Лошадь вронского бросилась под бронепоезд

Фима Жиганец
«Троя» для двоечников: развесистая гомеровщина Голливуда

А, собственно, чего можно было ждать от американцев? Приличного исторического блокбастера? Это всё равно, что на Северном полюсе разыскивать апельсиновые плантации. К сожалению, всё говорит о том, что в области культуры Штаты деградируют с устрашающей скоростью. Последняя их залепуха под гордым названием «Троя» показывает, что деградация уже перешла в маразм. Очень не хотелось бы предлагать читателю очередную вариацию на тему «Ну, тупыыыые…». Да и дело вовсе не в тупости. Скорее, в черезгубунеплюйском хамстве по отношению ко всей мировой культуре и истории. Включая североамериканскую. При этом мне, например, просто не дано понять логику этого великодержавного штатовского хамства. 
Но вернёмся к «Трое» режиссёра Вольфганга Петерсена по сценарию Дэвида Бенёфа (если этот бред можно назвать сценарием). Вообще-то мы давно привыкли к тому, что классические сюжеты подвергаются переосмыслению, перекраиванию, даже пародированию (те же древние греки в «Войне мышей и лягушек» пародировали «Илиаду» Гомера). Существует немало так называемых «бродячих сюжетов»: о докторе Фаусте и чёрте, Дон-Жуане (Хуане, Гуане), Гамлете (Амлете, Амледе) и других. Каждый автор привносил и привносит в них что-то своё, порою серьёзно меняя сюжет. Но чаще всего это можно объяснить. В конце концов, и Гомер не безгрешен. В догомеровском эпосе главным защитником Трои выступал Парис, вскормленный медведицей и усыновлённый пастухами под именем Александр. Великий Слепец в своей «Илиаде» превратил Париса в изнеженного любвеобильного красавчика, порочного и трусливого. Не мог Гомер допустить, чтобы человек, унизивший и оскорбивший своим воровским поступком всю Элладу, предстал великим героем!
Я готов также понять, что существа, выросшие на комиксах, неспособны мыслить иначе как упрощёнными картинками и образами. У них всё в комиксах, даже «Война и мир» и «Анна Каренина». Но и в самом тупом из комиксов под поезд бросается всё-таки Каренина, а не лошадь Вронского. Однако то, что сделали с троянским эпосом Бенёф и Петерсен, на русский лад можно было бы назвать трагедией «Каштанка под паровозом».
И всё-таки, всё-таки… Упорно пытаюсь найти оправдание двум невежественным фермерам из далёкой Голливудовщины. В конце концов, мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь. Сам не без греха, лет пятнадцать не перечитывал Гомера. Недавно даже забыл, кто первым спрыгнул на берег Трои (первому ахейцу, коснувшемуся троянской земли, была предсказана гибель). Мне вспомнился Ахилл, хотя на самом деле это был Протесилай, царь фессалийцев. Как человек широких взглядов я готов простить то, что Троя в фильме была взята за несколько дней: это динамично, в духе какого-нибудь Супермена или Бэтмена, которым некогда осаждать Илион (Трою) десять лет. То, что убрана напрочь сюжетная линия олимпийских богов, тоже не вызывает особых нареканий: так сказать, земное осмысление великой легенды. Не зацепили бы меня и всякого рода «мелкие неточности». Например, Патрокл был всё-таки не братом, а другом Ахиллеса (с натяжкой можно перевести побратима в разряд «братьев»). Или то, что свои доспехи Ахилл сам отдал Патроклу, который был отличным воином, а не сопливым иуношей: вступив в бой с троянцами, он отогнал их к самым стенам города, убил в бою царя Ликии Сарпедона и лишь затем был сражён Гектором (прихватил, к слову, с собою доспехи Ахилла).
Повторяю: на всё это можно закрыть глаза. Но хоть что-то от первоначального гомеровского эпоса можно было оставить?! Закрою глаза даже на то, что великой дикостью было убирать из повествования о Троянской войне персонажи, ставшие неотъемлемой частью мировой культуры, без которых повествование это для любого образованного человека немыслимо. Например, дочь царя Трои Приама – прорицательницу Кассандру. Это имя в России-то уж точно известно каждому мальчишке из подворотни - благодаря Владимиру Высоцкому:
Долго Троя в положении осадном
Оставалась неприступною твердыней.
Но троянцы не поверили Кассандре:
Троя, может быть, стояла б и поныне.
Без умолку безумная девица
Кричала: «Ясно вижу Трою павшей в прах!»…
Или жрец Лаокоон с сыновьями, предупреждавший троянцев: «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих» и поплатившийся за это жизнью - он-то за что вычеркнут? Или – почему Приама сценарист сделал вдовцом? Куда делась его жена Гекуба, память о которой прошла сквозь века? Она ведь пережила гибель Трои, её страдания стали темой многих произведений, отразившись и в шекспировском «Гамлете». Реплику принца по поводу бродячего актёра помнит любой школьник:
Что он Гекубе, что ему Гекуба?
А он – рыдает…
Всем этим образам не нашлось места в петерсоновской «Трое». Зато сколько нам других открытий чудных подготовил блокбастер «по мотивам» Гомера! К примеру, пленница Ахилла Брисеида, отнятая у него Агамемноном, из дочери царя лелегов превратилась… в дочь Приама и сестру Приама с Гектором. То есть в какое-то жалкое подобие Кассандры. Зачем? Зачем делать Аллу Пугачёву Зоей Космодемьянской? Вот объясните мне на трезвую голову. Но Бенёф идёт ещё дальше: Брисеида в конце кинушки про войнушку убивает… Агамемнона! Это, конечно, лихой поворот сюжета. Если учесть, что Агамемнон успешно вернулся с победой домой, где благополучно пал от руки своей жены Клитемнестры (кстати, сестры Елены Троянской) и её любовника Эгисфа.
