Чёрная метка Петра Самойлова

Федорова Ольга
                Ольга Фёдорова

                Чёрная метка Петра Самойлова

                «… от зари и до зари
                Няня сушит сухари –
                Скоро новую пришлют
                Потому что эту заберут, вот так…»

                «… - Больной Самойлов, пройдите в палату,
                получите лекарство.
                - Э-э… доктор…»

    Пётр Самойлов больше известен как басист группы «Алиса». Известен он также и как автор оригинальных песен, но довольно узкому кругу фэнов. У Пети наверняка был шанс сделать индивидуальную карьеру, но он продолжает оставаться в «Алисе» на вторых ролях – геройский поступок, прямо скажем – вместо того, чтобы исполнять собственные песни, Самойлов поёт на подпевках, и вообще не высовывается вопреки утверждению, что двум личностям невозможно долго существовать в одной группе (вспомним Леннона и Маккартни – а ведь, казалось, «Битлз» всю жизнь будут существовать как довольно гармоничное сообщество). Но, как показал последний на сегодняшний день альбом «Чёрная метка», в «Алисе» личностей вовсе не две, а гораздо больше, и это не удивительно – личность формируется в три года, а группе уже, как-никак, десять годков стукнуло…. Впрочем, я постараюсь восстановить историческую справедливость и уделю несколько минут размышлениям не о лидере «Алисы» Константине Кинчеве, о котором уже достаточно написано и сказано, а о незаслуженно забытых песнях Петра Самойлова. Кажется, он их пишет от нечего делать, в свободное время, и сам их всерьёз не принимает – во всяком случае, создаётся такое впечатление. У Пети – имидж не вожака, сладострастника и проповедника – напротив, он выглядит довольно холодным и безразличным меланхоликом-созерцателем, очень ироничным, правда, с тонким чувством юмора. Он подчёркивает, что он – поэт несерьёзный, и этим Петя весьма удовлетворён, и не претендует он на серьёзность – мол, чем богаты, тем и рады…. Но Самойлов зарекомендовал себя как превосходный сатирик, поэтому его вполне устраивает такое амплуа, вдобавок голос у него очень редкий. Ещё непонятно, отчего Петя не желает делать свои песни в электричестве – наверняка Костя, альтруист и понимающий друг, предлагал – ничего подобного, Петя продолжает оставаться в тени и иногда на концертах исполняет свои творения исключительно под гитару, один и только в акустике. Причём заявляет о себе он следующим образом: «Я попробую…» Аплодисменты ещё не отзвучали, а скромный Петя торопится: «Вот ещё такая песенка есть у меня…» - и дальше, дальше…. Счастье, если для разрядки пять-шесть песенок споёт, причём между строк слышно: вы только не думайте, что это я серьёзно…. Что ж, таким образом, мы убедились, что дружба порой дороже собственных честолюбивых устремлений и проявлений здорового эгоизма – инициатива, мол, всё равно остаётся у Кости.
    Зарисовки Пети Самойлова, говоря языком критиков (которые не всегда особо оригинальны), условно можно разделить на две категории – «соцреализм» времён Сталина – Хрущёва – Брежнева, претворяемый в жизнь, и просто лёгкие, весёлые, забавные эскизы: порой это – плод Петиной фантазии, а порой и просто пародии на где-то подслушанные истории, песни, ситуации. Причём заинтересовать слушателя у Пети получается, да ещё как – у Самойлова просто дар сказителя, рассказчика, «кощея-горемыки» отчасти.
    Так вот – о песнях: ещё одну условную категорию из вида упустила – совместное творчество Самойлова и Кинчева. Как им удаётся, двум таким совершенно непохожим людям, творить довольно гармоничным вещи, проявляя полное единодушие? Загадка. Хотя у нас в юности был такой прикол: как, интересно, писали свои труды Маркс и Энгельс? Да очень просто – они открывали тетрадь на развороте, и Маркс писал на той странице, что слева, а Энгельс – на той, что справа, или наоборот. Но это – шутка, а на самом деле, конечно, очень трудно уловить и поддержать, да ещё и развить мысль коллеги.
    А теперь обратимся непосредственно к творчеству Самойлова-соцреалиста. Наглядно иллюстрирует эту Петину направленность следующая композиция под игривым названием «Чик-Чик-Чик»:

                Цэк-цэк-цэк-цэк-цэк-ЦэКа
                Цэк-цэк-цэк-цэк-цэк-ЦэКа
                Чик-чик-чик-чирик-ЧэКа –
                Цап-царап!..

