Зачитанная книга, субъективный фактор

Alexfor
Направляясь по неотложным делам, я воспользовался ближайшим по времени фирменным поездом с Белорусского вокзала. Перед отправлением захватил в дорогу газет и пару журналов с кроссвордами. Попутчиком оказался не молодой мужчина в старомодном дорогом костюме. Он встретил меня довольно приветливо и даже представился, назвав свое имя, и порывшись в кармане, протянул свою карточку “Профессор Beergunter ”. Мне ж из званий похвастаться было нечем, и я просто назвал свое имя Alexx.
Поезд медленно тронулся и мы невольно прильнули к окну, как будто старались не пропустить что то очень важное, хотя за окном чаще всего проплывали унылые заборы предместья. Проводник вагона вскоре предложил, еще немного свежей прессы.
-Я вообще то редко путешествую на поезде чаще все же самолет, но в железной дороге есть свой аромат, иногда совершаю дальние поездки“, проговорил профессор, всматриваясь в пейзаж.
 Мы обменялись еще несколькими общими ничего не значащими фразами о погоде и углубились в просмотр прессы, время от времени, поглядывая в окно и перекидываясь репликами. С кипой газет он разделался довольно быстро, равнодушно отложив их в сторону, тогда я предложил свою порцию прессы, но и ее он так же стремительно обработал, будто сканируя своим взглядом, и только однажды более внимательно задержался на одной журнальной статье, при этом кивнул:
- Вот встретил новое имя. Редко получаю удовольствие от прессы, хотя читать приходится много.
Получив от него свой журнал, и быстро полистав, его я тоже зацепился, вероятно, за ту же статью и внимательно прочитал ее.
-Газета остается свежей, пока ее кто-нибудь не развернул. Редко кто читает уже раз просмотренные газеты, хотя в них вся информация осталась нетронутой, конечно, если это не специальные исследователи старины. Изучение психологии прессы в некотором роде моя специализация,— продолжил он, как бы разговаривая сам с собой:
-Иногда достаточно взглянуть на название статьи и имя автора в газете, чтобы иметь о данной теме полное представление, часто след не скрывают и псевдонимы. Не правда ли, меньше всего полезной информации несут именно ежедневные издания, которые вроде бы и должны чувствовать пульс жизни.
 Меня заинтересовали его рассуждения и после продолжительной паузы, к моему удовольствию он продолжил свой рассказ:
- Однажды в своих исследованиях мы задались таким вопросом: оставляет ли помимо автора книги свои следы на этом предмете ее первый читатель. Следы своего интеллектуально взаимодействия на эту книгу, как конкретный предмет, и влияет ли это мнение на последующих читателей?
- Как это можно определить?
- Эксперимент получил название “Зачитанная книга”. Для исследований был выбран один европейский университет, при содействии крупного издательства.

С начала нами была собранна туристическая группа из десяти человек, ранее незнакомых между собой, разного возраста и социального положения: от студентов до коммерсанта, от домохозяек до сотрудника правоохранительных органов, художника и так далее. Для них организовали автобусный недельный тур по интересному маршруту, они почти постоянно были вместе. Ежедневно каждому было предложено написать небольшой отчет, свои размышления, небольшие заметки о прошедшем дне и о событиях в группе. Причем соблюдалось условие, что участники группы не знакомятся с тем, о чем пишет коллега.
 На втором этапе, на основе собранного материала о путешествии с повествованием от первого лица, но с попыткой взглянуть на события глазами соседа нами была подготовлена общая книга с хорошими иллюстрациями.

 Двенадцать пронумерованных экземпляров этой книги, раздали авторам каждому по экземпляру, чтобы те внимательно прочитали ее впервые полностью, сидя перед зеркалом, чтобы он видел себя с книгой в руках. То же самое проделал и я, как редактор общей книги. Кроме того, одну книгу дали почитать дежурному охраннику нашего офиса. Итак, у нас были двенадцать экземпляров и к этому количеству добавили еще две книги, которые прежде никто не открывал. Книгу снабдили красочной обложкой с фотографиями, и аннотацией, что данная книжная серия содержит 14 книг следующих авторов, далее шел список авторов, в список было добавлено имя редактора, имя случайного охранника, и два вымышленных имени.
 Следующий самый массовый этап предполагал знакомство с книгой массового читателя. Каждый такой экземпляр книги давали читать поочередно студентам и работникам фирмы по группам по сто человек в каждой. По прочтению книги, каждый из них должен был определить имя автора книги из предложенного списка с фотографиями.Итак, перед нами была более чем дюжина книг, и почти полторы тысячи мнений

