Bollocks примитивно-прикладная философия главы 4-6

Елена Цвылёва
 Глава 4 О любви.


 Пытаться дать определение этому сложнейшему понятию, скорее всего, слишком самонадеянно. Но, зато, дает возможность определить  и для себя его смысл. Так что же есть любовь?
 Многие, говоря о любви, делят ее на несколько частей: любовь к Родине, любовь к детям, к женщине или мужчине и прочее. Но я склоняюсь к тому, что в некоторых случаях любовь путают с преданностью, чувством ответственности, чувством долга и даже с некоторыми природными (сказать животными было бы слишком грубо) инстинктами.
 Разве можно одним и тем же словом описать  свои патриотические чувства и чувства, которые вы испытываете к своему ребенку? Родителям? Или к своей кошке? Или к салату «Оливье»? Или к своей жене?
 Родине вы преданы (должны быть). Вы ответственны за ваших детей,  воспитывать их и заботиться о них – ваш долг. (Тем более что продолжение рода это один из основных наших инстинктов). Вы благодарны и уважаете своих родителей. Но каждое утро вы пьете черный кофе вовсе не оттого, что вы должны его пить, или вы ему преданы, а оттого, что он тонизирует. Не так ли? А почему вы любите вашу жену? Мужа? (не имею ввиду именно официальные отношения).
 (Здесь я, конечно, беру для примера чувства нормальных, психически здоровых людей, нормальные отношения и  неизвращенные семейные ценности,  хотя они  в современном обществе, к сожалению,  остаются в меньшинстве).
 Что, попросту говоря, привлекает вас в любимом человеке, которого вы вовсе не должны и не обязаны любить? Мы говорим: «Сердцу не прикажешь». И ему действительно не прикажешь. Так в чем же тут дело?
 Быть может, объект обладает набором каких-то характеристик, которые вам кажется привлекательными? Но зачастую любят  людей полностью противоположных тем идеалам, которые рисовало воображение.
 Быть может, он похож на вас внешне? У вас схожие интересы? Характеры? Возможно. Но сколько можно привести примеров взаимной любви при полном отсутствии общих черт.
 Так значит наоборот: мы говорим: «Противоположности притягиваются». Вовсе не обязательно. Скорее исключение, чем правило.
 Может электричество? Судьба? Купидон? Магнетизм? Какие еще логические объяснения можно привести? Вот тут и кроется ошибка. Как я уже говорила, многие заблуждения человечества строятся на мнимой логичности. Это – еще одно из них.
 Любовь – есть нечто логически необъяснимое. Но, в то же время, всякое любовное чувство, после своего появления, тут же может быть логически обосновано. Что же отсюда следует? Что не поддается описанию и обоснованию не сама любовь, а лишь ее возникновение. А точнее причины ее возникновения и исчезновения.
 Когда мы  понимаем, что любим кого-то, особенно если этот кто-то вовсе не тот идеал, который вы себе представляли до встречи с ним, вы пытаетесь самому себе объяснить и логически обосновать свои чувства. «Как я могу любить эту некрасивую, толстую женщину с отвратительным характером?», - спрашиваете вы себя, - «Разве я глуп? Или у меня дурной вкус? Ну, как же! Ведь она тоже любит фруктовую жвачку!» Вот и объяснение. Но это все уже после. А до того?
 Когда вы впервые видите человека, говорят психологи, в первые 10 секунд у вас создается впечатление о нем, которое потом не меняется никогда. Что же мы успеваем за 10 секунд? Различить цвет глаз? Волос? Тембр голоса? Оценить фигуру? Может запах? И этого достаточно? Значит мы все те же большие обезьяны?
 Но  здесь у нас есть одно отличие от животных. У человека нет брачного периода. Вы можете влюбиться в любое время года. Животное же начинает искать себе пару в строго определенное для этого природой время.
 Так может отличие наше и состоит в том, что мы сами выбираем для себя это время. Тот, кто хочет полюбить, тот и влюбляется. Тот, кто ищет любви, кому ее не хватает, тот ее и находит. Многие живут одиноко и уверены, что им хорошо. Но сами того не осознавая, они ищут любви. Недаром одинокого человека всегда различишь в толпе.
 Таким образом, мы получили следующее. Подсознание одинокого  (одинокий человек не обязательно одинок в прямом смысле слова), его психика, испытывает недостаток чего-то, что мы назвали любовью. И постепенно, по мере нарастания этой подсознательной недостаточности, приходит в состояние поиска. Причем, чем глубже развилась недостаточность, тем более активной становиться поисковая система. Мы говорим: «На безрыбье и рак рыба». Это так. И вот система находит объект. На цель. 10 секунд. И мы получаем то, чего так долго хотели. Дальше дело техники, которое в свою очередь, конечно, зависит от особенностей  конкретного индивида и его психики.
 Бывают различные вариации, и даже отклонения, но это уже работа для психиатров.
 Так что же есть любовь? Результат осознанной или неосознанной потребности индивида. Тот, кто в любви не нуждается, никогда не полюбит.
 Естественно тут не обходится и без животных инстинктов. Если вы понимаете, о чем я.
 Но тут тоже кроется нечто необъяснимое. По большому счету сексуальное удовлетворение не имеет ни малейшего отношения к любви в том смысле, о котором мы говорили выше. Но влюбленному всегда кажется, что предмет его любви, конечно же, безупречен и в этом тоже. Мало того, когда выясняется, что это вовсе не так, многие склонны простить любимому человеку этот, казалось бы, не маловажный недостаток и продолжать дальнейшие отношения. Конечно, это дело времени. Проходит время, и недостатки пусть даже любимого человека начинают становиться заметнее, весомее и даже раздражать. Люди расстаются и часто не могут понять, как могли столько времени быть с этим человеком, вне зависимости от того, подходили ли они друг другу в сексуальном отношении.
 Значит, любовь  исчезает? «Вечная любовь», - говорим мы. Поэзия, удачное словосочетание?.. Много ли можно привести примеров? К сожалению, все примеры в данном случае есть исключения.
 Так что же происходит? Меняемся ли мы, меняется ли когда-то любимый человек? Меняется ли мир вокруг нас? «Все течет. Все изменяется». Как жестоко.
 