    Очень хорошее, я считаю, пособие по истории Отечества. Всё ясно и без слов. Не менее приятной зарисовкой-иллюстрацией бытовой жизни годов застоя можно считать вещь про детский сад, сделанную под детскую песенку, не слишком невинную, правда, для того, чтобы её проигнорировали «наверху»:

                Можно, можно не лезть из кожи
                Только, только не будет толку
                Если будут стоять на месте
                Дяди-тёти из министерства
                Может, может всё стать дороже
                Только, только не будет толку
                Станет больше вооруженья
                Только в души войдёт сомненье

                Не хотим мы воевать
                Мы хотим спокойно спать
                Нам не нужен автомат
                Мы, детишки, ходим в детский сад

                Тише, дети – услышат дяди
                Вашу няню тогда посадят
                Лучше вместе споём про Таню
                Папа Тани – в Афганистане
               
                У него пробита грудь
                Ну, совсем чуть-чуть, чуть-чуть
                Вот что сделали враги –
                Скоро ампутация ноги

                Где-то, где-то висит газета
                Это, это для туалета
                Надо ж чем-то.… Не знаю дети
                Что за дяди на той газете

                От зари и до зари
                Няня сушит сухари -
                Скоро новую пришлют
                Потому что эту заберут, вот так!..

    Вот к чему может привести дилетантизм и неосторожность няни в воспитании подрастающего поколения…. М-да, Самойлов прекрасно уловил ситуацию, поэтому его галерея «наставников» пополнилась ещё одним очень актуальным образом – полковником в отставке:

                В игрушечном отделе работает полковник
                От пьянства и безделья он был почти покойник
                В отставку вышел рано, и сдуру или спьяну
                Он занялся рекламой в игрушечном отделе

                Купи-купи танк, и ты мужчина
                Купи-купи танк, и плюнь на мины
                Купи-купи танк, отбрось сомненья
                Купи-купи танк, и бей шрапнелью
                Купи-купи танк и карту мира
                Купи-купи танк, и ты – мужчина!

                Он одержим идеей всех посадить на танки
                Высмеивает смело велосипеды, санки
                В инструкции к игрушке пугает он детишек
                Что взрослым станет тот лишь, кто метко бьёт из пушек

    Согласитесь, история довольно печальна, но у нас лет семьдесят она была весьма актуальной, правда, теперь у нынешней эпохи тоже появились свои драконы. Ну, скажем, пресловутая акселерация, о которой только ахают и вздыхают, а Петя вот позволил себе добродушную кривую усмешечку:

                В восьмом классе кончились уроки
                Идут квасить с виду недотроги
                Ученицы пестрые как птицы
                Вскрываются пороки, ведь кончились уроки

                Акселерация – не игра и не забава –
                Восьмиклассница скоро станет мамой
                Акселерация – в этом слове шутки мало
                Восьмиклассница скоро станет мамой

                Родители в испуге: деточка, будь умнее!
                За все заслуги они раньше времени седеют
                - Мама, я сегодня буду у Тани!
                А эта Таня – с усами
                И этой Тане столько же лет, сколько и маме

                А! Исключение из правил!
                Вы скажете – ошибка? Может, вы и правы,
                Но я б ещё добавил: о, времена, о, нравы!
                Ромео и Джульетта – не показатель
                Просто постеснялся сообщить их настоящий возраст
                писатель…

    Кто-то назовёт этот шедевр новой «Восьмиклассницей» - что ж, это справедливо, времена меняются, и мы – вместе с ними. Обидно-досадно, ну, ладно – таким образом, мы перешли к обзору Петиных зарисовочек, а раз уж мы решили пройтись по галерее пороков, то глянем-ка вот на эту стенку. Вот, глядите-ка – «Голубой банщик»!

                Он потрёт вам спинку, он подаст вам пиво
                Чистую простынку он игриво развернёт, как Кио
                Чародей пара, веник для него священен
                Но чуть-чуть угара он подпустит в помещенье

                Тысячи соблазнов каждый день проходят мимо
                После пара красных, с скользкой кожею налима
                Добровольной пыткой он совершенно не схож с маркизом де Садом
                С милою улыбкой он старается зайти к вас с заду

                И уже не мальчик
                Юный бара-банщик…

    Да уж, голубизна – явление относительно новое и непривычное, а ведь образ-то обаятельнейший получился! Вот в чём Петина сила – мастерство образов, причём больше юмористических, чем остросатирических. Он ведь даже в себе самом углядел порок – лень, и довёл его до гротеска:

                Забиты пеплом щели паркета
                В форточку лезут запахи лета
                А по эту сторону стекла для просмотра затмений
                Витает запах патологической лени
                Покрылась пылью муха на ноге
                Лежит и дремлет – приятно ей и мне
                Она мечтает о том, о чём и я
                А значит, мы – по разуму друзья

                К лени в плен попасть довольно просто –
                Плюй на всё и зарасти коростой
                Научись питаться шумом трамваев
                И скоро станешь неподражаем!

