Психотренинг Исхода

Сергей Бородин
Городские жители, решившиеся на Исход из города для проживания в сельской местности, должны быть готовы к такому судьбоносному шагу не только материально, но и психологически. Ещё точнее – они должны изменить своё мировоззрение таким образом, чтобы все трудности, неудобства и неустроенность первоначального этапа их жизни в сельских поселениях не вызывали бы у них паники, истерики и желания всё бросить и вернуться в город. Такой настрой у переселенцев не может быть достигнут за короткие сроки – это длительный процесс, постоянно-поступательно проистекающий в психике человека, если, конечно, к иному не вынуждают обстоятельства чрезвычайного характера.

Мировоззренческая подготовка человека к такому деянию, которое, наверняка, кардинально изменит его отношение к жизни, – едва ли не самая важная сторона совершаемого переселения. Можно найти хорошее место для поселения, можно построить замечательный дом, можно обеспечить устойчивое финансирование этой акции, можно обрести надёжных сподвижников, но если сам человек внутренне не созрел для таких изменений в своей жизни – все его усилия в этом направлении обернутся  «пустыми хлопотами».

Такой переселенец рано или поздно психологически сломается, снимется со своего места поселения и подастся в город даже несмотря на серьёзность финансовых потерь, понесённых им в затратах на обустройство в месте Исхода. Если к данному вопросу подходить легковесно и рассматривать подобное переселение как обычный выезд на пикник, то, скорей всего, ничего путного из этой затеи не получится. Многие члены общин, формирующихся в городах с целью Исхода из них, к сожалению, не представляют и малой толики того, что им придётся перенести хотя бы на начальном этапе переселения. Оставляя за рамками материальную сторону дела, следует хотя бы оконтурить препятствия мировоззренческого характера, которые переселенцам придётся преодолеть для успеха их предприятия.

Прежде всего, нужно быть готовыми к тому, что буквально всё на бытовом уровне нужно будет делать самим, прикладывая к этому немалые усилия, затрачивая своё время, приобретая новые для себя навыки, осваивая непривычные инструменты и механизмы, создавая много необычного буквально на ходу. Если в городе человек получает различные коммунально-бытовые услуги в результате функционирования многоуровневой структуры городской системы жизнеобеспечения, в которой задействованы сложнейшие инженерные комплексы, то переселенцу для обеспечения своего существования нужно будет своими руками создавать, отлаживать и поддерживать собственную систему жизнеобеспечения. А для всего этого требуется смекалка, здравый ум, умелые руки и спокойное отношение к необустроенности по городским меркам своего быта.

На примерах обеспечения теплом и водой жителей сельских домов и городских квартир можно наглядно показать принципиальную несоразмерность усилий селян и горожан по созданию нормальных бытовых условий жизни.

К примеру, чтобы в доме поселенца было тепло, ему нужно предварительно заготовить дрова и уголь, принести их с улицы, растопить печь и поддерживать топку для обеспечения необходимого обогрева дома. В городе же человек об этом не заботится, поскольку в городских домах налажены системы централизованного или автономного отопления. Все заботы горожанина по данному вопросу заключаются всего лишь в оплате услуг по отоплению своей квартиры. Поэтому вряд ли кто станет спорить, что личные нагрузки на человека по обогреву своего жилища в городе и на селе не соизмеримы по своей трудоёмкости.

Или обеспечение водой. Чтобы она всегда была у поселенца под рукой её нужно принести из колодца либо накачать воды в ведро или в бочку из артезианской скважины, пробуренной в посёлке. Горожанин в своей городской квартире только повернёт водопроводный кран – и вода польётся без ограничения до тех пор, пока открыт кран. В сельском же доме, если закончилась вода в соответствующей ёмкости, поселенец вынужден, не взирая на мороз, дождь, грязь, ветер, палящее солнце, позднее или раннее время, выходить во двор и идти к ближайшему источнику воды. И здесь нет разницы – нужна ему кружка воды или ведро.  Последовательность действий одна и та же, в результате чего недавний горожанин испытывает довольно сильное психологическое неудобство от подобной несоизмеримости затрачиваемых усилий для удовлетворения естественных бытовых нужд. Как видно, и в вопросе добывания воды трудозатраты в городе и на селе несоразмерны.

Помимо обеспечения теплом и водой у сельского жителя существует и масса других жизнеобеспечивающих работ, аналогичных по трудозатратам. Если рассматривать все эти необходимые работы по отдельности, то выполняемые операции вроде бы и не сложны сами по себе. Однако обязательное ежедневное  выполнение всех этих работ, да ещё в параллельном режиме, требует от человека особой закалки его нервной системы. У переселенца, привыкшего к городскому комфорту жизни, банально могут сдать нервы, поскольку для указанной закалки его нервной системы необходимо продолжительное время.

