С днем рождения, счастливчик!

Ирина Чинская
Праздники... Они расставлены по жизни как вешки для нашей памяти. Увидев знакомую дату, она выкладывает в рядок все, что связанно с этим днем. В воспоминаниях мы моложе, глупее, а иногда и счастливее, и становится грустно чуть-чуть...
 

Видимо я заранее почувствовала, что рождение ребенка, это не то событие, которое захочется вспоминать часто, поэтому и выбрала для этого случая самый подходящий день в календаре. 29 февраля. Но все равно в ночь с 28 февраля на 1 марта, понимаю, что где-то тут промелькнул день, которого нет, день когда на свет появился мой сын.

С каждым годом воспоминания становятся все идиличнее, все меньше душераздирающих подробностей, все меньше боли. Что же остается?

Сегодня это пьеса из двух частей с прологом, и эпилогом:

Пролог:

День начался рано, около двух ночи. Я проснулась...

- Саш, а Саш!
- Ну чего тебе, спи...
- У меня кажется началось...
- Чего началось, у вас это долго... - и повернулся к стене.

Сомнения меня не покидали. Последний визит в консультацию я помнила четко: "Придете после 8 марта" "Но доктор, я ж по срокам должна родить! Что мне делать?" "Как вы не ходили на занятия?" "Куда?" ".... Ну, когда схватки будут чаще чем раз в 10 минут вызывай скорую!" "Угу!"

Я взяла часы. Прислушалась к себе. Тихо. А! Вот опять потянуло внутри живота. Ага. Схватка повторилась, не прошло и четырех минут... К пятому заходу, пришлось тревожить...

- Саш! Доктор говорила раз в 10 минут, а у меня...

Сашка понял во сне, что не отвертеться. Поднялся, оделся и решительно направился на улицу ловить машину... Мои жалобные скулы про скорую, он сурово отверг: "Пока они приедут!" Впрочем, род дом находился в 15 минутах ходьбы. Я тоже быстро оделась, схватила паспорт и карту и помчалась на улицу.

Таксист был рад - неурочный час!
- Куда едем?
- В род дом! - мы уже сидели в машине. У таксиста с понятиями стало неважно. Ход мысли отпечатался на его лице: перед ним два человека, один в бороде, другая - в брюках и куртке...

Тут требуется историческая справка. В стране, где мы в то время жили, плохо было не только с едой и сексом, с одеждой тоже было неважно. В форме, правда, ходили только военные и школьники, остальные люди в чем-то сером. Однако беременной женщине полагалось носить платья и пальто типа царь-колокол, и не иначе. На мне же красовались брюки а-ля Карлсон, сшитые мамой по случаю моей беременности, и курточка - моя гордость! Я была замужем за туристом, а с турснаряжением в стране... ну понятно, как и всего остального - его просто не было. Все шили самими: начиная с палаток и рюкзаков, заканчивая варежками и спас жилетами...
Вот эта курточка была моим крещением, тестом на профпригодность в роли жены туриста! Называлась она: "пуховик". Мама купила ярко-синий японский капрон, а жена Сашкиного друга (туриста, естественно) дала выкройку. Я очень боялась, что будет мало... 
Сашка надевал ее иногда прямо на рюкзак, а моя беременность в ней утонула, и оставалось еще много свободного места.
Теперь этот "пуховик" живет на даче, до сих пор всем велик... Так никто и не дорос до моей курточки!

- Зачем? - с надеждой спросил таксист, ведь ездят же люди в роддом по ночам просто так... наверное...
- Рожать! - Отрезал Сашка.
Бедный таксист... Отступать ему было некуда! Он посмотрел на лежащую перед ним "трассу" в ямах и сугробах, выехал на середину - на трамвайные рельсы и... поплыл, судя по затылку матерясь и молясь одновременно.

Действие первое
Дородовое

Приемный покой помню едва. От мороза и общего волнения схватки у меня прекратились напрочь, и я чувствовала себя провинившейся школьницей, которая понапрасну беспокоит людей среди ночи. Принимающая сторона была сурова и педантична. У меня, естественно, не было чего-то там, и вообще, полагается приезжать в скорой... Однако, клизму мне поставили,  а Сашку с вещами выгнали. После анкетирования и туалета, отправили в дородовую палату...

Там по разному страдало несколько женщин. У всех в животах шла война. Мой живот, утихший было в приемной, в знак солидарности с остальными начал время от времени побаливать... Я успокоилась, значит, схватки - есть - я тут по делу! Странно было слышать, как кричит время от времени одна из женщин. Пришла сестра, строго посмотрела, постелила мне простыню на "кровать", сказала: "Ложись!" "Угу!" "Лечь" было не просто: кровать типа "б.у. каталка" - сооружение из трех не очень параллельных частей. Но я легла... Стало скучно. Разговоры были дискретны, но из них я поняла, что я единственная первородка, и "не боись!", и "родишь! Только старайся не кричать, а дышать"... Ясно!

