В объятиях валют-поэтики венок пародий

Литвинов Владимир Иванович
«В ОБЪЯТИЯХ»
ВАЛЮТ-ПОЭТИКИ,
или
«А король-то…»

Как много в мире можно достичь
с помощью денег, всего лишь денег!
С. Ойянен (фин.)

Во все века были люди, которые бездарно писали.
И во все века были люди, которые, не умея писать, писали неистощимо и неостановимо.
Их болезнь называется графоманией.
Но графоманы не всегда облекали свою писанину в форму книги. Не спешили предлагать читателю «отравленную конфетку». Одним это не позволял сделать стыд за бездарную писанину, другим – пустой кошелек.
В нашем случае – полный баланс. Карагандинский графоман издает книгу за книгой, причем не продает ее, а, обладая несметными богатствами, позволяет себе навязывать всем в виде подношений. В первую очередь, конечно, знаковым людям и… неискушенным выпускникам школ вместе с аттестатами (как… духовное напутствие?)
На мой взгляд, в литературе все-таки есть некая квадрига поэзии: образ – рифма – ритм – настроение.
Ничего этого в упомянутой книге нет и в помине. Только и того, что настроение с одного лишь бока просматривается – кричащая влюбленность.
Но, скажем, такие настроенческие восклицания людей, как «эй-ей!», «ого-го!», «у-ух ты!», совсем не составляют поэзии. Так и одно настроение – еще не поэзия. Ибо поэзия, говаривал Маяковский, «что добыча радия»... И далее: «В грамм – добыча, в год – труды! Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды!»
В нашем случае на бумагу ложилось то, что сию минуту приходило в голову. Какие уж тут тонны!
Я не скажу, что мои поэтические строки здесь выше по качеству, чем вирши Автора книги, но… – «стремлением вдохновенным должны гореть глаза!» – восклицает он (стр. 19)
И – они у меня загорелись!
Кстати, уважаемые критики мои! Если найдете у меня некультяпистые рифмы или шкандыбающую ритмику, не пеняйте сильно – по избранному жанру пародии
я просто обязан быть ближе к авторскому стилю.

К ВЫХОДУ НОВОЙ КНИГИ
ПОЭТА-ОЛИГАРХА

Какой дизайн!
какой тираж! –
обрушил местный Олигарх
на город наш;
а смысла нет – лишь оформление.
И – город в изумлении
(а кто-то – в озверении!):
ну и… «сочинение»!

Вариация:

«А на пути обратном, обалдевший,
полюбовался городскими голубями»

Сие
сумбурное
творение
повергло город
в обалдение.

***

ПЕЧАЛЬНОЕ ШЕСТИСТИШИЕ

Бесплатное приложение –
Едешь ты или просто идешь –
Лепят тебе его подчинённые…
Я не берусь оценить сочинение,
Ежели смысла нет и на грош,
Вложены лишь миллионы...

ПОСПЕШИШЬ…

    «Все стихотворения, песни, клипы
сборника написаны и созданы
за один год...» (стр. 5)

Когда в бильярде не спешат –
Попадают в лузу.
Когда в поэзии спешат –
Плюхаются в лужу...

РЕПЛИКА НА ПОЛЯХ КНИГИ

Читаю на стр. 22:

«Каждому из нас
свой нужен спутник.
Трудно, ненадежно жить без цели.
Метаться в жизни,
как заблудший путник,
Не находя, не видя свет в метели…»

Какой богатый пейзаж! Я имею в виду не природный, а словесный. Тут тебе и тема «спутника», и тема  «цели», и тема «заблудшего путника», и – «света в метели»… Так о чем, бишь, речь? Что всегда нужен спутник в жизни? Или все-таки – цель? А может, поводырь в метели? Или Автор нуждается все-таки в проблеске «света в метели»?
А-а, догадываюсь: на ночь Автор почитал, видать, главу о метели в «Капитанской дочке», и забродили поэтические строчки! Спутник там был, путник тоже и цель была… А вот сигнал о приближении заветного жилья подали не электрические фонари в метели… Подкачало воображение, спутало мысли, потому и стихи – не поймешь о чем…
Впрочем, в смакуемой нами книге так на каждой странице.