Предварительные результаты выявили явных лидеров и отстающих, в нескольких группах рейтинговая картина лидеров и отстающих была схожей, при различной очередности авторов внутри списка, что несколько нас озадачило. Среди отмеченных авторов почти во всех группах уверенно лидировали: Курсант, Блондинка, Каноник, Редактор, и они похоже, смешали все наши ожидания, но по мере дальнейшего анализа картина стала проясняться.
 Во всех группах была выявлена зависимость выбора автора от фактуры и его атрибутов: красочность фотографии, звонкость имени и очередность в списке. Это наглядно проявилось в группах с “чистыми” экземплярами книг. Тогда нами было проведено усреднение результатов по “чистым” книгам, и этот перепад пристрастий был вычтен из результатов в каждой группе, что составило примерно до 23 процентов.
В итоге из всех групп наблюдалось превышение результатов над средним распределением, это выглядело примерно так:
без малого 37 процентов точно определили названного автора,
почти 28 процент отметили автором редактора,
почти 23 процент отметили автором охранника,
чуть более 12 процентов отметили вымышленных авторов.

 Книга как материальный предмет, позволяющий читателю настроится определенным образом и овладеть мыслями автора, записанными условными символами и имеющими адекватное доступное восприятию соответствие с человеческой речью. Но сам этот предмет непосредственным образом приближенный к читателю становится объектом взаимодействия с работой его мыслительного аппарата, и поэтому читатель, как источник вторичного воспроизведения процесса на тему развернутую автором в книге, способствует появлению в пространстве импульсов отклика, флюидами своих интеллектуальных волнения и переживаний.

Мы предполагаем, что влияние и последующих читателей так же налагаются, хотя в меньшей степени, как зарубки на все более грубой коре, если так можно выразится, откладываются метками на годовых кольцах, которые по мере последующих слоев все более растягиваются, но мера влияния или интенсивность их чувствительности вероятно снижается, например по логарифмическому закону .
А Вы не задумывались, почему иногда скушано читать безупречно выполненный в дизайнерском исполнении журнал? Просто читатель ищет не только красивое оформление, изящные буквы и грамотно расставленные слова, но мысли и чувства авторов. А фирменный стиль редактора порой остригает все “лишнее”, но оно то и содержит изюминку. Это удивительно, но наиболее скучная книга из нескольких свеже изданных бедет книга "В мире мудрых мыслей", потому что по "мудрым мыслям" прошлось столько редакторов, что от натуральных мыслей почти ничего не осталось...

- Интересно, получается, что кто первый прочитал книгу тот помимо автора и больше всего влияет на мысли возникающие у последующих читателей, а реакции его на эти дополнительные мысли могут быть, как отрицательные, так и положительными.
На некоторое время он замолчал, глубоко погрузившись в свои мысли.
Я представил, как книга впитывает в себя мысли первого читателя, и они незримо накладываются на слова автора, искажая восприятие картины, рассеивая свет, как тонированная разноцветными дымами атмосфера, отвлекая читателя и запутывая акценты, следы от мысли читателя остаются незримо на белой странице, как следы ветра придают рельефный узор свежевыпавшему снегу.
 -Моя жена четко чувствует чужое влияние, однажды почта задержала газету на пару дней, так жена сразу же смекнула, что ее уже прочитали, а потом принесли...
Тут мы решили немного подкрепиться, а после завтрака разговор перешел на другую тему.

Приятель задался вопросом : “Влияет ли носимый кем-то свитер, на твое поведение и мировосприятие, когда ты начинаешь его носить? И как долго? “ .
Думаю, что какое-то влияние все же есть. Иногда встречается ситуация, когда при встрече с разными предметами тебе неожиданно через них открывается что-то еще, помимо собственного, ( или это наверно может иногда действовать угнетающе), наверно особенно это проявляется при близком контакте, если это предметы личного потребления, например одежда. Часто в больших семьях младшим достается одежда от старших. Хотя со старшим братом мы погодки, но практически донашивать из одежды мне ничего не приходилось, просто он сам ее основательно изнашивал. Но подумав, вспомнил несколько других случаев.

Вот один например. После первого курса на летних каникулах нас посылали на пару недель строительство здания цирка, работа с цементом, в общем, довольно пыльная., и, несмотря на жару, приходилось переодевать грубую брезентовую робу с чужого плеча, что выдавали на время, да кирзовые сапоги с загнутыми голенищами. Кто их носил до нас было неизвестно. Одевая все это внутри возникало какое то о странное чувство, что это уже совсем и не ты, не по внешнему виду, там и зеркала то не было, а по внутреннему ощущению. Как-то случайно с приятелем задержались в конце работы на верхнем ярусе, а пока спускались все уж (съе) разошлись и закрыли бытовку, так что домой, пришлось добираться в этой робе.
Пошли ко мне, идти было не так уж далеко, но выглядело это забавно, прохожие сворачивали с дороги еще за километр, и норовили быстренько проскочить мимо отвернув взгляд, как будто шли какие то забулдыги, мы ж шли напрямую и хотя были трезвыми, непроизвольно громко разговаривали и грубо смеялись. Было такое чувство, что сидишь внутри танка или огромной медвежьей шкуры и поэтому приходилось повышать голос. Знакомые собаки и соседские коты ринулись врассыпную. Но после душа и в нормальной одежде нам самим порой приходилось уступать дорогу.
Интересно проводил ли профессор подобные исследования.

