Возвращение домой

Виктор Йог
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым, и только - до конца.
Борис Пастернак

Впервые я познакомился с творчеством  Галины Кудрявской в нулевом номере «Складчины».  В  её рассказе «На старости лет» (он вошёл во вторую часть книги) мы попадаем к началу  развода двух престарелых супругов. Поводом послужило получение ими однокомнатной квартиры. У А.С. Пушкина, в его знаменитой сказке, помнится, всё время была недовольна старуха. А здесь Николай Иванович ни в какую не соглашается переехать в однокомнатную квартиру. Подавай ему двухкомнатную и всё тут! Русский мужик, как известно, на выдумку горазд. Вот и придумал дед фиктивно развестись, чтобы каждый получил по квартире, а затем снова сойтись, поменяв их на более просторную. Ничего не смогла сделать работница загса  Нина Степановна, пытаясь помирить стариков, только ещё больше распалила старые раны и обиды. И вот свидетельство о разводе у них на руках. Только тяжко на душе у обоих, «потому как все дорожки друг ко другу они трактором перепахали». Оба прозрели только тогда, когда призрак смерти показался Николаю Ивановичу. Ему вообразилось, что  жена умерла. «Лицом к лицу лица не увидать…». Как только он понял, что потерял свою Марусичку, сразу  осознал, как любил ее, и что не сможет жить без неё.  «Месяц лил свой свет в окно через незакрытые ставни на двух стариков, сидящих в обнимку на кровати, голова к голове.

- Вот когда меня похоронишь, тогда уж и делай, как хошь…
- Нет, это когда ты меня похоронишь, тогда к сыну езжай, а покуда будем тут терпеть». Этот рассказ был ключевым   в газете, так как затрагивал за живое каждого из нас. Он  о любви и смерти, через которые каждому предстоит  пройти. Меня текст зацепил искренностью, исповедальностью и  честностью. 

И вот передо мной лежит последняя книга Галины Кудрявской «Варварин дом», которую я только что закончил читать. Это было нелёгкое чтение. Признаюсь, что к концу книги  мне захотелось плакать, и я порадовался тому, что дома никого нет. Я не мог читать более одного-двух рассказов или глав повести за один   раз. Чтение заняло весь февраль. Я поинтересовался у своего знакомого, как он воспринимает текст, думая, что это у меня неправильное восприятие. Мне было сказано, что книга осталась недочитанной. Теперь я понимаю, в чём дело:  почти каждый рассказ бил по нервам и вызывал целую гамму чувств. А кому в нашей сегодняшней нелёгкой жизни хочется испытывать отрицательные эмоции? Говорят, что одним из критериев художественности является то, какого тумака дал автор читателю, чтобы тот задумался о своей жизни.

Что же двигало пером писателя? На мой взгляд, главным мотивом является покаяние. Автор подводит предварительные итоги своей жизни,  внимательно всматривается не только в свою жизнь, но и в судьбы  своих предков, пытаясь докопаться до  сути. Поражает  возрастной диапазон её персонажей от плода, живущего в утробе у матери, до девяностосемилетней старухи, которой уже ничего не надо. Но и здесь автор обнаруживает живую душу, которая просыпается от соприкосновения с младенцем.
 
Галина Кудрявская - глубоко верующий человек. И это позволяет ей видеть  духовный план человека в единстве   с земным. Мир природы дополняет тяжкое социальное существование простого человека, который на самом деле не маленький, так как для чего-то призван на эту землю.

Это книга о России, о нашем общем доме, о тяжкой доле российской  женщины. Я не знаю, случайно ли так вышло или осознанно, но название книги противоречиво. С одной стороны, оно о том, что каждому из нас близко и дорого, о доме, а с другой стороны,  в нём неявно звучит осуждение «свинцовых мерзостей»  нашей жизни. Это женский дом, наша  Россия, но, во многом,  варварская…

В автобиографической повести «И плакали птицы…» Галина Кудрявская выходит на тот уровень искренности с читателем, от которого иногда берёт оторопь. И ты задумываешься: а я бы смог так, а нужно ли это вообще? Автору, безусловно, это нужно, потому что неискренняя исповедь до НЕГО не дойдёт. Открываясь на полную катушку перед людьми, писатель хочет быть услышанным, а это можно сделать, только относясь к другому, как к себе. И возникает странный эффект: это написано и про меня тоже!

Говоря о своем «Детстве» Л.Н.Толстой отмечал, что это книга не только о конкретном мальчике, но она является  художественным обобщением  детства, как такового. Именно это хочется сказать о повести: это повесть- исследование   человеческой  жизни и  судьбы. И здесь всё одинаково  важно. Нельзя обойтись без чистого ясного взгляда четырёхлетней Гальки и без того, как  достойно, терпеливо и правильно уходит из жизни  старенькая баба Тася.

Автор повести пытается ответить на вопрос, который выходит за границы возможностей человеческого познания: «Можно ли всё, что в нас объяснить только земной жизнью?». Отсюда и этот возврат назад, в детство,  к людям, заронившим в героиню зёрна любви, попытка в слове оживить ушедших…

Галина Кудрявская свободно движется по волнам своей памяти и очень часто даёт ситуацию глазами ребёнка. Детское зрение видит суть вещей. Это оно на практике постигает два жизненных закона: закон справедливости  и закон благодати, милосердия и любви. Её память воскрешает взгляд бабы Ани, который поддерживает в маленькой девочке  веру в себя и людей.

Написать хорошую книгу, подарить её людям и при этом радоваться, будто это тебе сделали подарок. Откуда это у автора? А память подсказывает: от бабуси Марии Ивановны.

