Банды Нью-Йорка переворот сознания

Лариса Ротных
На этот раз наш разговор пойдёт о фильме «Банды Нью-Йорка», картине, перевернувшей и изменившей многое в моём сознании, мировоззрении, убеждениях и чувствах.
Странно: как фильм, основанный, во-первых, на реальных исторических событиях, а во-вторых, замешанный на крови, поте и предательстве (тема верности и предательства поднимается несколько раз, рассматривается со всех сторон и настолько модифицируется, что в конечном итоге почти невозможно определить, кто «хороший герой», а кто – «плохой»), мог до такой степени потрясти меня?
Увидев рекламу «Банд Нью-Йорка» за месяц до показа, я, конечно, обратила внимание на присутствие в кадре главного «бандита» в исполнении неповторимого, переменчивого и каждый раз иного Леонардо ди Каприо. Возможно даже, что именно тот факт, что я собиралась просмотреть «Поймай меня, если сможешь», повлиял на то, что я, вообще-то, не любящая исторические фильмы, заинтересовалась: кем на этот раз станет герой красавчика Лео? Его герои – романтичный Ромео в «Ромео и Джульетте», храбрый Джек Доусон, спасший от смерти прелестную Роуз ценой собственной жизни в «Титанике», мужественный «Человек в железной маске», обаятельный проходимец, мошенник, а затем агент ФБР в «Поймай меня, если сможешь». Так кто же на очереди?
Реклама «Банд», очень выразительная, динамичная и масштабная, однако, лишь в малой мере отразила всё очарование этого фильма. Все два с половиной часа я всматривалась в огромный экран кинотеатра «Украина» с неослабевающим вниманием, переживая за героев.
Сюжет, в принципе, довольно тривиален: когда-то давно жил-был на свете маленький мальчик, отец которого, священник, возглавлял нью-йоркскую банду «Мёртвых Кроликов». И вот «Мёртвые Кролики» встретились в борьбе с бандой «Коренных» за власть и влияние в районе Пяти Улиц. Коренные жители Нью-Йорка не желали видеть в своём городе «грязных ниггеров», «зелёных ирландишек» и «косоглазых китаёз»; пришельцы же хотели отвоевать и свой кусочек места под равнодушным солнцем трущоб, зачастую скрытым под густым слоем нью-йоркской грязи. Билл-Мясник, главарь «Коренных», убивает священника, а его малолетнего сына отправляет в приют. Спустя шестнадцать лет герой ди Каприо, называющий себя Амстердамом, возвращается в родной район и, как бы сказали теперь, «внедряется во вражескую группировку»:-) с жаждой мщения, сжигающей сердце, и с давней болью за отца в душе.
Да, сюжет простой, но со временем мы невольно запутываемся и перестаём понимать, есть ли вообще среди героев отрицательные. Фильм хорош тем, что в нём на удивление мало картонных, шаблонных персонажей, которыми так пестрят современные американские movies. Действие происходит во время Гражданской войны в США, воспетой своеобразным трагически-кровавым гимном в классическом романе Маргарет Митчелл «Унесённые ветром». Нам предоставляется возможность посмотреть на происходящее не на полях сражений, не в лагерях и штабах Севера и Юга, а в нищих районах одного из самых прославленных американских городов. Война лишь служит декорацией фантасмагорического действа, происходящего, когда вчерашний мальчик, вернувшийся ниоткуда и обнаруживший, что все бывшие последователи и друзья отца стали на сторону Мясника. Один против всех, со временем бесстрашный Амстердам собирает достаточно переселенцев, готовых и способных отстоять своё право на жизнь в Нью-Йорке. И в то время, как две огромнейшие армии бродяг и бандитов, воров и убийц, местных жителей и приезжих встречаются на рассвете для последней кровавой битвы, после которой решится их судьба, власти дают приказ открыть пушечный огонь. Среди дыма и огня, в метре от падающих снарядов, на волоске от смерти встречаются Билл-Мясник и юный Амстердам... Пафосный финал неизбежен.
И насколько трогательной на этом фоне выглядит любовь Амстердама и карманницы Дженни (героиню блистательно сыграла Камерон Диаз)! Сначала он интересуется ею, затем она на празднике выбирает в качестве партнёра для танца (и НЕ ТОЛЬКО танца... :-) ) не Джонни, любящего её, а именно дерзкого и непредсказуемого Амстердама, ставшего к тому времени учеником Мясника. Образ Дженни многогранен: то она, воровка-карманница, оказывается ещё и девушкой весьма лёгкого поведения («Да с кем здесь ты ещё не спала?!» – восклицает её потенциальный любовник. «С тобой!» – выкрикивает она ему в ответ:-) ), то спасает того же Амстердама от смерти, когда он, избитый, окровавленный, чудом избежал смерти от ножа Билла, узнавшего наконец, что парень – сын убитого им врага; то она, почти смирившись с неминуемой смертью любимого, покидает его, чтоб уехать в Сан-Франциско, то возвращается на перекрёсток пяти улиц, покрытый трупами, в надежде найти его, живого!
Столь же многогранны образы других героев. Мясник Билл, колоритный персонаж, похожий на мультипликационного Капитана Крюка из сказки о Питере Пене, темноволосый «пират» с густыми усами устрашающего вида и одним искусственным ярко-голубым глазом вместо собственноручно же вырезанного настоящего, с одной стороны, жесток и вульгарен, а с другой – привязан к людям, которых он – ненадолго, ведь все они предадут его – считает почти родными. Он клеймит позором Амстердама, как змею, которую он пригрел на груди, за что та попыталась убить его – заметьте, прямо в лицо! И он же подлым ударом в спину обрывает жизнь ирландца, избранного шерифом, – при всём народе, ничуть не смущаясь от осознания факта своего не совсем достойного поведения:-)!
Джонни, предавший друга, затем раскаивается, но поздно: его презирают свои, а враги, понимая, что предавший однажды сделает это снова, убивают изменника.
Грустную улыбку сарказма вызывает позиция главы одной из политических партий Нью-Йорка: видя, как солдаты убивают людей, восставших против отмены рабства, он озабоченно замечает: «Надо же, сколько голосов избирателей пропало!». Не напоминает ли вам его мировоззрение отношение к электорату некоторых современных политиков:-)?..
Все события в фильме – сплошная динамика; одно событие сменяется другим, и не успевают у людей в кинозале высохнуть слёзы, появившиеся при просмотре одной душераздирающей сцены – как подступают к глазам новые: несмотря на то, что картина явно не является типичной английской мелодрамой или мексиканской «мыльной оперой», чувства зрителей всё время находятся на пределе, нервы постоянно напряжены, а отношение к жизни, как ни странно, тоже претерпевает существенные изменения.
Не сочтите за банальность, но когда зажёгся свет и по экрану стали проплывать финальные титры, мой взгляд, словно птица, летающий по залу, натыкался сплошь на широко раскрытые глаза и удивлённо-потрясённые лица, а в воздухе витал дух Перемены. Люди ЗАДУМАЛИСЬ – разве это не прекрасно?!
Я не знаю, какую цель ставил перед собой сценарист, но если он хотел заставить людей измениться, прочувствовать жизнь во всех её красках, задуматься над тем, ДЛЯ ЧЕГО мы живём, с какой целью пришли в этот мир, как покинем его и что после нас останется потомкам... Тогда его цель оказалась достигнутой – на все 100%!