 Глава 5 О желаниях.

 
  Нет сомнения в том, что осознанность желаний есть еще одна отличительная особенность человека от животного. Животное в своих действиях руководствуется инстинктами, человек в своих поступках руководствуется желаниями. Но не верно было бы утверждать, что лишь желания повелевают нами. В современном мире нам все чаще и чаще, а, проще говоря, постоянно, приходится воплощать вовсе не  глагол «хотеть», а  наречие «необходимо». Мы придерживаемся установленных  обществом для нас и нами самими для себя правил и стараемся не отступать от них. Но так ли вынужденно мы это делаем. Человек редко поступает в ущерб своим интересам.
  Любой бы хотел получать деньги, не прилагая никаких усилий. Но приходится работать, а потом уже получать за это деньги. Так что же побуждает нас работать, даже если  не хотим? Желание получать  денежное вознаграждение и использовать его. Трудно было бы заставить работать человека, который не хочет получать за это деньги. Только в форме благотворительности. Но и в этом случае человек хочет помогать людям безвозмездно.
  Но более всего человек хочет то, что ему не принадлежит,  недоступно   и вовсе не нужно.  У другого есть вещь, которой он пользуется и которой он доволен и не собирается никому отдавать. «Вот бы мне такую!»,-  говорим мы, не задумываясь зачем. То, что принадлежит тебе, теряет привлекательность, будь оно даже в несколько раз лучше всего остального. Это библейская истина. Примером служит история Адама и Евы. Такова человеческая природа. «Запретный плод сладок», - говорим мы и мы правы.
  Неизбежно каждый в своей жизни сталкивается с этим утверждением, примиряет его на себя и приходит к выводу о его справедливости. Как часто получив вожделенное, мы с удивлением обнаруживаем, что вовсе в нем не нуждались, а, напротив, нуждались в противоположном!  Но разве в силах человек заставить себя не желать чего-то? Чем больше думаешь о том, что ты не должен хотеть, тем больше хочешь этого. Единственный способ избавиться от навязчивого желания – получить желаемое. Но это не всегда осуществимо, ибо такова жизнь. Мы боимся ошибиться, боимся последствий – ведь большинство из нас все-таки думают, прежде чем совершить какой либо поступок.
 Но как мучительно постоянно отказывать себе в осуществлении желаемого. Каждое последующее желание становиться еще сильнее и, в конце концов, человек совершает  неисправимую ошибку. Пытаясь заполучить все желаемое сразу, одномоментно часто мы в пылу эмоций промахиваемся мимо цели и получаем обратное.
 «Самое страшное не ошибки, а неиспользованные возможности», - говорим мы. Правы ли мы в этом случае? Думать: «А что было бы, если…», - страшная пытка. Научиться спокойно и уравновешенно обдумывать и взвешивать свои желания, и не сожалеть о принятом решении – вот высшая стадия самоконтроля. Достигший ее будет счастлив. Ибо будет доволен тем, что имеет.
 
