Горькие плоды страсти, или Стебанутость как она ес

Виктор Йог
Рецензия на рассказ Эллы Дерзай «Мужчина без походки»
 http://www.proza.ru/2004/07/02-40

ГОРЬКИЕ ПЛОДЫ СТРАСТИ, ИЛИ СТЕБАНУТОСТЬ КАК ОНА ЕСТЬ

Я долго откладывал чтение последнего креатива великой прозарусской писательницы (ВПП) Эллы Дерзай. Может быть, меня смущало название… Оно рождало странные ассоциации: немужчина, женщина, неполноценный мужчина, урод, мужчина без внутреннего мира, фантом, призрак, дьявол, бес, женщина без талии, мужчина без штанов…Теперь, уже несколько раз прочитав текст, я могу сказать, что, на мой взгляд, название выбрано неудачно. Оно не соответствует содержанию рассказа. Текст не о мужчине, а о женщине. Мне могут возразить, что мужчина здесь дан глазами женщины и во взаимоотношениях с ней. Да, но скорее, ОН помогает лучшему пониманию характера героини, чем она.

 Первое впечатление от прочитанного было негативным. Я читал рассказ вечером с монитора. Восторженные и негативные отклики меня не впечатлили. Захотелось самому разобраться, что к чему.

Сюжет рассказа незамысловат. Молодая женщина в своей животной страсти терпит фиаско, теряя и любовника и ребёнка. Экспозиция разбросана по всему тексту. Действие начинается со встречи героини с матерью в кафе. Дальнейший ход событий обусловлен случайным  столкновением с Олафом: свидание  у Ёньки, неделя отгулов, счастье, квартира, подчинение, отпуск, стремление забеременеть, зачатие, исчезновение, безуспешные поиски, написание рассказа, рождение ребёнка, его  похищение отцом, лечение депрессии.

Развитие действия алогично: непонятно зачем надо исчезать после зачатия, а потом появляться и похищать ребёнка? Олаф делает всё это специально, чтобы получить ребёнка именно от этой женщины? Это воплощённое зло? А был ли мальчик? Здесь автор напускает изысканного туману, в котором нелегко разглядеть истину.

 Кульминационным моментом событий является 30 марта: зачатие и уход Олафа. Развязка дана вначале и носит интригующий характер. Её можно трактовать как глюки героини. Тогда всё, что мы читаем, содержание больного сознания Ёньки…И разобраться, что здесь реальность, а что бред невозможно, как у любого психа, пока не проведёшь настоящее расследование.

Главная героиня рассказа двадцатидевятилетняя молодая женщина Иоанна Федоренко (Ёнька). Она худенькая, невысокого роста, близорукая блондинка с тёмно-синими глазами, с неуёмным темпераментом и  очень выносливая. Так она сама себя характеризует. Не любит старую одежду и избавляется от неё при появлении первых признаков тлена. Внешность  героини даётся в самохарактеристике, глазами Олафа и её сотрудников. Подчинённые говорят, что у неё нет взгляда, лица, что она кажется неподвижной. Переживания Ёньки изображаются в развитии. Она смеётся над своей хозяйственной матерью и испытывает ужас, употребляя наркотики. Не может простить своего отца за то, что тот заставил её добиваться цели и не пришёл на вручение диплома. Переживает депрессию после смерти отца. Она ненавидит детей и избавляется от любовников, как только они начинают  принуждать её к тому, чтобы обзавестись наследниками.

Во второй части  Ёньку постигает бешеная страсть к Олафу (Олегу Роттенвальду). Она осознаёт с его помощью, что на самом деле любит мир и поэтому критикует его недостатки (как я: В.Й.))), а ненависть она нафантазировала и внушила себе. В четвёртой главе второй части героиня становится равнодушной и апатичной. В эпилоге она убита горем и её настигает депрессия. В развязке Ёнька презирает мир, но любит своего ребёнка. Она ощущает себя почти мёртвой. Её жизнь бессмысленна. Она равнодушна, спокойна и лишена способности ненавидеть.

 Собственно прямая речь героини говорит о её высокомерии, чувстве превосходства над людьми, завышенных претензиях относительно замужества и раздражительности. Во второй части происходит трансформация прямой речи героини: на место апломба, приходят страх, неуверенность, заикание, потеря способности адекватно выражать свои мысли, борьба с самой собой, отчаяние и беспокойство. Монологов нет. Ёнька всегда участвует в диалогах или изрекает отдельные реплики. Основу текста составляет внутренняя и несобственно прямая речь, изложенная от первого лица  героини в форме её дневниковых записей. Вначале автор даёт нам результат изменения героини, а затем ретроспективно показывает по порядку, как это случилось.