-
Как мы читаем
До появления Интернета подобные исследования  иногда проводили редакции  популярных журналов с целью открыть секрет популярности некоторых изданий. 
Однажды при походе в парикмахерскую я впервые вплотную  столкнулся с глянцевыми журналами, которые в одно время  неожиданно заполнили журнальные столики  приемных, залов ожидания, ателье, и парикмахерских, где граждане приобщались к секретам гламура, изучая новости светской жизни (по старым номерам).
В те времена мужские прически были достаточно короткие, а очередь в парикмахерскую достаточно длинной. И поскольку время ожидания затянулось, я мысленно провел некоторое исследование на тему, как мы читаем в общественном месте.
В узком коридоре парикмахерской клиентам предлагалось, скоротать время чтением о приятных минутах красивой жизни.

Дотянувшись до такой диковинки, я стал не без интереса рассматривать мелованные страницы.  Изучал его так, как будто это  Огонек.  Сначала предпоследняя страница, там обычно юмор и фельетон, затем разворот с цветной вкладкой, потом просмотр по диагонали, обращая внимание на некоторые слова названий и занимательные картинки.  Но в новом журнале многое было иначе, больше красочных фотографий, различных интервью и полезных советов, обильно приправленных рекламными вставками. Так что, смотреть новый журнал было интересно, особенно шикарно оформленные интерьеры и туристические места.  В другом номере журнала встречались похожие фотографии и советы, и уже более узнаваемая реклама, сложилось впечатление, что это уже было (дежавю),  интерес к этому номеру стал угасать. И уже следующий номер я встретил без особого энтузиаста, и отложил, посмотрев до половины.

Мужчина средних лет (на вид преподаватель) видимо решил изучить материал более основательно. Открыв журнал с первой страницы, он стал внимательно его читать, не забегая вперед, как будто пытался вытянуть из этого как можно больше информации, обращая внимание на фото только по ходу текста. Так же внимательно он читал полный текст рекламного объявления. Как будто ему нравился сам процесс чтения, независимо от материала. Когда он прервал чтение в связи с тем, что его очередь подошла, он машинально загнул нижний уголок страницы и  отправил его на стол.
 
Другой, непоседа, персонаж нашего исследования принялся изучать журнал, как предмет для коллекции, осмотрел обложку, нашел выходные данные, потом лихорадочно стал листать страницы, не задерживаясь не на одной, как будто он искал что-то, (чью то  заначку, или какие пикантные подробности). Просмотрев один журнал, он так же стремительно переходил к следующему. Затем занялся разбором кипы по номерам. Это смотрелось, как кино,  он  перещупал все журналы и, определив, что некоторые номера отсутствуют, утратил к  ним всякий интерес. Отвернувшись, он  принялся читать, извлеченную из широкого кармана куртки свою книгу.

Молодой человек скромно осмотрел только один  журнал, который выбрал по яркой обложке, прочитывая заголовки, неторопливо  рассматривал  фотографии и обращая внимание на подписи к ним. Дольше он задерживал взгляд на снимках кинозвезд, авто и фото красивых мест природы, в итоге нашел для себя интересную статью и углубился в чтение.

Мальчик – школьник, взял верхний  журнал,  прочитал лист содержания, водя пальцем со строки на строчку, открыл нужную страницу и внимательно прочитал статью, потом сделал записи в свой блокнот, это был рецепт яблочного кекса. Затем занялся, какой то своей поделкой или головоломкой извлеченной из ранца. 

Пожилой мужчина с густыми бровями (швабрами)   в восторгом занялся разглядыванием страниц журнала, переходя от одного снимка к другому, он громко вздыхал,  качал головой, иногда подталкивая соседа в плече, совал ему в нос журнал, скабрезно улыбаясь, но тот лишь равнодушно махнул рукой. Не встретив поддержки, старик протер очки, обиженно отвернулся, продолжая  вкушать «запретный плод».
 
Молодой спортивного вида мужчина выбирал исключительно спортивнее разделы (ориентируясь по списку содержания номера), прочитывая статью и посмотрев фото, он переходил к следующему номеру.   

Сейчас в парикмахерскую чаще посещают по предварительной записи, а ели встретишь в коридоре ожидающих клиентов, то, как привило, они сидят в социальных сетях, через свои мобильные телефоны.