НОВОЕ – ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

В бытность мою в 60-х годах комсомольским секретарем на Алтае, активно пропагандировал и проводил Месячники книги. Естественно, им нужна была нестандартная реклама. Помню, с Андреем Цыбиновым, завотделом культуры района, гремели мы таким его «произведением»:

Есть книги хорошие,
есть книги хреновые.
Хорошие – старые,
хреновые – новые.
Хреновую книгу,
подобно газете,
почаще используй,
сидя в клозете.


СОВЕТ ЧИТАТЕЛЮ

«Подаст кувшин,
златом (?) налитый…»

Мягкая книга,
к делу сгодится:
вырви страницу
и… Чтоб освежиться.

РЕПЛИКА НА ПОЛЯХ

Читаю:

«От жизни счастия не ждите,
не ждите, что Всевышний вам
подаст кувшин, златом налитый,
любовь подарит сверху вам…»

Соображаю, но понимание идет туго. Всевышний, конечно, не даст ни злата, ни «баксов», ни даже тенге, особенно в миллионном исчислении. Но любовь-то, считалось до сих пор, всегда нисходит свыше. А браки влюбленных так вообще свершаются там – на небесах.
Или теперь уже по-другому? Делай ее, эту любовь, как делаешь банки и ломбарды, – и нечего при этом вспоминать Всевышнего?

ЕЩЕ НЕ НАЧАЛ – УЖЕ КОНЧИЛ?

«Желание кипит в моей крови,
Душа кричит,
поет от наслаждения».
 
Не нахожу я места изумлению
(бывало это с кем-то разве?):
чуть захотел ее… –
и только от хотения! –
«красиво, исступленно»
бьюсь уже в оргазме!

СОВЕТ АВТОРУ

«Не оставляйте места
времяпровожденью!»

Чем вирши пустые
без меры строчить,
не лучше ли Вам…
словари изучить?

РЕПЛИКА НА ПОЛЯХ КНИГИ

По своей патетике следующую строфу можно считать основополагающей в поэтической нацеленности Автора:

«Каждый день идите вы на взлет,
Жизнь принесет и горечь вам, и мед.
Не уступайте, расширяйте взмах!
Цели, как стихи, пусть  будут на устах».

Тут я даже растерялся: пылкие стихи раздвоили мои мысли! С одной стороны, хочется восхититься, как они точно копируют первомайские Призывы ЦК КПСС. Помните: «Металлурги! Наша сила – в ваших плавках!»?
А с другой, неловко сказать, но они наталкивают на пушкинское: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить…» Может, валют-поэзии вообще не нужны поэтические нормы?
А потом: вот эти «цели», которые, «как стихи, пусть будут на устах» – они сами о себе кричать должны, что ли, эти цели?
Ну-у, я тупой, ну не пойму никак!

«АБРА-» или «-КАДАБРА»?

Герой в тельняшке из кинофильма «Мы – из Кронштадта» призывно восклицал: «Я такое скажу!.. Все постигнут!»
Автор читаемой нами книги на многих страницах говорит такое, что я, как ни ломаю извилины, постичь смысла не могу. Попробуем вместе, а?

«А истина вдруг спряталась трусливо
За тонким и надежным дверцем…» (стр. 57)

«Для съемок клипа «Разлука» была приглашена студия «Партнер», представляющая в своем лице операторов кино и телевидения» (стр. 163)

«Но что цветы? Безмолвные красоты,
Живой грации немые декорации» (стр. 191)

«Я стал другим, не узнавал себя,
И счастье впитывалось
неведомо откуда» (стр. 229)

«Нам обоим не до сна,
Ты в объятиях меня» (стр. 239)

«Как хотелось ночь продлить,
Время вспять переломить» (там же)

«Не зная, как себя держать,
Весь покраснел от треволненья» (стр. 243)

«Сам замер в нервенной упряжке:
Как примет сей она пассаж?» (стр. 244)

«Пот прошиб волос корней,
Словно пронзило меня током» (стр. 247)

«Отряхнувшись от странного спросонья,
Растер глаза, вздохнул я облегченно» (стр. 251)

«Любовь свою не предавайте никогда,
Мыслям неверным закрывайте ворота» (стр. 254)

«На горках ехать не боится,
А за рулем журчится смех» (стр. 286)

«Быстро, налегке одевшись,
побежал на рынок за цветами.
А на пути обратном, обалдевший,
Полюбовался городскими голубями...» (стр. 251)

Это просто рифмоплетство – да простит меня Автор за прямоту, но возблагодарит за урок грамоты, – и вполне детский лепет. Кто бы при мне ни читал этих строк, все покатываются со смеху...
А ведь можно было Автору, если самому не под силу грамотно писать, а «очень хочется», то можно было пригласить грамотного редактора, заплатить ему, сколько попросит, и избавить читателей от бесчисленных стилистических и грамматических ляпов!