Пришел доктор. Про то, какой раз я рожаю, я ответила без запинки, и про сроки, и про болезни. А вот вопрос про воды меня поставил в тупик. "Отходили или не отходили" Я попыталась понять и ответить правильно. Нашла компромиссный вариант: "Кажется, нет!" "А куда же они делись?" спросил он и ушел, оставив меня в недоумении. Мне сделали укольчик.

Впоследствии, сопоставив факты с другими рассказами, я поняла, что укол был стимуляцией, а вот куда делись воды - так и не узнала...

Дальше мне стало не до разговоров. Кричащая женщина уже не удивляла. Кровать упорно разъезжалась из под меня в три разные стороны и в борьбе с ней и животом прошло какое-то время. Потом появились пробелы в происходящем: вот только что простыня лежала почти ровно, а вот она уже на полу. Вокруг новые лица, а как они появились здесь - не помню... Я решила, что надо что-то предпринять... Вышла в коридор. "Сестра, я там сознание теряю... Может, сделать что-нибудь надо?"...
Видимо, у меня было нужное выражение лица, мне было велено взять простыню и отправляться в родилку, хотя и рано еще, конечно!

В родилке стояло ... четыре... или пять таких высоких кроватей... Меня определили на ближайшую к двери, т.к. рожать еще не пора... Она была замечательная! Высокая, жесткая, но НЕ разъезжающаяся! На ней можно без опаски повернуться на бок! Класс! Лежи не хочу! На соседней -никого, а дальше кажется две заняты... Кто-то кричит, кто-то рожает. Кто-то кричит... И чего она кричит так? Нужно же не кричать, а как-то дышать, как - не знаю, но догадываюсь, что надо глубоко дышать... Что ж она - не понимает?
"Что ты кричишь? Лучше дыши!" - говорит сестра от противоположной стены, где оборудован стол для приема младенцев.
Ну, правильно! Чего так-то кричать?
"Сейчас выгоню в коридор! Будешь знать!"
"Сурово, но, наверное, справедливо", - думаю я, и пытаюсь из-за живота увидеть к кому, такой бестолковой, обращается сестра. Оказалось, ко мне... М-дяяяя... Надо как-то дышать...

Жизнь все появлялась и появлялась на свет. Время от времени и ко мне подходила сестра, но было еще не пора и не пора...

Вот появилось знакомое лицо из дородовой, она приехала позже меня, и тоже первородка... Ее положили у окна. Пока между нами пустовали  места мы испуганно переглядывались.

Действие второе
Роды
Как оказалось в этом шоу было три явления.

Явление первое: "Доктор".

- Будем рожать! - уверенно сказал он.
Кажется, я согласилась.
И заволновалась: не знаю как! Подошла сестра и стала говорить "Тужься!" Она не знала других слов, во всяком случае, это - она говорила всем. К слову-то я привыкла, но что делать-то?
Инстинкт... наверное, инстинкты помогают всем! Даже женщинам с почти законченным университетским образованием! И я в такт ее словам стала напрягать пресс, благо, спорт в ту пору моей жизни был не только в телевизоре.  "Отдыхай!" Угу. Это значит: "Закончили упражнение, можно расслабиться!" Вы, тетенька, тренер! Это я понимаю! Это я умею! Да.
Доктор ушел, вернулся с фонендоскопом (я знаю одно медицинское слово!), послушал мой живот. "Надо, - говорит, - рожать! Иначе ничего не получится".

"Как это "не получится"? Что ж я без ребенка домой вернусь? Да меня ж съедят! Столько времени зря потратила..."!!! Но вслух  ничего не сказала и даже не испугалась.

"Рожаем!" - приказал доктор, и присоединился к акушерке в командном режиме: "Тужься!" и навалился на мой живот... Не помогло. Акушерка куда-то сбегала, пока я выполняла команду "отдыхай!", по команде "Тужься!" доктор давил мне на живот, а она что-то мудрила со мною, вне зоны видения... (огромными ножницами она мудрила)... не помогло, и они перешли на хоровое командование:

(*)Доктор: "Тужься!" Акушерка: "Тужься!"
Доктор: "Тужься!" Акушерка: "Тужься!"
Доктор: "Тужься!" Акушерка: "Тужься!"
Доктор: "отдыхай" Акушерка: "отдыхай"
Я вздыхаю... (*)

Комплекс упражнений от (*) до (*) мы повторили раза четыре... И наконец:

Доктор: "Тужься!" Акушерка: "Тужься!"
Доктор: "Тужься!" Акушерка: "Тужься!"
Доктор: "отдыхай" Акушерка: "Тужься"
Я запуталась, и почувствовала облегчение, "ГОЛОВА" - сказали хором остальные участники процесса.
Еще одно усилие и во мне совсем пусто. Как вот это объяснить нерожавшим... Не знаю.

