Варенье с валидолом

Magnum
Жизненный опыт каждого из нас подсказывает: если в теплой компании иссяк запас баек, историй, приключений, что начинают "травить"? Правильно! Анекдоты! Именно так и поступили в середине июля 1948 года пацаны из пятого отряда пионерского лагеря фабрики имени Калинина. Сюжеты про "Шерлохомсона", Тарзана и майора Пронина благополучно завершились и в ход пошло устное народное творчество.
- А кто знает, что самое громкое на свете? Не знаете? Это когда два скелета танцуют на железной крыше!
- А я знаю, что такое сверхскорость! Это надо покакать с крыши, сбежать вниз и поймать какашки в горшок!
- А сверхжадность? Кто-нибудь знает?
- Я знаю! Это залезть с головой под одеяло, подоткнуть все щелочки, напукать и никому не давать нюхать!
- Вот ты и попался! Откуда ты знаешь? Сам делаешь так? - все рассмеялись, а Эрни добавил:
- А я расскажу, что такое сверхужас! Вот, представьте себе лезвие бритья! Такое большое-большое! Ну, до небес! Представили? И оно так это немного наклонено. А вы… вы по нему съезжаете вниз!
- Эрни! Прекращай! Мне теперь это приснится и я опять описаюсь!
- Уже нечем будет! Будут два Валерки!
Собственно говоря, были и другие анекдоты, но вот эти шутки оказались как бы пророческими!
Что? Уже страшно? То-то же!

Как-то раз мама сказала Эрни:
- Похоже, малыш, ты забыл про одно весьма важное дело! - такие слова у мамы обычно не предвещали ничего хорошего и Эрни насторожился! - Сегодня какое число, а?
- Ааааа! Все вспомнил! У меня - день рожденья!
- Нет, - усмехнулась мама, - Еще не сегодня. А вот, через два дня должен состояться! Давай кое-что обсудим. Ты уже знаешь, что в таких случаях "виновников" торжества сначала поздравляют на утренней линейке, а потом за полдником угощают весь отряд пирогом! Но я подумала, что можно бы пригласить сюда, в мою комнатку, твоих друзей и угостить их нашими эстонскими всякими вкусностями! Что скажешь?
- Ой, мамочка! Ты у меня просто чудо! Обязательно так и надо сделать! Тем более, что это и твой праздник! Ведь это же ты меня родила! А пригласить… Тут места то мало… Весь пятый отряд не получится… Тогда…. Тогда… Гришку Сурина, Серегу Седова, Валерку Капралова и… - малыш замялся.
- Ты хочешь сказать, Нину Соболеву?
- Угу… - Эрни даже покраснел.
- Это все?
- Ну… Я бы еще дядю Борю Крылова пригласил, Андрея Павловича и Катю, а?
- Знаешь, давай так: после полдника придете вы с ребятами, а после ужина мы посидим со взрослыми? Если ты, конечно, еще будешь в состоянии! - Мама хитро улыбнулась!
- А что будет вкусного?
- Узнаешь, увидишь! Ты только ребят предупреди, чтобы не набивали пузо пирогом!