                Лень неизлечима, лень непобедима
                Лень просто необходима
                Тем, кто выпил пива (и не только пива)
                С рыбой…

    Петя Самойлов придумал несколько выигрышных ритмических ходов, и с помощью универсальной системы кладёт на музыку свои слова (это шутка, конечно). А в целом, ему интересны причины того, что мы так по-идиотски живём, и, получается, причины кроются в мелком – в нас самих. Но простота, с которой у нас всё вершится, действительно побуждают написать нечто подобное о нашем сумасшедшем доме:

                Я пою о сумасшедшем доме
                Не могу петь ни о чём я кроме
                Потому что я здесь живу

                Без забот живут больные
                Короли, городовые
                Каждый день здесь маскарад
                Я рад

                Хочешь стать премьер-министром
                Главврачом, экономистом
                Постов здесь – завались –
                Кем хочешь, становись!..

    Но всё же завершается эта штучка так демократично и человеколюбиво (см. диалог, вынесенный в эпиграф). Понимать это можно двояко – главврач застукал расшалившегося психа, позволившего себе невероятную вольность, или же Костя добродушно упрекает собрата по перу, ставит на место – хватит, мол, Петя, дурака валять, всё равно я круче пишу, и вообще, кто у нас здесь главный? Не будем при этом забывать, что было у Кинчева старое прозвище – Доктор. Вот и получилось весело так – что ты, мол, Доктор, я в пролёте – надо же, застукал, неудача какая, а я вроде только во вкус вошёл…. Что ж, дружба и братство для Пети Самойлова оказались дороже имени на рок-н-ролльном небосклоне – похвально, весьма похвально, потому что самые отъявленные алисовцы Петю знают и любят. И только на одну откровенную пародию отважился Самойлов – не то на группу «Секрет», не то на саму «Алису», а не то на печальную судьбу туземцев в России… пардон, не весёлую песенку про Чунгу-Чангу. Почему на «Секрет»? Да есть у них такая лирическая песенка про Алису: напомню куплет:

                «… Алиса не любит гостей
                Алиса одна вечерами
                Алиса сидит на тахте
                С коробкой конфет и с мечтами…»

    А вот как это дело трактует Петя Самойлов:

                Чунга-Чанга не любит войны
                Чунга-Чанга одна вечерами
                Чунга-Чанга сидит на тахте
                И мечтает о толстом банане…

    Вот такие дела…. Причём понимай, как хочешь, можешь хоть в меру своей испорченности – это уж как получится…. Но Петя сам себе выбрал такой имидж – цитирую: «он так боялся оказаться вторым, что всё время забывал, что такое быть первым…» Наверное, сам Петя считает, что Костя умеет работать со словом, как завещал великий Саш-Баш, а Самойлов – не Мессия, и не обладает такой феноменальной энергетикой, которой в последнее время все уши прожужжали, поэтому Петя иногда развлекается, пописывая песенки, вероятно, изящно возлежа на диване и болтая босой ногой, посвистывая, причём получается так, что, слушая концертные записи, между строк нам видна саркастическая улыбочка автора.

                Я купил себе подводный костюм
                Акваланги и ласты с маской
                Я тебе сказал «прощай» и нырнул
                И теперь моя жизнь как сказка
                Там, в глубине
                Глаза акул напоминают о тебе
                Но даже рыба-пила меня не пилит так
                И поэтому она мне мила
                И отпуск я провожу в океане
                Двадцать пять дней – какой срок малый
                Хочется мне остаться в океане
                Согласен я жить с подводными ежами
                Но ты же будешь ловить меня сетями
                Как сельдь иваси
                Как сельдь иваси

                Только ли мне
                Остаться хочется там, в глубине
                Я знаю, это – мечта всех мужчин
                В очередях в спортивный магазин
                Они стоят за аквалангом
                Воскресные дни в ванной проводят они
                Тренируясь подолгу не спать
                Плавать, нырять и молчать, и улыбаться
                Как сельдь иваси
                Как рыба-топор
                Как рыба-часы
                Как рыба-такси
                Как сельдь иваси…

