Мини-рецензия. Beethoven s Last Night, рок-опера

Галина Рыженкова
Beethoven's Last Night

Создатель арт-рок-оперы "Beethoven's Last Night" (2000) - американский симфо-прогрессив-рок-коллектив Trans-Siberian Orchestra во главе с композитором, пианистом и аранжировщиком Полом О'Нилом.

Эта вещь способна захватить слушателя с первых же нот первого же трека! Безусловно, громадная заслуга в том самого Людвига ван Бетховена - ведь опера основана на его произведениях, причём композиции звучат и в классическом исполнении, и в рок-обработке. Если говорить о музыке в целом, то весьма интересны переплетения рока и металла с классикой, органичные вплетения мелодий Моцарта и Римского-Корсакова в отрывки работ Бетховена, да и собственные композиции Trans-Siberian Orchestra (написаны О'Нилом, Дж.Оливой и Р.Кинкелом) красивы, эмоциональны, сильны и мелодичны. В этой рок-опере есть всё: величественность, торжественность, загадочность, эпичность, мрачность, свет, красота и завершенность, нежность, трагичность и оптимистичность... Произведение включает в себя 22 композиции: Overture, Midnight, Fate, What Good This Deafness, Mephistopheles, What Is Eternal, The Moment, Vienna, Mozart, The Dreams Of Candlelight, Requiem (The Fifth), I'll Keep Your Secrets, The Dark, For Elise, After The Fall, A Last Illusion, This Is Who You Are, Beethoven, Mephistopheles Return, Misery, Who Is This Child, A Final Dream.

Конечно, огромный плюс - интересный и необычный сюжет рок-оперы; сочиненное Полом О'Нилом либретто "Beethoven's Last Night" - мистическая история о последней ночи Композитора, о мифической Десятой симфонии, смысле Жизни и значении Творчества... Перед слушателем предстают сам Бетховен, Тереза (знаменитая «бессмертная возлюбленная», по версии Пола О'Нила), Моцарт (у этого персонажа нет слов, но за него говорит его музыка), Мефистофель, Судьба, духи и тени. Произведение, безусловно, философское - чего стоит довольно часто используемая в литературе тема сделки Художника, Творческой личности (да и просто ищущего человека) с дьяволом.

Замечательны вокалисты; всего в рок-опере занято 60 певцов, и особенно хочется отметить выразительные, эмоционально богатые и сильные голоса Джоди Эшворта (Jody Ashworth – Бетховен), Патти Руссо (Patti Russo – Тереза), Джона Оливы (Jon Oliva – Мефистофель) и Джеми Торчелини (Jamie Torcellini – Твист).

Словом, великолепные исполнители, прекрасная музыка и интересное либретто, сплетаясь воедино, создают одно из лучших современных произведений рок- и пост-классической направленности, которое рекомендуется послушать не только любителям арт-рока, хард-рока, прогрессива, рок-опер и классики, но и просто тем, кто ценит красивую, интересную и сильную музыку и прекрасное исполнение.