И вот наступило 16 июля! Хотя Эрни и был, т.ск., морально готов, но стоять посреди линейки и принимать поздравления?! "Я же не герой войны или какой-нибудь артист! Чего они мне все аплодируют?" - сердито думал малыш. Но все быстро закончилось. Ребята подарили массу всяких мальчишечьих ценностей: химический карандаш, гильзу от винтовки ("В нее так классно свистеть можно!"), самодельный калейдоскоп ("Я бутылки для стеклышек сам на помойке искал!"), маленький череп какого-то неизвестного животного ("Я точно знаю, - это череп марсианина!"), и даже здоровенную рогатку! Но самый интересный и неожиданный подарок ждал Эрни после обеда! В столовой к нему подошел начальник лагеря Боря Крылов и сказал:
- Еще раз поздравляю тебя и… предлагаю прямо сейчас пойти на речку! Пока все будут на "мертвом часе", мы с Андреем Павловичем составим тебе компанию! Поплаваем наперегонки!
Эрни был, как говорится, на седьмом небе! А ребята, зная уже о вечернем (как сказал Гришка Сурин) банкете, не очень и обиделись! Ведь день рожденья то у Эрни, а не у них! Только Нинка Соболева как-то странно улыбалась, поглядывая на своего кавалера.
 На реке малыш быстро разделся, разбежался и нырнул. Больше всего Эрни любил именно нырять и плавать под водой! Он даже не обратил внимания, что никто из взрослых в воду не пошел.
И вот…. Когда…. Он уже плыл к берегу…. Эрни увидел прямо перед собой здоровенную бутылку черного стекла! Внутри что-то было! Малыш потянулся за ней и крепко ухватил. На берегу стояли Боря Крылов, Катя, Андрей Павлович, мама и... Нинка Соболева.
- Ну, что там, смотри скорей!
- Сейчас, сейчас! Ой, там записка! Надо только пробку вытащить! - Эрни ухватил ее зубами, - вот! Сейчас прочту! "Дорогой хулиган и изобретатель Эрнест Саарма! Я и мои подданные поздравляем тебя с завершением первой половины твоего детства! Теперь ты имеешь право учиться в школе, переходить улицу и ходить в кино без сопровождения взрослых и даже пить напиток "Сидр"! Мы желаем тебе всего самого хорошего, здоровья и счастья! Царь всех морей, рек и озер - Нептун!", - Эрни стоял совершенно обескураженный, - А как это? - только и смог вымолвить он. И все рассмеялись и зааплодировали!
- Это от нас всех!, - сказал Боря Крылов. - Но придумала вот она! - и он показал на сияющую физиономию Нинки Соболевой

А вечером все встретились за праздничным столом. Тут-то все и произошло! Мама Эрни - врач пионерского лагеря фабрики имени Калинина - доктор Кээрти Йоханнесовна Саарма, в обиходе - тетя Катя, решила познакомить публику с чудесами эстонской кулинарии. На столе стояли тарелки, блюда и мисочки с яствами, которые русским детям и в мыслях не привиделись!
- Вот это селедочка, замаринованная с луком, морковкой и свеклой. А это минога - такая рыбка, она у нас водится в речке Нарове. Это маринованная тыква! А вот это… ну, это колбаса такая - "вериворст"(*)… Я потом скажу, из чего ее делают!
- Это салат из тех грибов, которые у эстонцев считаются съедобными. По-русски они, кажется, называются горькушки и зонтики. Но многие почему-то считают их ядовитыми! Это, конечно, понятно - у каждого народа свои традиции и вкусы. Вот, например, в этих краях любят такие грибы - маслята. А в Эстонии их редко кто ест. Эрни, как они называются по-эстонски?
- Лехмататикас! Коровьи сопли!, - все громко засмеялись и малыш добавил - Кто ж будет есть сопли у коровы? Бабушка, когда была жива, говорила, что эти сопли едет только… - Тут Эрни ощутил увесистый толчок маминого колена, прервавший цитирование не самого интернационального изречения покойной бабушки, он поперхнулся, а доктор Саарма продолжила - … едят только те, кому они нравятся!
И Эрни услышал, как Боря Крылов, стоявший рядом, тихонько сказал маме:
- Как по лезвию бритвы проехались! - Мама лишь улыбнулась как-то грустно и вытерла пот со лба.
- Вот это - пирог с черной смородиной и ревенем…
- А что такое ревень?
- Это такое растение, внешне похожее на обычный лопух, но черешки листьев у него очень сочные и кисло-сладкие. По-эстонски он называется рабарбер. А вот это - хлебный суп. Вы же знаете, что такое квас! А это как бы кисель из кваса, но еще с кусочками черного хлеба и с изюмом!
- Ой, это мне точно понравится! Я изюм люблю!
- А ты попроси Эрни, чтобы он рассказал про сгущенку с… узюмом!
- С чем?!
- А это ты у него спроси!
И началось веселье! Эрни не заметил, как мама вынула из шкафчика коробочку с валидолом и положила таблетку под язык.
---
(*)Verivorst (эст.) - кровяная колбаса.
(Продолжение следует)

Здесь: http://magnum.sitecity.ru повесть опубликована с иллюстрациями и звуком.
Здесь: http://magnum.sitecity.ru/pshop_1806092708.phtml можно купить эту книжку в
"бумажном" варианте.

© Magnum. 2004.
© Перевод со скандинавского Волли фон Пеннер. 2004