   
Глава 6 О справедливости.


 Есть понятия, которые мы называем «растяжимыми». Справедливость – одно из них. Всякий хочет справедливости по отношению к себе. Всякий скажет, что хочет справедливости по отношению и к другим тоже. Но кому из нас есть дело до общемировой справедливости, когда с нами обошлись несправедливо? Кто станет защищать права других, когда сам таковых не имеет или сам  ущемлен в своих правах? Пожалуй, что никто не станет.
 Общечеловеческая справедливость есть справедливость для каждого человека в отдельности.
 Но кто же определит, что есть справедливость для конкретного случая?
 Что касается преступлений, в современном обществе эта роль отведена суду. Судьи, присяжные, прокуроры, адвокаты – вовсе не от их собственного чувства справедливости зависит определение вины и справедливого наказания. Руководствуясь всевозможными кодексами, и в соответствии с ними прокурор просит больше, адвокат меньше, судья или присяжные выносят приговор.
 Установлено, что убивать, воровать, насиловать, мошенничать и так далее есть зло. За совершение этих деяний полагается справедливое наказание. Но можно ли утверждать, что оно справедливо? Кто из осужденных признает свое наказание таковым? Пожалуй, что никто. Отчего же считается, что судья или присяжные справедливо оценят ситуацию? Для судей – это работа. Общество наняло их для совершения справедливого суда над самим собой.  Весьма самокритично, не правда ли? Но лишь только дело касается конкретно вас, суд уже не кажется вам столь справедливым. Итак, справедливость наказания, как мы видим, тоже понятие «растяжимое».
 А что можно сказать, о справедливости  в целом? Справедливо ли то, что одни богаты, а другие бедны? Одни здоровы, а другие инвалиды? У одних жизнь складывается как по  волшебству, а другие видят только лишения? Всякий скажет, что несправедливо. Всякий пожалеет безногого сироту и скажет: «Почему? Он же не в чем не виноват! Он же ничего не сделал! За что он расплачивается?»  Но кто может ответить на этот вопрос? Тот, кто подобно судье или присяжным определил ему такую участь. Тот, кто определяет когда, где и какими мы родимся и когда, где и какими умрем. Я, как человек верующий, безусловно, считаю, что это Бог. Но далеко не все верят в Бога. Что ж им труднее жить. Я говорю: «Неисповедимы пути Господни». А что могут сказать они? Чем могут себя утешить? «Жизнь не справедлива», - говорят они. И это утешение? «Бог справедлив», - говорю я. И это утешение.