она носит системный характер: стайер априори мыслит системой понятий, которая не позволяет ему трезво оценить ту роль, которую он наметил для будущего, и вообще - трезво взглянуть на будущее.

Эта проблема распадается на две подпроблемы:

подпроблема прогноза в предметной области профессиональной страты абитуриента;
проблема трансляции этого прогноза в систему понятий абитуриента.
Все развитые страны ежегодно открыто публикуют список приоритетов технологий, критичных для их будущего, для экономики этих стран. Это важно для долговременной координации интеллектуальных сил социума страны. В нашей массовой прессе мне лишь однажды довелось увидеть список этих приортетов (взгляд ученого) в журнале "Наука и Жизнь". Однако мир динамичен, и сейчас , в эпоху перемен, нам как воздух необходима ежегодная публикация таких прогнозов, подтвержденных мнением ведущих научных коллективов страны, властными и законодательными органами ( не как директива, а как прогноз, рекомендация, приведенная к языку понятий выпускника школы, только не дай Бог превратить это в подобие пятилетних планов советской эпохи).

13
Анализ ниши креативного субъекта (CS) системы образования
(науки и других подсистем социума)


Декомпозицию понятия "креативный субъект" представим совокупностью деревьев:

декомпозиция CS по критерию отношения к НПЗ:

CS-классик;
CS-исследователь;
CS-методист;
CS-учитель;
CS-ученик;
декомпозиция CS по критерию одаренности:

CS-гений;
CS-среднестатистический;
CS-бездарность: (субъект, за короткое время жизни не успевший найти ниши проявления своего скрытого таланта);
декомпозиция CS по характеру организации связей в творческой группе:

CS-одинокий волк;
CS-администратор*;
CS-ведомый;
CS-независимый партнер;
декомпозиция субъектов, паразитирующих на CS:

CS-хамельон;
CS-халтурщик;
CS-классик;
CS-плагиатор;
id.15

Здесь CS-администратор мыслится именно как творческий администратор(ведущие научную работу начальник кафедры, ректор...), принципиально отличающийся от администратора в обыденном понимании.

14
Автору видится ущербность структуры системы образования, в которой ученый (исследователь), застолбивший белое пятно и попавший "в струю", вынужден львиную долю времени уделять административным и хозяйственным вопросам. Какой из него хозяйственник - никакой, а если и проявит талант в этой сфере, опять же, за счет времени, которое невосполнимо.

Порой, цели хозяйственной машины становятся самоцелью и давлеют над научными и образовательными. Характерная черта поведения ученого в таких условиях описана в повести Д.Гранина "Зубр". Личные наблюдения автора совпадают с этой моделью поведения: объект наблюдения - мой руководитель (член-кор РАЕН). И мне до сих пор непонятно и интересно: толи это черта, характерная для всех ученых в аналогичной ситуации, толи это эксплуатируемый ими стиль, перенятый из книги. Следует признаться, я сам себя ловил на мысли (как правило апостериори), что порой в сложной ситуации использую модель поведения, заимствованную у некоторого персонажа... Однако вернемся к теме.

Определим декомпозицию целей креативного субъекта, чтобы попытаться сделать вывод об эффективности системы образования (науки и др.) в надсистеме его интересов:

потребность творить (высшая цель);
быть востребованным;
иметь учеников (реинкарнироваться);
иметь базовые (гарантированные) средства от обязательной (желательно интересной для творческой личности) деятельности для обеспечения жизни (себя и семьи);
иметь сверхдоход за востребованный предмет творчества;
иметь эпизодические грантовые средства поддержки затратных проектов;
минимизировать душевные и физические траты на рутину.
id.16

Выполнив некоторые причинно-следственные преобразования в id.15, id.16 , можно сделать вывод что:

15
ЕГЭ снизит эффективностьсистемы образования в:
надсистемах интересов потенциального гения, потенциального классика, потенциального исследователя, т.к. оценка ЕГЭ лишь косвенно и слабо зависит от степени одаренности абитуриента: в тени остается оригинальность хода его рассуждений - важное свойство мыслящего человека; на ранних этапах своей жизнедеятельности многие классики были примечены благодаря именно этому свойству;
надсистеме интересов состоявшегося CS реинкарнировать себя через своего ученика,т.к. его воля (в условиях ЕГЭ) в малой степени влияет на фильтрацию абитуриента "под себя";
ЕГЭ несколько повысит эффективность системы образования в надсистемах интересов бездарности, хамельона, халтурщика, т.к. повысится вероятность случайно проскочить автомат ЕГЭ и эти обезличенные оценки разослать во множество ВУЗов (вообще-то этот аспект для целей Олимпа имеет как негативный компонент смысла, так и позитивный: как волк для биоценоза - обозначенные субъекты привносят элемент динамизма.
ЕГЭ как еще один этап тенденции алгоритмизации учебного процесса вцелом (workflow) снизит привнесение субъективного творческого начала со стороны креативного субъекта системы образования ( и науки); это обстоятельство наряду с доставшимся в наследие от эпохи коммунизма принципом социальной справедливости (полезным - для целей среднестатистического креативного субъекта) существенно снозит эффективность системы образования и науки в надсистемах интересов гения и классика (а также для CS рангом ниже, функционирующих на фоне паразитирующих CS).
id.17

Мотивация последнего утверждения такова: если в рамках замкнутой системы прописан протокол получения титула гений, автоматически предоставляющий обладателю его некоторую совокупность благ, то у входа к механизму присвоения выстраивается очередь. Если протокол получения титула предполагает лишь внутренние связи замкнутой системы, "блага" становятся самоцелью для некоторого подмножества претендентов, а очередь -слишком длинной: настоящие "Эйнштейны" умирают, не выдержав срока ожидания в сутолоке, не выдержав конкуренции с субъектами CS-халтурщик, CS-бездарность, CS-халявщик, действующими коллегиально.

16
Сделаем еще одно обобщение, выходящее за рамки темы, основанное на наблюдениях автора и обобщениях моделей, описанных в художественной литературе и СМИ. Для России характерна особенно противоречивая двойственность функционирования (бытие и творчество) креативного субъекта.

С одной стороны, в силу характера самой своей сущности, каждый CS - уникален, творческие группы - имеют уникальную систему внутренних связей. Поскольку уж так исторически сложилось, что на всем историческом пути России воля социума, преломленная через жесткую систему власти, особенно жестко давлела над волей креативного субъекта (в предписании ему целей функционирования и путей достижения этих целей: "посеять ко вторнику"), совершенно естественным образом в креативной среде сформировался "шизофренический", двойной стиль бытия: житие CS в рамках диктуемых, страдающих отсутствием целостности, формальных норм бытия, в потоке предписанных (также страдающих отсутствием целостности) целеориентаций и предписанных путей достижения этих целей - с одной стороны; поддержка неформальных связей и сложившихся естественным образом неписанных норм жития (систем понятий), необходимых для достижения диктуемых целей и своих, внутренних - с другой.

Исходя из этих реалий России, жизнь CS-одинокого волка (наиболее привлекательная для свободолюбивого CS форма существования) в условиях структурированной надсистемы (наука, образование) стала практически невозможной: в этой среде CS функционирует в рамках творческих групп, и вынужден вписываться в оригинальные для каждой группы нормы "понятий", - это тоже власть над CS, возможно, более жесткая , чем формальная, диктуемая сверху.

Лидер группы CS берет на свои плечи взаимоотношения с формальной вертикалью и, живя истинно двойной жизнью, подчиняет себе живущую по его понятиям креативную группу. Рядового CS(признающего только систему понятий) формальные нормы бытия не защищают ( по крайней мере, не защищают его уникальных, в силу креативности образа жизни, интересов).

Такая структура управления творчеством в условиях авторитарности, возможно, оптимальна: какое бы ни было предписание сверху - система понятий, сформировавшаяся естественным образом, подправит ошибки, пусть, даже, за счет судеб людей.

Личность лидера в такой системе имеет огромную значимость при выборе линии целеориентаций группы между понятиями справедливости и целесообразности. Лидер - раб давлеющей целесообразности. Рядовой креативный субъект зоны за колючей проволокой, невыполняющий нормы понятий, по воле лидера (или его системы понятий - здесь причина и следствие взаимозависимы) будет "жить на одну зарплату" , живущий внутри зоны колючей проволоки - бит или убит: эта память еще осталась в сознании людей и подспудно давлеет на их волю в принятии решений.





17
Если надсистема, генерирующая поток целеориентаций для CS, слабо структурирована (культура, искусство...), то для такого CS форма решения противоречий - богемный образ жития, однако, и богема имеет свои слои и прослойки со своими системами понятий. Формальные нормы бытия эту категорию CS защищают еще в меньшей степени, чем вышеупомянутую. Возможно, именно эти потиворечия - есть причина повышенной суецидности в среде CS.