Весь двадцатый век кто-нибудь из близких автора сидел в тюрьме. Были среди них и «враги народа» Михаил и Григорий… Редко можно найти в России семью, которую миновала чаша сия. Потому и пьют на Руси горькую, чтобы снять камень с души. Отсюда, наверное, и  глубокое авторское  проникновение в суть бытия: «Я думаю о том, как мы все пронизаны друг другом. Незримые нити любви окутывают нас, тянутся от одного человека к другому, к сотням, тысячам людей, образуя бесконечные переплетения, переходя из одного, видимого мира, в другой, невидимый. И как больно нам, если мы живы духовно, как больно нам должно быть не только своей, но и чужой болью. Если мы готовы принять её на себя».
 
Повесть автобиографическая, но структурируется не по-временному принципу, а по наиболее эмоциональным  жизненным точкам. Отсюда возвращения назад, забегания вперёд, остановки и  пристальное рассматривание наиболее важных событий. Очень много боли оставили эпизоды, связанные с последними годами жизни родителей, с несправедливым обвинением отца, с его изменами.

 Галина Борисовна  утверждает, что в детстве её учили любви, а вся последующая взрослая жизнь нелюбви. И ей пришлось возвращаться к Богу, то есть к любви, уже в зрелом возрасте. Для неё  любовь - это жертва. Суть любви в Боге. Бог  и есть Любовь. И её вывод в конце повести по- христиански прост: «Несовершенен человек, и надо любить, прощать и терпеть, как терпишь и любишь самого себя, состоящего из двух половинок, каждая из которых несовершенна». И тогда всё повторится…
Вторая часть книги состоит из необыкновенно лирических, порой трагических  рассказов. Особенно хочется выделить рассказ «Такая короткая Юлькина жизнь». Мне он показался наиболее сильным. Бог забирает у Юльки её новорождённого ребёнка. Она не выдерживает и умирает от горя. Причина – «девочка росла в безбожном мире, в нерелигиозной семье и Бога не знала». Героиня исполнила своё предназначение: родила своему  любимому мужу сына. Мальчик умер при родах. А Юлька так же основательно, как всё делала в жизни, выполняет изнурительную работу любви. Она освобождается от тела, чтобы соединиться с сыном. «Юлька трудилась. До вечера сопротивлялось тело, но перед Любовью оно было бессильно».

Рассказ «Спустись к нам, тихий вечер» о роскоши человеческого общения. Вера Ивановна дружит с бабулей Фросей и знает, что «главное не то, что снаружи, а то, что внутри. И если душу твою ничто изнутри не гложет, она тиха и покойна, то свет, идущий от неё, невольно отражается на всём окружающем». На остановке у тюрьмы Вера Ивановна спасает замерзающего  пьяного и приводит его домой. Миша не умеет жить в ладу с собой, людьми и всем миром. Он мучается вопросом, как «можно жить, когда жить нельзя?».  Он не знает, где его дом, думает, что его и нет на этой земле. Отсюда все его беды. Это выморочная жизнь, в которой кроме Бога, никто ничего изменить не сможет. Вера Ивановна осознаёт: «И всё, что происходило и происходит с нами, всё связано, всё цельно, всё едино, иначе зачем ей опыт свидания с собственным отцом, понимание невыносимости тюремной жизни, трамвайная остановка, где смыкаются свобода с неволей, жизнь с нежизнью».

В ключевом рассказе «Варварин дом», давшем название книге, перед нами появляется будочница Варвара. Она работает на железнодорожном переезде. Ничего не изменилось в России за сто пятьдесят лет со времён Н.В. Гоголя и его Акакия Акакиевича Башмачкина. Та же нищета, та же покорность судьбе. Главный закон жизни персонажа: «При прохождении поезда дорога должна быть перекрыта шлагбаумом». Женщина в России по-прежнему стрелочница… Она жила, чтобы выполнить свой долг! В диалоге  из Варвариного детства заложена глубокая нравственная идея - идея долга, служения и  преданности.

 «-Дядя Тимофей, а лошади – люди?- спрашивала она.
- А как же, даже лучше, - улыбался конюх,- они, брат, никогда не подведут, если токо сдохнут, но тут уже не их воля, Божья».

Где бы ты ни был, будь ты будочница или президент, ты должен пройти свой путь до конца. У тебя нет права даже уйти из жизни, как бы тебе ни было плохо. Минутная слабость, чувство мести, осознание своего положения, разговор со звёздочкой - и снова жить!

Обращает на себя внимание язык книги: простой, разговорный, бытовой. Все персонажи имеют свой язык. Ребёнок говорит по-детски, старухи  по-своему. Речевые характеристики персонажей достоверны и убедительны. В повести и рассказах рядом с людьми обязательно присутствуют животные, птицы и растения. Автор даёт замечательные поэтические картины природы. Пейзаж даётся в единстве с внутренним миром человека. Афористические высказывания разбросаны по всему тексту, будто жемчуг. В лучших своих произведениях автор не просто изображает бытовой и социальный  срез жизни, он поднимается до философско – религизных обобщений. Однако мировоззренческий план остаётся простым и образным. В целом книга пронзительная и мудрая. Автор -  талантливый писатель, самобытный, живой, страдающий и думающий человек. В лучших рассказах чувствуется перекличка с В.Распутиным, В.Шукшиным, Н. Гоголем, Ф.Абрамовым, М.Горьким и Л.Толстым.

Каждый человек с рождения движется «к концу своей долгой и трудной земной жизни», к своему дому. Надо жить, верить, любить, молиться и тогда река твоей жизни сольётся с океаном пакибытия (жизни вечной). Об этих простых истинах и рассказывает выстраданная книга Галины Кудрявской «Варварин дом».