Впрочем, режиссёр со сценаристом вообще решили, что старик Гомер маловато кровушки пустил несчастным ахейцам. С удивлением узрел я, как Гектор убивает Аякса Телемонида – второго по значимости героя после Ахилла в войске, осаждавшем Илион. Его-то за что?! Всё как раз с точностью до наоборот: именно Аякс чуть было не прикончил Гектора, которого вовремя спас Аполлон. Сам же Аякс пережил и Гектора, и Ахилла. Он сошёл с ума и покончил с собой, когда доспехи Ахиллеса были отданы не ему, а хитроумному Одиссею. Впрочем, чему удивляться, когда американцы и их союзники до сих пор вполне серьёзно считают, что их бездарная высадка в Нормандии была ключевой битвой второй мировой войны? Стыдливо умалчивая о том, как союзники умоляли Сталина начать наступление на Западном фронте, чтобы отвлечь силы фашистской Германии, иначе десант во Францию был бы просто невозможен. Бесстыдство историков и политиков обязательно отражается в национальном сознании. Сегодня – вторая мировая, завтра – Троя. Остаётся порадоваться, что во главе греческого войска хотя бы не оказался генерал Монтгомери.
Кстати, о доспехах! Вы можете представить, чтобы доспехи киношного Ахилла пришлись впору киношному Аяксу? Бред Питт – очень славный актёр, спору нет. Но до Ахилла ему, как до Китая на полусогнутых. Заметим к слову: прежде штатовская масс-культурка культивировала образы суровых «качков» - символ «настоящих американцев». Настоящими атлетами были герои Шварцнеггера, Сталлоне упорно накачивал бицепсы, трицепсы, пресс и прочие богатырские атрибуты. Теперь ничего этого не надо. Смотришь на Бреда Пита в роли Ахилла, а вспоминается Леонид Ярмольник в роли цыплёнка табака. Как бы нас не уверяли, что актёр «сурьёзно готовился к роли», постоянно занимался на тренажёрах, - достаточно взглянуть на его ручки-ножки, чтобы убедиться: если он что и качал, то только воздушные шарики насосом. Но по этому поводу как раз объяснение у меня есть. Новое время требует новых героев. Ахилл из дебильной «Трои» - это утешение для американских яппи – «белых воротничков», худосочных представителей среднего класса, у которых в погоне за деньгами, в вечном стремлении преуспеть не остаётся времени на «культ тела». Штатовский кинематограф даёт им возможность убаюкать самих себя. Отсюда так много в Голливуде героев «негероического типа», в сложных ситуациях умеющих превратиться в суперменов «по обстоятельствам». В качестве примеров – «Беглец» с Гаррисоном Фордом, «Игра» с Майклом Дугласом и десятки других захватывающих и ладно скроенных фильмов. В ряду «исторических яппи» стоит и петерсоновский дистрофичный Ахиллес.
Почему-то от руки Гектора, направляемой сценаристом, гибнет и Менелай. Что совсем уже дико. Поскольку орогаченный муж Елены не только пережил Гектора и был в числе ахейцев, проникших в Трою в чреве деревянного коня, но и благополучно помирился с Еленой, вернул её в Спарту, где милая жёнушка родила ему сына.
Кстати, о птичках. То есть о Елене Троянской с её «вечной любовью» к Парису. В фильме она выглядит очень уж потрёпанной и жалкой. Впрочем, возможно, американцам более ведомы вкусы древних греков. Однако мораль греков ведома им не особо. Между тем прекрасная Елена наставила мужу рога не только с Парисом: после смерти троянского царевича она тут же выскочила замуж за его брата Деифоба. Которого в день падения Трои благополучно… сдала первому мужу, то есть Менелаю! От руки которого любимый брат Гектора и погиб. В голливудской «Трое» милая прелестница бежит из Трои подземным ходом вместе с упомянутой выше Брисеидой и… женой Гектора Андромахой! Вот те нате… До сих пор я был уверен, что (согласно дедушке Гомеру) Андромаху увёл в плен сын Ахилла Неоптолем (вы можете представить, что у голливудского Ахилла был взрослый сын?), от которого Андромаха родила  ребёнка. А после гибели Неоптолема её взял в жёны брат Гектора Элен (эвон сколько сыновей было у Приама и Гекубы!).
Пожалуй, хватит. И без того ясно, что от сказания о Трое Голливуд не оставил практически ничего. Один вопрос: ЗАЧЕМ? Зачем понадобилось перекраивать гомеровский эпос при помощи пера и топора? Какими мотивами руководствовались Петерсен и Бенёф? Я допускаю, что можно было упростить сюжет, даже до примитива. Но зачем его переворачивать с ног на голову? Для чего нужно, чтобы Сталин вместе с Александром Мостовым похищали из Эфиопии Маргарет Тэтчер?
Пост скриптум.
На днях из телевизионного анонса узнал, что Голливуд готовит экранизацию Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней», где вообще ничего не осталось от первоисточника, кроме Паспарту в исполнении Джеки Чана, который бьётся за статую Будды с китайской мафией. Так что можно сказать, что Гомеру ещё здорово повезло.