Поэтому-то городской житель при принятии решения об Исходе из города должен очень серьёзно настроиться на существование подобных бытовых проблем, постараться привыкнуть к ним хотя бы на даче, если не на своей, то хотя бы у знакомых. При такой психической самонастройке горожанин после переселения в сельское поселение будет в состоянии душевного покоя без суеты и истерик постепенно налаживать свой быт, что-то автоматизируя, что-то механизируя, что-то рационализируя, что-то выполняя исключительно теми же способами, как это делали наши прадеды. Когда человек ставит перед собой жизнеопределяющую цель по укоренению своего рода, это позволяет ему философски относиться к различным препонам на его пути, в том числе, и к бытовым неудобствам.

Все вышеприведённые сведения, вполне очевидные многим, для некоторых читателей этих строк покажутся, наверное, настолько тривиальными, что они могут даже оскорбиться. Мол, всё это полная ерунда, поскольку вот, когда мы  были, к примеру, на турбазе или выезжали на полевые работы, у нас не возникало никаких проблем с обустройством своего быта.

В связи с возможностью существования подобной читательской позиции  хотелось бы заметить, что было бы глупо причислять всех жителей городов к  белоручкам и неумехам в вопросах выживания на природе. Глупо хотя бы потому, что в города всегда стекался и до сих пор приезжает на жительство и заработки сельский люд, который, естественно, всё это умеет делать на пять баллов по причине того, что эти люди всю жизнь провели в природных условиях. У многих давнишних селян, ныне проживающих в городе, навыки жизни на природе полностью сохранились, поскольку были впитаны ими с детских лет. Кроме того, среди горожан много таких, характер профессии которых предполагает владение навыками выживания в любых географических зонах при любых климатических условиях. Да и дачники поднаторели в этом направлении. И всё-таки не стоит умалять проблему: большое число горожан, прежде всего, молодого возраста, искренне считают, что и в новых сельских поселениях сохранится имеющийся у них в городе бытовой комфорт. Ну, разве что, будет немного похуже.

Учитывая широкое распространение подобных настроений среди горожан, руководители групп Исхода при подборе добровольцев в эти группы в обязательном порядке должны интересоваться не только их мировоззрением, но и наличием у них практических навыков работы руками, а также имеющимся опытом длительного проживания в условиях, близких к природным. Общинники – просто хорошие люди, сподвижники, единомышленники, правильно осознающие окружающий мир, – без таких навыков вряд ли смогут долго находиться в новых поселениях под суровым гнётом быта, если в их составе не будет опытных людей, способных наладить это самый быт.

Что ещё жизненно важно понимать – так это необходимость такой черты характера поселенцев, каковой является высочайшая личная ответственность буквально за всё, что происходит в поселении. И связано это с тем, что горожан с детства воспитывают на принципе специализации, то есть разбиения общего на мелкие части, за которые отвечают узкие специалисты. Специализация всех сторон городской жизни глубоко запала в подсознание горожан. Поэтому, как показывает имеющийся опыт неудачных попыток Исхода городских жителей в  сельскую местность, большинство поселенцев, прекрасно справляясь с тем делом, в котором они являются специалистами, недопустимо равнодушны ко всем  остальным вопросам общепоселенческой жизни.

Но так на селе жить нельзя. В этом убеждают вековые традиции крестьянского общежития, которые поселенцам необходимо восстановить и принять на вооружение во имя той великой идеи, ради которой они оказались в сельской местности. Так вот – крестьяне всегда были, по сути, универсалами. Они умеют и пахать, и шить, и готовить еду, и строить, и сад закладывать, и содержать различную живность на своём дворе – имеют понятие обо всех сторонах жизни в деревне, а также обладают навыками-умениями устроения жизни человека в естественно природных условиях.

Еще в недавние времена, когда требовалось производить всем миром какие-то общедеревенские работы, все жители деревни, живо откликаясь на общественную нужду, работали на славу без какого бы то ни было понукания или принуждения. Честна?я – считалось особой честью принять участие в таком деле – работа, выполняемая, как говаривалось, «без сучка и задоринки», испокон веков была предметом родовой гордости крестьян Руси.

Крестьянская традиция мировых работ возникла не на пустом месте: без такого человеческого порыва очень сложно было восстанавливать жизнь деревни, к примеру, после каких-нибудь природных катаклизмов. Вот и поселенцы таким же образом должны настраивать себя на общепоселенческие работы – другого просто не дано в непростых условиях жизни на селе. И своё поспевай умело делать – и, по зову сердца и души, будь добр подсобить другим.

