Деятельность и карьера профессионала сквозь призму ресурсного по

Васюков Игорь
 Как известно, первоначально ресурсная теория появилась как одна из концепций, объясняющих происхождение фирмы. Она утверждала, что разнородные и малоподвижные ресурсы, окружающие фирму, создают возможности для нее получать экономическую ренту из различных источников. В своем зрелом виде ресурсная теория наибольшее значение уделяет, прежде всего, анализу нематериальных ресурсов, таких как человеческие ресурсы, интеллектуальный капитал и знания. Вместе с тем, и в связи с этим, логично и продуктивно сместить акценты основополагающих постулатов ресурсной теории с организации на профессионалов, заполняющих ее и составляющий важнейший элемент организации любого типа.
  В этой логике рассуждений нам наиболее важным представляется отметить тот факт, что важнейшими объектами интересов исследователей, работающих в ресурсном подходе, является компетентность (в нашем случае – компетентность профессионала), а с другой стороны процессы культивирования, т.е. поиск, приобретение, производство, развитие и получение профессионалом различных преимуществ от использования ресурсов. Цель ресурсной теории применительно к профессионалу состоит в создании, использовании и возобновлении его конкурентных преимуществ. Ресурсная теория призвана выявить связи и объяснить факторы конкурентных преимуществ, их динамику в категориях ресурсов профессионала.
  Существуют  систематические различия между профессионалами, работающими в одной организации (территории, отрасли, направления), вызванные различиями в ресурсах, которыми они управляют и которые необходимы для реализации их стратегий. Ресурсная теория предполагает, что ресурсы неравномерно распределены среди профессионалов организации (например, среди работников кафедры высшего учебного заведения), что и является либо причиной конкурентного преимущества профессионала при получении того или иного заказа, получения работы, рабочего места, либо уязвимости профессионала.  Если конкурентное преимущество того или иного профессионала, специалиста основано на владении каким-либо ресурсом, то другие, конкурирующие с ним профессионалы сознательно или бессознательно предпринимаю попытки блокирования или замедления распространения таких ресурсов, создавая различного рода заградительные барьеры и трудности (например, руководитель, увидев конкурента в подчиненном, препятствует возможности последнего занять выгодную должностную позицию в организации). В то же время, можно утверждать, что являясь обладателем того или иного ресурса, который может создать уникальные конкурентные преимущества, профессионал обязательно воспользуется им.
  Таким образом, любого профессионала можно рассматривать как совокупность ресурсов, которые включают в себя все входящие потоки, обеспечивающие деятельность профессионала, и позволяющие ему осуществлять его стратегии.
  Ресурсы, которыми владеет профессионал,  могут быть осязаемыми и неосязаемыми, внутренними, развиваемые им самим и внешними, получаемые им извне. Рассматривая процесс получения, переработки и использования профессионалом ресурсов можно выделить следующие категории: основные ресурсы, активы, способности, стратегические ресурсы для профессиональной деятельности, устойчивые конкурентные преимущества, источники указанных преимуществ.
  Основные ресурсы – это ресурсы, которые профессионал приобретает извне. Например, для осуществления преподавательской деятельности преподаватель вуза приобретает книги, методическое и программное обеспечение, обучается на курсах повышения квалификации основам риторики и т.п. В процессе преобразования и применения эти ресурсы становятся частью активов и способностей профессионала, внося непосредственный вклад в эффективность его профессиональной деятельности.
  Активы есть совокупность доступных факторов, которыми владеет профессионал. Активы могут быть осязаемыми или неосязаемыми. Среди них могут быть помещения, оборудование, различные инструменты  индивидуальной работы, знания, умения, навыки, различные методы работы и т.п.
  Стратегическими активами называются ресурсы, которые обеспечивают профессионала устойчивыми конкурентными преимуществами. Эти стратегические активы должны действительно должно быть ценны для профессионала, для них нет заменителей, их трудно воспроизвести и скопировать, они должны быть редкими для конкурентов. Это могут быть какие-либо технологические «ноу-хау», редкие связи в социуме, репутация, основанная на уникальном опыте, успешное участие в каких – либо уникальных проектах, особенности стиля деятельности и т.п.
  На основе стратегических активов профессионал создает для себя устойчивые конкурентные преимущества. Они могут быть определены как конкурентные преимущества, которые сложно устранить и копировать (воспроизвести) и которые предопределяют более высокую эффективность профессионала. Это объекты (источники конкурентных преимуществ), доступ к которым или способности которых по отношению к фирме позволяют создать стратегические активы и на их основе устойчивые конкурентные преимущества профессионала по сравнению со своими конкурентами. Можно выделить следующие источники конкурентных преимуществ: положение в социуме или организации, полученное образование, закрепленные законом полномочия, родственные и профессиональные связи, творческие идеи, уникальная траектория индивидуальной карьеры, уникальная практика работы и т.п. Отметим также, что нематериальные активы оказывают наибольшее  значение для карьеры профессионала.

Игорь Васюков