    Эта забавная зарисовочка наглядно иллюстрирует, то есть повествует о тяготах семейной жизни. Хоть и иносказательно, и всё же уже нет смысла спрашивать у Пети, что же он на самом деле думает по этому поводу – там уже всё сказано. И всё же не становится ли Самойлов сознательно в этакую позу: пусть, мол, Костя таскает меня с собой на телевидение, пусть меня мало кто знает и никто ни о чём не спрашивает, всё равно я останусь при своём…. Но это – только поза, потому что на деле Петя с глубокой и внимательной иронией относится к таким «посторонним»:

                В густых, запутанных
                На наш лес не похожих джунглях
                Есть птица марабу
                Есть птица марабу-птица
                Она настолько умна
                Что ни в какой конфликт она
                Не вмешивается, не вписывается

                Мудрая марабу-птица
                Мудрая марабу-птица

                Стоит по горло в воде
                Пропагандирует дзань, дзянь, дзинь, дзун
                Она живёт ни там, ни здесь
                Её никто не станет есть
                Марабу-птицу…

    Ну, ладно, быть в стороне и созерцать – это право таких вот птичек, а бывает ведь и покруче – находятся, скажем, стукачи, а проще говоря, дятлы. «Чего пристал к птицам?» - подумаете вы. Но какой глубокий смысл скрывается за этой условной символикой, а?!

                Есть у павлина шикарный хвост
                Поёт красиво какой-то дрозд
                И могут к солнцу орлы летать
                А дятел с детства привык стучать

                У дятла не болит башка
                В порядке печень и кишка
                Давно сдох его последний враг -
                Видно, дятел – стучать мастак

                Он просто в окраске и не поёт –
                И так у дятла полно забот
                Тут нужно стукнуть, там постучать –
                Он с детства лесу привык помогать…

    Хотя понимать это можно двояко – живи и работай хорошо, тогда у тебя всё будет о`кей. Многоплановость, яркость, точность, меткость формулировок – отличительные черты творчества Самойлова. Главное дело, он творит совершенно искренне в отличие от других горе-писак, которых тоже он подвергает ироничным упрёкам:

                Прозаик писал рассказ
                Вначале не смыкая глаз
                Сюжет правдив, и был герой
                На этот раз похож на нас
                Он первую главу придал огню
                Чтоб не попасть в тюрьму
                Вторую не показывал он
                Никогда и никому – молодец!

                По некоторой просьбе остальные главы
                Он забыл
                Затем чернильницу и перья на помойке
                Взял и зарыл – молодец!

                Смотреть и слушать, понимать
                Мечтать и здраво рассуждать –
                Вот молодец!..

    В общем, в каждой песне Пети Самойлова можно отыскать (при желании, конечно) и социальное, и лирическое, и сатирическое, а лучше ничего не искать, а просто слушать и принимать Петю Самойлова таким, какой он есть (или кажется).
    Теперь – пара слов о сценическом, да и надо полагать, настоящем образе Самойлова – это нечто уникальное, и это надо видеть. Играет Петя на своём басу вдохновенно, забыв обо всём вокруг, в экстазе прикусив губу и изредка выкрикивая подпевки Кинчеву яростным высоким голосом. То есть он весь в музыке, он увлечён, для него всё прочее исчезает…. И ещё – он великолепно чувствует и поддерживает своего товарища по команде, который считается лидером «Алисы», и поэтому Петя хорош в этой роли, второй роли…. Сейчас он сделался похожим не то на лешего, не то на водяного – такой меланхоличный светловолосый и бледнолицый тип, тем не менее, отлично чувствующий ритм. И там, где Костя играет (в язычника ли, в бунтаря ли, в лирика, быть может), Петя абсолютно серьёзен. Стоит же Пете выдвинуться на первый план в каком-нибудь акустическом концерте – и играть начинает сам Петя. Отсюда мораль – когда человек всё время на виду, это его или портит, или делает из него первоклассного актёра, помогая таким образом выжить, стать дипломатом и открыться для публики. Так что, вероятно, вторая роль Пети Самойлова – это, быть может, вовсе и не чёрная метка, а благо, ибо тот сохранил индивидуальность и не изменил себе. Что будет дальше сказать трудно, но хотелось бы, чтобы этот тандем Кинчев – Самойлов как можно дольше составлял фундамент группы «Алиса» и стал исключением из правила «двум личностям не место в одной группе», поскольку не будем сбрасывать со счетов ещё и Андрея Шаталина…. Ну, и стоит пожелать Пете творческих успехов, и так далее, и тому подобное.

                31.05.95