Решение проблемы (непротиворечивое Олимпу повышение степени либеральных свобод в среде CS), как это ни парадоксально, может лежать в области формализации (клин-клином) неформальной системы отношений среды CS, возложенной на плечи некоторой (не государственной) организации, упоминавшейся ранее как CSI (creative subject interface – интерфейс творческого человека; в аббревиатуре намеренно опущена последняя буква, чтобы подчеркнуть видимость её со стороны CS - основного клиента этой системы).

Это должно быть решение, отличное от уже существующих организаций, таких как: фонд, авторское общество, организация защиты интеллектуальной собственности. Представляется, что это должно быть нечто подобное (частично) если не структуре, то семантике такой организации, как SWIFT (обеспечение надежного канала между субъектами банковской системы планеты)...

Фокусируя внимание на субъектах абитуриент и студент, отметим, что они, как CS нижнего звена иерархии креативных субъектов, также могут быть клиентами CSI. Однако вернемся к теме - к проблеме EGE...

Любая сиcтема, содержащая в своем составе материальные компоненты, инерционна, система образования РФ входит в подмножество таких систем. Когда количественные изменения переведут её в новое качественное состояние - однозначно неизвестно. Она до сих пор не утратила своих инерционных свойств, и представляется целесообразным сформировать такое управляющее воздействие, чтобы сохранить и закрепить в преобразованиях некоторые полезные её свойства, сохранившиеся за счет инерционности (вспомните: весь мир до основания мы разрушим... это мы уже проходили). Однако: ломать - не строить...

В противном случае наука, конечно, не угаснет, но жертвенность ее повысится, поскольку настоящим ученым, так или иначе, для достижения естественных целей познания потребуется противостояние формальным условиям социальной среды. (Читай "Белые одежды"). Зачем чесать за ухом, просунув руку между ног?..




реплика на публикации СМИ (круглый стол "радио России" Екатерины Высоцкой; 30 августа 2004)

Отмечу фрагментарно:
"Воспитание в школе... Ребенок..."
Лично я спотыкаюсь на этих понятиях. Вынесите свою точку зрения из текущей сиюминутности - чуть выше, к Олимпу... Согласитесь: называть ребенком и воспитывать того, кто будет умнее нас, будет знать лучше нас о том, куда идти дальше - по крайней мере, не дальновидно. Ребенок вписывается в контекст суждений о проблемах семьи - в школе это человек (разумная субстанция), которому нужно дать первоначальный толчок, вложить программу самообучения и познания нового, чтобы в будущем получить от него дивиденды. Терминология - мелочь, но она отражает дефект нашего мышления.

"Большие нагрузки..."
Думаю это надуманно. Интерфейс сознания человека ограничивает информационные потоки. И во времена Архимеда, и в наше время в сознание ученика протиснется ровно столько бит, сколько позволит сознание. Другой вопрос - что это за биты, насколько они информативны, если говорить об их соответствии парадигме знаний человечества или некоторой гипотезе. Исходя из собственного опыта и имеющихся сведений относительно школьной программы, считаю недостаточным интеллектуальное обеспечение школы от Вузовских и академических сфер. Это в первую очередь:

несогласованность языков (понятий) Вуза, академических сфер и средней школы;
несогласованность языков (понятий) пересекающихся областей знаний, используемых в процессе обучения;
несогласованность программ изучения пересекающихся областей знаний;
избыточность кодировки знаний (особенно в сферах изучения социальных сущностей);
"ЕГЭ повысит уровень профессионализма самих педагогов..."
Возможно... Обновление уровня знаний самих учителей, особенно тех, кто преподает в динамичных областях знаний - проблема. Необходима целая система кардинальных стимулов учителя к обновлению своих знаний - речь идет о будущем!






(Реплика на публикации СМИ: август 2004)




Реформа науки и образования продолжается!
Реформа науки и образования продолжается!.. Если судить по отображаемым в СМИ спорам, состояние этих взаимосвязанных систем представляется критическим.

Обозначились управляющие воздействия правительства, направленные на коррекцию рыночных издержек в этой среде. Конечно, реплика стороннего субъекта не владеющего всей информацией и не принимающего участия в работе упомянутых механизмов подобна брюзжанию пассажира, который учит водителя переключать скорости, тем не менее…

Говоря осторожно, те критерии, по которым намечено «жесткое обрезание» ВУЗов, представляются некоторым откатом назад от рыночных реформ. Но возможны ли полноценные рыночные реформы в науке и образовании, учитывая ту истину, что эти системы инерционны?