"А ну, смотри, кого родила!" - говорит доктор сурово (наверное, он учился в ВОЕННОмедицинском!) - и показывает мне портрет моего папы, исполненный в миниатюре и, почему-то, в синих тонах! "Мальчика!" - говорю я, а сама думаю: "За дуру держат!" Вылитый мой папа. Только синий! От бледно-голубого на животике и щечках до темно-фиолетового в складках...  Доктор удовлетворился моим ответом, и детку убрали из поля зрения.
Акушерка осталась со мной, "рожать послед"...

Но тут в родилку вошла делегация.
И так, явление второе: "Студенты"

Похоже, студенты-медики - был стандартный атракцион, для всех не успевших родить в нормальное, т.е. глубоко-ночное время, по крайней мере, все мои знакомые в этом атракционе участвовали.


Это явление возымело три следствия: увидев делегацию, начала рожать девушка у окна, акушерка бросила меня на произвол вошедших, и со стороны "детской" раздался тихий кошачий "мяу"... Материнское сердце екнуло, я спросила убегающую акушерку - "Это мой?" "Твой, твой!" Я стала думать, какие есть еще карьеры для мальчика, кроме певческой...


- Что мы видим? - раздалось надо мной. -  Мы видим женщину, только что родившую ребенка! Что будет дальше? (Боже!!! ЧТО?)
- Отделение последа, - нежный девичий голос.
- Правильно! Какие есть признаки отделения плаценты?
- Бла-бла-бла бырбырбырского!
- Правильно! Как он проверяется? 
- Надо нажать...
- Покажите! Тааак...- меня кто-то потрогал за живот - Есть реакция?
- Нет... - удивленно и испуганно.
- Следующий!

Студентов было человек десять. Признак - не проявлялся. Педагог ткнула в меня авторитетно. (Ууу!!!) Признак не проявился никак...

- Хм. Какой еще есть метод?
- Блабыр-быр бла-бла-бла!
- Правильно! Как проверяется?
- Надо нажать....

М-дяяя. Короче есть три способа имени кого-то, указывающих, что плаценту пора рожать. Для их проверки нужно тыркнуть роженицу в то или иное место... по реакции живота на тырк все и определяется. Студентов - 10 плюс авторитет, итого: 33 раза мой живот отреагировал неправильно. Это поставило науку в тупик. Тогда взяла верх практика: училка обернулась акушеркой, налегла на меня и стала диктовать привычное: "Тужься-отдыхай", студенты оцепенели. Но я, вскоре, родила и это...


Обратная метаморфоза была мгновенной!
- Что мы видим? Мы видим женщину только что родившую плаценту! Что надо сделать дальше? - Студенты, как и я, замерли заинтригованные.
- Нужно проверить, вся ли плацента вышла! - нашлась педагог!

Я поняла, что это меня уже не касается, и получала удовольствие от шоу.

- Как это делается? - входя в раж, сама себя спрашивала тетенька, и сама себе отвечала: - А надо сложить все части и посмотреть, получится ли из них целое!
Я даже не пыталась представить, что они там будут складывать, но студенты задвигались увлеченные преподавательским азартом...
- Ну вот! Собрали! Вся она или не вся? - молчание - Предлагаю голосовать!
(Упс, ка-ак интересно!)

Но тут дверь открылась для явления третьего: "Завотделением".

Она вошла и диктаторским произволом пресекла рождавшуюся у меня между ног демократию:
- Что тут за дискуссия? У нас что, на ручное отделение некому отвезти?

Смысл этой фразы мне был неясен вовсе, но, как оказалось, она сохранила мне часть здоровья. Откуда ни возьмись, появилась каталка, и пока я перегружалась, сочувствуя, слушала от окна: "Что мы видим? Мы видим женщину, только что родившую ребенка!"

Собственно шоу "Роды" практически было завершено. Меня отвезли в операционную, вкололи что-то в вену и со словами: "Доктор, а наркоз еще не подействовал!", я отключилась. 

Занавес.

Эпилог.
В послеродовой палате нас было 10 человек, я там много узнала нового о мужчинах и о жизни. В том числе и то, что одна объехала полгорода, чтобы попасть сюда - остальные роддома  закрыты были - день-то лишний! Нет такой цифры в феврале! Что утром приезжали с телевиденья, но оператор в родилке упал в обморок от зрелища и, наверно, ничего не снял. 

Вот так я родила богатыря. Я сделала все, что смогла, в силу своей невинности и неопытности для того, что бы он был счастливым! Я родила его в понедельник, 29 февраля, в роддоме №13 по адресу Малый проспект Петроградской стороны дом №13!

Послесловие

Уже дома моя мама сообщила, что она рожала так же, что у нас в семье такой милый дефект - отсутствие маточной активности... Так что если бы не мой пресс.. детка так и остался бы внутри.. хм... Добрая моя мама, где же ты была 9 месяцев? И двадцать лет?

В отличие от мамы, бабушка любила рассказывать, как она рожала и эту ее историю я слышала очень часто, теперь, пройдя самолично по этому пути к бабушке у меня возникло несколько вопросов, впрочем, это другая история, но она тоже иногда вспоминается.

Как рожала моя бабушка:
http://proza.ru/2004/07/20-99