 А 100.000 тиража срабатывают!
Слышу множество мнений о валют-поэтике. Среди них, однако, – ни одного похвального. Все в одном ключе: от брезгливости до гнева. Но это, так сказать, в кухонном варианте. 
Почему же на общественном уровне молчат специалисты – преподаватели и учителя литературы, карагандинские писатели? Почему не вступятся за честь Поэзии и Языка?
Боимся? Раньше боялись твердого кулака, а теперь боимся тугого кошелька?
А ведь так нужен тот андерсеновский мальчик, который громко, на весь люд, воскликнул бы: «А король-то голый!» – и все прозрели.

ГОСПОДИ, КАК СТЫДНО!

Стыдно за тех, кто писал к книге «предисловия» и «послесловия» и поставил имя Автора чуть ли не в один ряд с именами Тютчева и Вознесенского, Рембо и Сулейменова, Маяковского и Бродского, ибо забыли сказанное: «не поминай имя всуе»!
Стыдно за всех нас, ибо зачем такое «творчество» покупать, принимать в подарок и даже читать. Оно, как все сокровенное, каким бы глупым ни было, храниться может только на самом дне души и на дне самого глубокого сундука!
Стыдно за самого Автора, «ибо не ведает, что творит».
Стыдно и печально и за себя мне, что принялся разбирать написаное в святом любовном экстазе: разбирать и оценивать, осуждать и осмеивать. Грех изгаляться над таким!
И стыдно мне за грех этот.
Стыдно и печально!
Стыдно и печально...

ОДНАКО...

Любимый наш Штирлиц, как помните, говорил, что главное искусство встречи не в том, как войти в разговор, а в том, как выйти из разговора. Посему мне никак нельзя обойтись без «спасиба».
Спасибо полиграфистам, что выдали читателю приятное на вид, эстетичное по расцветке, профессиональное по изготовлению изделие!
Спасибо фотографам (и опять – полиграфистам), что дали для книги огромное число прекрасно сделанных и не менее прекрасно отпечатанных фотографий.
Спасибо и Автору, что дал этой книгой некоторую работу людям плюс... на 306 страницах книги преподнес читателю хоть одну близкую к поэтическому звучанию строчку, а именно: «Ты мне всего лишь улыбнись!» (стр. 225), которая рефреном звучит в каждой строфе стихотворения и таким образом доводит число хороших, звучных строк в книге до... пяти.
Спасибо нам, читателям, что, с трудом осилив полторы сотни страниц безграмотного русского текста (о казахском, упаси Аллах, я не говорю ни слова!), не укладываем чемоданы, чтобы... – «Карету мне, карету!» – в знак протеста против вопиющего издевательства над Поэзией и Языком (не в пустом разговоре, а в завлекательной книге с прибамбасами – СD-дисками и DVD-дисками – и стотысячным тиражом)!
Особое спасибо нашим юным читателям, нашим детям, если пропустят мимо ушей то, что увидят их глаза на страницах самой дорогой по оплате и дешевой по сути книги. Ибо, как сказал «возвышенный» здесь Маяковский, «дыра в ушах не у всех сквозная, иному может запасть!»

ЭПИТАФИЯ… СЕБЕ,
ПАРОДИСТУ

Друзья меня стращают:
«Крутые не прощают!
Что стоит Олигарху
Язык твой прищемить?
Закажет – расстреляют,
Прикажет – в пыль вкатают…
Ты что, как очумелый,
Совсем не хочешь жить?»

– Я – жить хочу!
Я – боязливый!
И рисковать
я не привык.
Но кто и чем
мне ни грозил бы,
не дам в обиду
Мой Язык!

P. S.: Ну а если случится… Стаканы нальете… –
 и имя заказчика в книге найдете.