Метро

Виталий Французов
Метро. Кто придумал метро?
Кася смотрела на всех этих людей, которые каждый день замирали на двадцать - тридцать минут, чтобы никого не замечать, ни с кем не здороваться. Как на кладбище.
Иногда, правда, если кто-то начинает рыться в кейсе или громко разговаривать - все начинают смотреть. Но, все они смотрят на такое, как на происходящее в телевизоре. Кася не любит телевизор. Кася любит людей. Которые улыбаются и здороваются.


-----------

Когда Кася училась на третьем курсе транспортно-коммуникационного колледжа у нее был друг по кличке Лажа. Просто, он всегда говорил (когда надо и не надо): "лажа". Вот, и...
Короче, на третьем курсе Кася с Лажей оделись в форменные костюмы колледжа и пошли в метро.
Они с деловым видом ввались в вагон метро.
- Ваш билетик, - сказал Лажа первому попавшемуся пассажиру.
Прилично одетый гражданин посмотрел на патруль из двух самоуверенных ребят в форме, больше похожих на "свидетелей Иеговы". Но после минутной паузы что-то дрогнуло на его лице и он осторожно сказал: "вы знаете, нету у меня..."
Не дослушав гражданина Лажа строго сказал, обращаясь к Касе: "Петрова, этот гражданин - "заяц", оформляй!" и почти без паузы обратился к насторожившейся женщине, сидевшей под рекламным листом, возле опломбированной ручки стоп-крана, с крупной надписью туристической компании "Дерни с нами в Черногорье!".
- Женщина, приготовьте билетик, - сказал Лажа и угрожаеще помахал перед ее носом большим старинным металлическим компостером, который Лажа взял у ребят подрабатывающих на Детской железной дороге. 
- Но, я... но я
- Что "но... вы"? - Лажа остановился перед женщиной с грозным видом и заскользил снисходительным взглядом по другим пассажирам.
Странно, но пассажиры, которые молча смотрели на сцену, пытались избегать взгляда Лажи. Шоу. Как в телевизоре. Некоторые, правда, смотрели на растерявшуюся женщину и гражданина в очках с пониманием. В это время гражданин, у которого Кася спросила фамилию и начала что-то писать в книжке с надписью на обложке "Ведомость", понимая, что Лажа главный, взмахнул рукой в сторону Лажи и произнес: "Позвольте, позвольте, - и явно боясь, что его перебьют затараторил скороговоркой, - это же метро, что вы такое себе позволяете, это же без билета..."
- Кто Вам это сказал? - Лажа был неумолим и устало посмотрел на пассажира направив подбородок в сторону пассажира, продолжая смотреть на пытающуюся спрятаться за пакетом с надписью "Back to U.S.S.R", женщину.
- Как кто? ... сказал ... гм, - пассажир посмотрел на остальных граждан.
Действительно. Кто ему об этом сказал? Такой вид был у остальных: кто-то продолжал смотреть в газету, кто-то отвернулся, а девочка лет десяти встала и быстрым шагом пошла в другой конец вагона.
Лажа смилостивился: "Вы читали, уважаемый, объявление у входа в метро?"
Гражданин краснел, потом бледнел, возможно, пытаясь найти верный цвет окружающей среды, он посмотрел на женщину под "Дерни с нами в Черногорье", которая прижала к себе пакет, как будто у нее собираются забрать именно этот "Back to..." пакет.
Рядом с ней среднего возраста женщина с вісокой прической участливо и внимательно оценившая ситуацию сказала спокойно: "А что за объявление?".
Здесь уже Кася помогла Лаже: "Там написано сохранять билет до конца поездки..."
- Что вы такое говорите, девушка, как вам не стыдно, - повысив голос сказал гражданин, - какой же билет в метро?
- Мужчина, если вы решили кататься за счет других, или не хотите платить штраф, стойте и не кричите, - Лажа нахмурил брови и сказал обращаясь к Касе: "Придется вызывать наряд" и при этих словах сделал вид, что нажал на кнопку переговорного устройства с машинистом и склонившись над женщиной с пакетом сказал уверенным голосом: "говорит кондуктор, пришлите наряд в шестой вагон!"