 Речь Иоанны резко отличается в первой и второй части. Основное отличие в том, что  в первой части она дышит ненавистью,  а во второй страстью. Единство тексту придаёт интонация, изложение от первого лица и рефлективность героини. Развязка (начало) отличается и от первой и от второй части. Главное здесь равнодушие, апатия, мертвенность, машинальность и безличностность.

 Автор заставляет пройти своего персонажа через целый ряд испытаний:   беспутное отрочество, принудительная социализация, потеря отца, годичная депрессия, неожиданная животная страсть, беременность, потеря любовника и ребёнка,  лечение от депрессии. Элла выстраивает эпизоды жизни, как историю болезни: «Жизнь – это болезнь, передаваемая половым путём». Героиня почти не совершает никаких поступков. Она инфантильна. Поступить в институт ей помогает отец. Страсть возникает случайно. Единственный поступок – беременность и её сохранение. Когда исчезает Олаф вместе с ребёнком, Ёнька уходит в болезнь. Равнодушие и апатия - это как бы смерть, социальная гибель. Тело функционирует, но душа умерла. Нет личности, взгляда, лица.  Налицо внутренняя эмиграция.

 Комната главной героини сравнивается с жилищем Олега. Названия совпадают, но содержимое сильно отличается. Ёнька ненавидит политиков, кинозвёзд, популярных певцов, писателей, фотомоделей, спортсменов. Они отравляют её существование. Не потому ли, что в них она видит себя? На Иоанну оказывает сильное влияние реклама. Она делает себе эпиляцию с помощью подаренного ей любовником приборчика. Ёнька занимает неплохое социальное положение: блестящий юрист, руководитель, светская львица.

Её не миновали общественные явления последних лет такие как  наркомания, сексуальная революция и предпринимательство. Иоанна презирает мать, любит отца, жонглирует любовниками (Макс, Дима, Андрей), пренебрежительно относится к подружкам. Её взаимоотношения с Олафом носят мистический характер. Она мечтала о принце, и он появился. Она потеряла голову от страсти, а он предал  её и забрал  ребёнка. Мечта и фантазия разбились о железобетонное полотно действительности. С иллюзиями нет сил расстаться, и она уходит в болезнь (депрессию).

Автор противопоставляет Ёньку всему остальному миру. Она ненавидит, презирает и не принимает мир, а значит саму себя. Мир в лице одного из её представителей мстит ей. Её презрение не даёт ей возможности узнать и понять людей. Страсть полностью парализует её рациональное мышление и делает  беззащитной игрушкой в руках мужчины. Она бросает своих любовников, а Олаф покидает её. Она ненавидит  детей и не хочет  их иметь, а  Олаф отнимает её ребёнка. На самом деле, в мире всё взаимосвязано. И каждый получает  именно то, что заслуживает в действительности, а не то, что, как ему кажется, он должен иметь.

Автор располагает все события последовательно с 20 февраля 2002 по 27 декабря 2002 года. Исключение составляет пролог. Здесь изложена развязка и она датирована 21 июня 2004 года. Элла на первый план выдвигает мизантропию Иоанны, как форму её гуманизма. Это причина случившегося с ней. Ненависть, презрение, пренебрежение и потеря рационального мышления приводят к личностной драме. Она остается без любимых людей.

  Внешняя структура рассказа  представляет собой четыре части: пролог, две части и эпилог. Вторая часть состоит из четырёх глав.  Авторский замысел был, по всей видимости, в том, чтобы показать вначале сдвинутость героини, а потом попытаться пролить свет на её причину.

Первая часть рассказывает о Ёньке, её семье и прочих насекомых. Вторая часть посвящена Олафу. Олег только внешне отличается от остальных персонажей. В реальности он оказывается таким же, как отец-имиджмейкер. Его вычурность и цветистость мгновенно покорили Ёньку.   Воля мужчины лишает героиню собственного лица, и она смиряется с ролью инкубатора для рождения ребёнка и секс-машины для удовлетворения гиперактивности самца. Она готова полностью уничтожить себя из чувства вины перед отцом. Для её бессознательного Олаф и отец одно лицо.

Четыре главы второй части последовательно показывают нам историю жизни молодой обеспеченной стервы, сходящей с ума после безумной страсти. Ёнька последовательно теряет рациональное мышление, собственную картину мира, себя, Олафа, ребёнка, вкус и интерес к жизни.

