Из Приключений Человека Выбор

Кира Богословская
Из приключений Человека
Выбор

 «Карта не есть территория» (НЛП),
а территория не есть карта...

Перекресток был пустым и пыльным. Человек тяжело вздохнул и опустил камень на землю. «Хоть бы крест носить - с тоской подумал он - тот хоть деревянный, а этот булыжник все руки оттянул».
Камень Выбора лежал перед ним в пыли. На нем, как положено, было написано про три дороги: «налево пойдешь... направо пойдешь..., прямо пойдешь...» Человек опять тяжело вздохнул и, сориентировав камень относительно солнца, карты и собственной интуиции, с натугой развернул его в правильном направлении.
В общем, время давно изменилось: уже не век и не два люди предпочитали ходить с помощью карт, а не с помощью тяжеленных булыжников. Эпоха богатырей, когда идущие выбирали дорогу на каждом перекрестке, давно прошла,  и нынче это считалось несовременным, и даже где-то дилетантским. Современному человеку предлагалось множество карт: от религиозных до политических, часто с нанесенными целями пути - выбирай, плати и топай.
Прежде чем воспользоваться камнем выбора, человек хорошо усвоил две вещи: что карта не есть территория и что все существующие карты неточны. Не точны общественные карты; не точна и его собственная, десятки раз скорректированная карта. Не раз и не два он попадал в болото вместо обещанной картой ровной дороги или обнаруживал пропасть вместо горы. (Красивые горы с широким видом и золотые реки очень любили обещать общедоступные карты. Проблема сбыта - кто бы их иначе купил?)
Нынешний участок пути человека был вообще неизвестен - и одинок. Человек давно потерял себя на своей карте; все попытки сориентироваться давали лишь приблизительный ответ. Он примерно представлял себе, куда он идет, но на его карте не было нанесено не только маршрута туда - даже вместо местности на этом участке карты были белые пятна. И вот уже который день свернутая карта лежала в нагрудном кармане без употребления, а он шел по старинке, неся с собой тяжеленный булыжник. Старый проверенный Камень Выбора работал - человек достаточно часто попадал туда, куда хотел. Но он очень устал от тяжести Камня, а дорога за счет необходимости постоянно выбирать не приносила ему удовольствия - нужно было смотреть вниз, на камень, а не по сторонам..
Мимо него, весело наигрывая на дудочке, прошел человек, который не хотел выбирать. Он просто просвистел мимо, не заметив ни перекрестка, ни сидящего на нем человека.
«Все-таки нужно заняться картой, - подумал Человек - потому что лучше никогда не будет, а камень уже жутко надоел. А еще хочется отдохнуть и нормально поесть». Он настроился на Камень - и выбрал идти к зеркальному озеру-корректировщику. Такие озера особенно ценились чистотой поверхности - в их можно было отразиться, и, при некоторой удаче, скорректировать свою карту по небу. У таких озер люди останавливались на день или несколько, и можно было отдохнуть, попить и поесть. А еще у таких озер можно было целый день сидеть, скинув с себя Камень и не выбирать - по правилам, выбор дальнейшего направления оставался за Хозяином  озера; тебе он вручал только маленький камешек выбора.
Он поднялся, и двинулся в путь. Озеро открылось довольно быстро; на берегу, как было принято, сидел Хозяин. Под озером, как было принято, лежала его карта. Обязанностью Хозяев было заботиться о чистоте поверхности озера - если поверхность совсем чиста и зеркальна, карты Хозяина под озером не видно. (Такого не бывало никогда, однако хорошим тоном считалось не замечать просвечивающей карты Хозяина под озером и делать вид, что водное зеркало отражает только сидящих на берегу и их карты.) Вокруг озера сидели путники, тоже пришедшие за корректировкой карт.
Человек с облегчением скинул тяжелый Камень, присел и взглянул на озеро повнимательнее. Водная гладь была в хорошем состоянии, не замусорена, за ней следили. И вдруг его кольнуло разочарование - человек понял, что озеро очень маленькое.
Он начал разворачивать собственную карту, надеясь на успех. Но карты участников сминались и теснились над маленьким озером, и то, что на них было видно в таких условиях, не совпадало друг с другом. Небо над озером оказалось закрытым картами. Еще не развернув свою карту до конца, человек понял, что она выходит за пределы озера - нужный ему участок карты в озере не отражался.
Надежда на успех погасла, и человек опять повернулся к своему Камню выбора. «Либо бери меня и иди дальше прямо сейчас; - сказал Камень, - либо протяни меня окружающим, и выбирайте дорогу вместе; либо бросай меня в озеро - возможно оно расширится, и ты увидишь желаемое».
Человек взял камень выбора, и протянул его сидящим рядом с ним людям. Те не взяли Камня Выбора - им  было достаточно маленьких камней, лежащих вокруг озера. В следующий момент эти камни полетели в него - люди подумали, что он хочет кинуть в них камень.
Человек не обиделся; он привык к такой реакции и он знал, что Камень Выбора тяжелая ноша. Он забрал камень обратно, и занес его над озером, чтобы бросить, и замутить гладь, и расширить озеро - как вдруг перевел взгляд на окружающую территорию. Перед ним было маленькое озеро; и люди, которые хотели в него смотреться; и Хозяин, глядящий на человека с смешанным чувством опасения и раздражения - он долго и честно чистил водную поверхность.
В нем поднялась горячая волна сочувствия к Хозяину и остановила занесенную руку с камнем.
Когда волна схлынула, отрешившийся от своих целей, карт и выборов человек впервые увидел озеро не как корректировщика карт, а как просто озеро на местности, по которой он идет. Озеро было красиво. И вдруг он понял, что территория не есть карта, и он придет к своей цели только если будет корректировать карту, по которой идет, а не территорию, по которой пролегает его путь.
Он свернул карту и лег у озера, не смотрясь в его гладь, а просто отдыхая и любуясь им. Он попил, поел, поговорил с людьми. А потом поднял глаза, и увидел лес над озером и гору над лесом. И поднял глаза еще выше, и увидел небо - не отраженным в озере. На нем сияла звезда. Человек развернул свою слипшуюся от долгого лежания карту во всю ширину, и, ориентируясь по звезде,  нашел на ней сначала дальнюю гору, а потом - причудливой формы каплю от схлынувшей волны, в которой он узнал лес,  озеро и себя самого лежащего рядом с ним. И еще кусочек территории рядом, достаточный, чтобы проложить дневной маршрут.
Он наметил путь, а потом спрятал карту чтобы думать не о ней, а о территории, и двинулся в путь. И дорога была твердой и птицы пели, и в окрестных лужах отражалось небо.
Вот он, этот участок карты, по которому он шел - Вы только что его просмотрели.
Карта не есть территория. Все карты неточны, в том числе и этот обрывок - сверните его в трубочку и топайте. Веселых Вам луж на пути!