Женщина с высокой прической, которая вступалась за справедливость с негодованием произнесла: «Правда, какой же билет в метро?» и огляделась по сторонам, ища поддержки остальных.
Лажа был неумолим.
- Женщина, ладно у гражданина плохое зрение, но вы то очки не носите, видели же объявление... – Лажа с укором и снисхождением посмотрел на женщину и добавил: «еще и подстрекаете гражданина к групповому сопротивлению представителям властей.
У высокой прически потерялось лицо. То есть глаза, нос оставались на месте, но что-то произошло с губами, они как бы ушли внутрь, оставив лишь безжизненную оболочку...
Гражданин рукой нащупал свои очки, всем своим видом показывая, что "действительно, как же это он не разглядел?".
- Парень, есть билет? - Лажа обратился к пареньку, который стоял в углу.
- У меня удостоверение, - сказал парень и показал "корки", на которых значилось, что он работник какого-то учреждения.
- Да, для вас бесплатный проезд, - удовлетворенно сказал Лажа и повернулся к девушке рядом...
- Мужчина, мужчина, - женщина с высокой прической обратилась, перекрикивая шум поезда к парню с удостоверением, - скажите хоть вы, какое там объявление, разве метро теперь с билетом?
Парень посмотрел на Касю, потом на Лажу, которые утратили интерес к группе сопротивляющихся масс, и которых вполне очевидно ожидал наряд на следующей станции.
- Мужчина, вы будете платить штраф или будем по-другому разбираться? – произнес мимоходом Лажа и повернулся к пареньку с газетой, напротив женщины с пакетом.
Кася продолжала стоять с грозной «Ведомостью» и лишь посматривала на других пассажиров.
- Да, пожалуйста, - сказал парень с газетой, протянул клочек бумаги и как ни в чем не бывало перевернул страницу газеты.
Лажа деловито клацнул кондуктором и отдал билет парню.
Гражданин в очках побледнел, осунулся, у него в глазах читалось раскаяние, несколько человек в середине вагона поднялись и потянулись к дверям с другой стороны вагона. Там началась давка, все стояли спинами к кондукторам, очевидно с надежной, что пуля выпущенная из грозного оружия Лажи настигнет кого-то другого.
- Сколько? – выдавил из себя гражданин, обращаясь к Касе.
- Что сколько? - сказала Кася.
- Штраф, сколько?
Кася посмотрела на Лажу.
- Для вас уже вызвали наряд, - сказала Кася и начала что-то писать в "Ведомостях".
- Дев-у-ушка-а, - взмолился оскастый, - у меня на работе мероприятие...
- Тридцать, - сказала Кася, но надеюсь это вы делаете последний раз...
- Женщина, - вы так и будете делать вид, что ничего не знаете про объявление?
Бедняжка сидела как мумия. Похоже, она была в обмороке. Есть же такие люди, которые никогда в жизни не ездили зайцем? А тут вдруг.
- Сергей Иванович, видете у женщины совсем нет денег, - Кася протянула очкастому книгу, - здесь распишитесь.
- Ре-бя-я, я же платила, када в метро заходила, правда-а... – это проснулась женщина с пакетом.
- Правильно, но где билет? Откуда мы можем знать: платили вы или что?
- Детки, я же старая женщина, вот, к внуку еду, он в армии служит...
- Женщина, все в армии служат. Думаете нам легко?
- Конешно и вам детки не нелегко, но что ж гэта делаца...

Через минуту поезд остановился на следующей станции метро; из шестого вагона выскочили человек двадцать суетливых людей, сминая и расталкивая друг друга локтями, а еще через десять Кася, Лажа и Манюня с параллельного курса, который до утра рисовал билет для метро, сняли объявление на станции "Восток":
"Товарищи!
С первого апреля вводится проверка билетов в метро. Администрация."