Деньги – товар – деньги: эта формула действует везде. В условиях нестабильности большой навар бывает там, где обозначенные этой формулой сроки оборота относительно сроков колебания нестабильности малы, либо там, где эта нестабильность не очень-то и влияет на результат. Выгодно торговать продуктами и энергоресурсами: у продуктов как товара самые короткие сроки оборота - кушать хотят все, энергоресурсы же, как товар, имеют повышенный спрос – развивающийся промышленно-технический комплекс начинает ощущать признаки энергетического кризиса.

Какие периоды оборота товара в образовании? Прикиньте: хотя у нас и нет явно выраженной чехарды смены правительств, тем не менее, они превышают сроки властвования субъектов правительства и законодательных институтов. Не случайно покойный Столыпин просил для реформ период стабильности в 20 лет: у нас эти 20 лет еще не прошли.

Коммунистически-социалистически-капиталистический Китай на пике своих реформ, не отказываясь от прежних достижений (если путь пройден в направлении достижения цели, пусть, даже, кое-где ползком, глупо возвращаться назад, чтобы пройти его заново - правильно и красиво), первым делом провел пакет законов о банкротстве предприятий. Это не аргумент – это факты: каждому – свое.

Тем не менее, все же, почему речь идет не о банкротстве субъектов частного сектора в образовании, а о их принудительной чистке? Так дойдет дело и до интеллект-разверстки: с каждого мало-мальски вставшего на ноги научного или образовательного юр. лица по два фунта хотя бы залежавшихся ( но пользующихся спросом на рынке) мыслишек будь добр к осени отдай - в пользу неимущих мысли, так сказать…

Жесткие управляющие воздействия конечно необходимы, однако, не видна их обусловленность от качества конечного продукта. Любая система при воздействии возмущений и управляющих воздействий, изменяя свое состояние, склонна к перерегулированию и запаздыванию. Рассматривая обозначившиеся тенденции сквозь призму технического анализа систем, представляется целесообразным говорить о необходимости контура глобальной обратной связи, а не о таком вот “быстреньком” латании внутренних дырочек – может, дырочки сами затянутся при правильном диагнозе и лекарстве.

Представляется целесообразным переход к «мягкой» рыночной системе управления системой образования, в которой субъекты образования торгуют «душами» своих выпускников и некоторое время сопровождают эти души (гарантийный срок товара) после продажи.

Управляющее воздействие государства здесь – информационное, и лишь в некоторых более серьезных несоответствиях продукта госзаказу и целям Олимпа осуществлять принудительное банкротство, изъятие лицензий и т.д. Удельная площадь – это важный показатель ( санитарные нормы) , но не главный.

В образовании обозначились тенденции к дистанционным методам обучения, к методам обучения, базирующимся на современных электронных технологиях. Для таких методов удельные площади ВУЗа не критичны, критична своевременность обновления информационно-технического базиса и интеллектуального ядра – ведущих преподавателей. В условиях дефицита средств важно правильно сделать ставки: упустите последние два обстоятельства – возможно, выплесните своего ребенка с водой…



18
приложение 1


CSI
(creative subject interface – интерфейс творческого человека: проект организации)


Проект организации, имеющей главную цель – повысить творческий потенциал креативного субъекта (CS) социума за счет унификации рутины бытия, на которую замыкается процесс творчества, и предоставления креативному субъекту унифицированного интерфейса для взаимоотношений с реальностью на этапах создания и продвижения своего продукта в социум.

Смысл предлагаемого в общих чертах обозначен на схеме Рис.1.

Для того, чтобы заработали обозначенные механизмы либеральных связей, необходимо некоторое изменение в законодательстве, чтобы CS мог открыто и легально без посредника-государства продать, заложить на некоторых условиях свою душу. Государство - лишь контролирует граничные условия сделки. Эквивалентом души, в качестве объекта залога и продажи для целевых проектов и т.д., видятся воплощенные в материальный носитель (и виртуальные) ныне существующие показатели качества креативного субъекта (золотая медаль, дипломы, звания, степени и т. д.) - FQ и экспертные показатели качества CS от CSI - EQ , видимые как некая виртуальная неразменная "ценная бумага", которую можно продать, заложить с последующим обратным (при наличии разногласий с обязательным для покупателя по некоторым граничным условиям) выкупом.

Если выживу и получу поддержку, осенью выставлю детальные соображения; если, вдруг, мои материалы станут центром кристаллизации, претендую на нишу члена группы разработчиков семантики и структуры CSI ( есть соображения).

 
 

18.08.2004