Какие же проблемы поднимает Элла Дерзай в своём последнем рассказе? Во - первых, это проблема потеря себя в страсти. Во – вторых, проблема взаимоотношения личности и мира. Проблемы вечные. Их специфика в наше время очень точно подмечена автором. Женщины влюбляются во фразу, фантом, призрак. По сути, при желании любви, неважно, кто перед тобой. «Любовь зла – полюбишь и козла». Женщины становятся заложниками дамских романов. Сначала они читают разную дребедень, а потом стараются осуществить это в действительности.

 Язык, стиль и характеры  рассказа достаточно профессиональны. Рассказ отвечает всем признакам текста: смысловая цельность, структурная связность и членимость. Элла Дерзай создаёт яркий образ современной эгоцентричной, самовлюблённой женщины. Она обвиняет возлюбленного в том, что он её использовал. Многие женщины и мужчины думают так друг про друга. Когда женщина добивается от мужчины оплодотворения, она теряет интерес к самцу, переключая всё внимание на ребёнка. Вторая потеря внимания происходит тогда, когда вырастают дети. Может быть,  это является одной из причин того, почему остаётся так много одиноких женщин. Мужчина чувствует, что он больше не нужен  и уходит к другой! Происходит круговорот самок и самцов в природе.

Автор создаёт персонаж живой и абстрактный одновременно. Ёнька – очередной тип в галерее созданных Эллой образов. Обращает на себя внимание определённая закономерность: героиня теряет отца, любовников, ребёнка. Налицо повторяющиеся события, закономерно приводящие её к духовному кризису. Мужское уходит от неё, так как она ненавидит людей, часть из которых мужчины. В самой Иоанне тоже слишком много мужского. Поэтому и идёт такое отторжение, так  как одноимённые заряды отталкиваются.

 Система характеров созданных писателем доносит до читателя глубинную авторскую идею о том, что цель не стоит того, чтобы её достигать! Полученный диплом и смерть отца, рождённый ребёнок и его похищение, страсть и разлука… Не всё так логично  и целесообразно в нашем мире…

 Основная идея произведения - ненависть к миру бесплодна, а животная страсть ведёт к потере  себя, любовника и ребёнка.  В подтексте прослеживается несколько основных мыслей:
- страсть ведёт к сумасшествию и уничтожению личности любящего;
- страсть ведёт к несчастью, горю, болезни, а не к тому, о чём пишут в дамских романах.

Очень сложно определить идейное содержание рассказа. Авторская позиция полностью скрыта. Говорит либо героиня, либо газета. И та, и другая могут искажать действительность. Одна по причине  помешанности, другая в силу стремления к жареным фактам. Читателю предлагается  задачка. Это всё серьёзно или стёб? Прямые оценки, выводы, симпатии и антипатии отсутствуют. Это не та литература, которая поучает и воспитывает. Скорее автор выставляет нам картину в роскошной раме и говорит: «Вот смотрите и думайте сами!». Если текст прочитает Ёнька, то  она всплакнёт и пожалеет себя, увидев здесь свои черты.  И всё будет принято за чистую монету. Если рассказ  прочитает любитель дамских романов, то он увидит здесь  жэпэ (ЖП). Сама авторша видит здесь стёб.

У меня лично не сложилось отчётливого представления даже после  внимательного чтения и изучения рассказа. Может быть, это стёб над:
- дамскими романами;
-  историями любви;
- животными страстями;
-  тем, как женщина покоряется мужчине;
-  самой собой.

Возможно, послание Эллы Дерзай заключается в мысли: «Мужчина- загадка, ускользающий призрак. Его невозможно понять. Он сводит с ума и непредсказуем». Но, на самом деле, всё это относится к женщине!  А может быть, и к тому, и к другому. Или вообще к  ЧЕЛОВЕКУ!

Основной недостаток рассказа  в том, что  отсутствует авторская позиция. Без личности автора художественное произведение теряет половину своей ценности. Каково послание автора людям? Что она хочет сказать нам грешным? Какой истиной поделиться? Дай ответ! Не даёт ответа…

 К сожалению, первое впечатление оказалось верным. После внимательного чтения, я остался на прежней позиции. Текст мне не нравится. Слова сами по себе многозначны. Попробуйте сразу после пробуждения записать сон, и вы увидите, как это будет сделать безумно трудно. Зачем же тогда специально напускать этот изысканный туман? Что хотела сказать – неясно! Или сама не знала, что  решила выразить? Или можешь говорить только так? Я не приемлю эти игры в текст. Может быть потому, что тяготею к истине неконвенциональной  и классической ПРОСТОТЕ. Отсюда и моя ИМХАМОВАТОСТЬ…