Создать на базе поселения очаг Ведического Родостава невозможно без активного применения в общепоселенческой деятельности идеологии «общих дел». Если поселенцы замкнутся исключительно на делах своих индивидуальных хозяйств, пусть даже время от времени посещая общие мероприятия, тогда рано или поздно в поселении воцарится атмосфера необузданного критиканства друг друга, зависти к достижениям соседей, нарочитой показушности материальными приобретениями и откровенного недружелюбия. О таких ситуациях свидетельствует печальный опыт целого ряда экопоселений, в которых поначалу царили радость и романтические грёзы.   

Средство профилактики всех перечисленных поселенческих недугов – практика реализации общих дел, общих для всех без исключения жителей поселения. В какой форме следует реализовывать эти общие дела – жители каждого конкретного поселения решают сами с учётом местной специфики. Это может быть посильное участие в коллективной работе по осуществлению принятых на общем собрании проектов развития поселения; день общего труда, когда поселяне коллективно помогают кому-нибудь из их числа; общепоселенческие праздники; поддержка семейных торжеств; организация летних детских лагерей  и т. д.

Таким образом, каждый поселенец вне зависимости от возраста, тех или иных индикаторов своего общественного положения оказывается лично причастным ко всем значительным событиям и свершениям, происходящих в поселении. Кроме того, непосредственно сам коллективный труд на общее благо поможет поселенцам изживать различные негативные эмоции и недомолвки по отношению друг к другу. К этому нужно добавить, что коллективный труд предоставляет каждому из поселян неограниченные возможности личного самосовершенствования. Естественно также, что духовный лидер, несущий в поселении неформальную службу в любое время дня и ночи, во время коллективного труда на общее благо всегда будет стремиться создавать среди трудящихся поселян атмосферу мира, согласия, сотворчества, незлобливости и светлой радости. В такой атмосфере всеобщей гармонии происходит укрепление духа взрослых поселян и ускоренное духовно-нравственное развитие молодого поколения. Во время труда на общее благо поселяне всё более и более проникаются идеями гармоничного жизнестроя Ведического Родостава.

Если же помощь поселенцев друг другу осуществляется из-под палки или когда кто-то без устали осознанно трудится на общее благо от восхода до заката, а кто-то демонстративно загорает на берегу реки – всё дело Исхода в данном поселении идёт наперекосяк. Тем поселенцам, которые не могут преодолеть  в себе это разделение по предметам специализированной ответственности или чураются задаром помогать другим, лучше уйти из поселения. При этом такие переселенцы-индивидуалы – не потерянные для Исхода люди. Просто им требуется больше времени и более жёсткие условия жизни для преодоления специализированного, индивидуалистического или торгово-денежного образа мышления («делаю только то, что умею», «моя хата – с краю» или «работаю только за деньги»). Для них более подойдёт отдельный хутор или ферма, где они в наикратчайшие сроки обретут понимание комплексности жизни в естественных условиях, важности духа коллективизма как для материальной, так и для душевной сторон человеческих отношений среди поселенцев.

Однако существует и другая грань этой проблемы. Под видом своей слабости или нежелания выполнять какую-то работу недобросовестные общинники могут попытаться переложить груз самых трудоёмких работ на наиболее работящих, безотказных и добродушных членов поселенческой общины. Подобная хитрость в городе может и помогает кому-то жить, но в поселении любые уловки хитрецов видны как на ладони и очень быстро раскрываются перед всеми поселенцами. И, конечно же, если люди такого паразитического склада характера  будут заправлять делами поселения, его жизнеустроение очень скоро даст трещину. Поэтому поселенцам и в данном вопросе нельзя расслабляться, дабы незамедлительно  пресекать хитросплетения лодырей и нахлебников.

Горожане, готовящиеся к Исходу в том или ином его виде, должны рассчитывать, прежде всего, на собственные силы при обустройстве своего места переселения. Но при этом их представления об образе жизни на новом месте должны включать в себя не только собственную готовность к оказанию посильной помощи другим переселенцам, но также и готовность своей души принять помощь от других людей, что не менее важно. Об этом не грех лишний раз напомнить, поскольку современные люди в городских условиях жизни разучились принимать помощь от ближних, идущую от сердца человека. Многие горожане в запале гордыни высокомерно отказываются от стороннего участия в своих бедах и проблемах, хотя, на самом деле, крайне в этом нуждаются. Неспособность общинника принять помощь добрых людей может привести его к непростым взаимоотношениям с другими переселенцами.

Таким образом, жизнь в городе и жизнь в поселении – это два принципиально разных мира, расходящихся всё дальше и дальше друг от друга. И поэтому чем раньше переселенец осознает их принципиальную несовместимость, высокую степень бесполезности городского опыта жизни и необходимость ускоренного восприятия навыков сельской жизни, тем скорее он сможет наладить свою жизнь на новом месте в новых условиях слияния с живым миром природы.

И тогда Земля Русская обретёт в лице такого общинника стойкого последователя священных заветов древнейшего гармоничного мироустроения на Земле – Ведического Родостава.


21-27.11.2002



Сергей БОРОДИН