Головная боль России или формулировка русской национальной идеи

Лианидд
Цавед танем! – Боль твою приму на себя!
Это совершенно уникальное армянское выражение сочувствия и восхищения как нельзя лучше подходит к роли России в мировой истории. Именно взятие на себя боли Россией, вполне осознанное и принятое на себя русским народом, и составляет нашу функцию в истории человечества. Может быть началось всё со времен монгольского нашествия, когда страна наша защитила западную цивилизацию от него, сама почти сгинув. А может просто гены бескорыстия странным образом завелись на нашем приполярном восточно-евразийском пространстве, но факт остаётся фактом: Россия спасает мир, и в этом её уникальная функция.

Собственно, эта заметка – вариации на тему “Всемирно-историческое значение Великой Октябрьской Социалистической Революции”, абсоютно ненавистную мне во времена моего студенчества. Прошли годы, уничтожено социалистическое государство в России (слава благодетелю Ельцину!), и я уже семь лет живу в “Империи Свободы”, насаждающей её огнём и мечом по всему миру (Афганистан, Ирак, кто следующий?). И с удивлением осознаю, что почти всё, что мы “проходили” в этой теме, - сущая правда. Не будь СССР и социализма – томились бы порабощённые народы Азии и Африки, да и негров в Америке линчевали бы за милую душу. Ведь “свобода” с расизмом и рабством – отнюдь не враги, они мирно сосуществовали на американском континенте во времена истребления индейцев.

Как известно, Черчиль говорил, что англо-американская демократия ужасна, но он не знает ничего лучшего. С ним легко согласиться, если к тому же ответить на вопрос: “Для кого лучше?” Ответ очень простой – для англичан и америкацев. Кстати, в знаментой Фултонской речи Черчиля так и говорится. Я, помнится, в студенческие годы возмущался, когда эту речь советская пропаганда клеймила как профашистскую. А в речи абсолютно откровенно говорится, что англо-американцы призваны нести СВОЮ, национально взращённую, демократию всему миру. О какой другой демократии мог он говорить в 1946 году в расистских Соединённых Штатах, в расистском штате Миссури, недавний глава колониальной империи, держащей в рабстве чуть ли не половину человечества?

Империя распалась, рабство отменили. И даже десегрегацию в США провели. Не без помощи ли пресловутой “Империи зла”? Безусловно, что не без. Лидер Южной Африки – Нельсон Мандела – многолетний глава Коммунистической партии этой страны. В США Поль Робсон престал считаться “агентом иностранной державы”. Он – признанный борец за рассовое равноправие. Крупнейшая и наиболее быстро развивающаяся страна мира – коммунистический Китай. Социалистическая Республика Вьетнам отстояла социализм непосредственно противостоя всесильным США. В Индии сейчас вернулась к власти партия, основатель которой, Джавахарлал Неру считал социализм единственно верным путём для своей страны. А в Индонезии коммунизм задушили, а вместо того построили государство коррупционеров.

Всё, к сожалению, не столь однозначно: Красные кхмеры и сталинские лагеря будут долго “украшать” идею коммунизма. Если, однако, католическая церковь находит в себе силы (и видит возможность!) извиниться за инквизицию, крестовые походы и поддержку фашистов во второй мировой войне, то почему бы и носителям коммунистической идеи не признать “отдельные недостатки”? И всё-таки чемпионы по истреблению, безусловно США, успешно первоупотребившие ядерное оружие (за 3 дня Хиросимы и Нагасаки – 274000 мирных жителей: абсолютный мировой рекорд!). Словом, носители “свободы” (англо-американцы) и справедливости (коммунизма) грешны, и те и другие. И нет никаких оснований считать одних правыми, а других виноватыми. Идея “свободы и демократии”, в том виде, в каком они её понимают, проводится в мире союзом США и Великобритании, т.е. англо-американскими империалистами (или, националистами, как кому удобнее считать). Этой идее может и должна противостоять в мире идея справедливого общества – без границ, без национальной, расовой или социальной несправедливости. Центром борьбы за справедливое общество может и должна стать Россия. У неё достаточно сил, ресурсов и национальных традиций для такой функции. Можно и нужно, конечно, напомнить Китаю и Индии, что они – в моральном долгу перед Россией. Тройственный союз этих государств может быть более чем успешным.

Такой представляется русская национальная идея. И уж никак не религиозно-православной. Засилие религий в самом богатом государстве мира, США, означает, что религия нужна, прежде всего, богатым. Давайте оставим на совести бессовестных пропагандистов сказки о том, что капиталисты борются за то, чтобы не было бедных. На самом деле они борются за то, чтобы стать ещё богаче и управлять миром (те самые буржуины из сказки о Мальчише-Кибальчише, внук автора которой оказался одним из самых ловких и коварных служителей буржуинов, при совершенно потрясающем с ними “портретном сходстве”). Нельзя во всём мире достичь материального уровня США и всем разъезжать на могучих спортивных автомобилях и жить в домах по 50 кв. метров полезной площади на человека. Это невозможно никогда. Возьмём, опять же, демократию. В США её понимают замечательно. Мы (250 миллионов!) демократически|* избираем своё правительство, которое владеет самым мощным и самым совершенным вооружением во всём мире, и оно сделает нашу жизнь ещё лучше. А остальные 5 млрд 650 млн должны обеспечивать эту лучшую жизнь. Оружия нам хватит! Соотношение служителей и обслуживаемых 1:24. Не так плохо!

Итак, - о национальной идее России. Надо скорее одуматься и признать, “принять на себя” заслуги России в структуре современного мира. В частности, мир стал более социально и межрасово справедлив, чем был до того, как Россия (то-есть, СССР) стала (теперь, увы! – была) ведущей силой мира. И надлежит эту роль России восстановить и поддерживать. В мире должна быть сила, помогающая униженным, обездоленным и оскорблённым, борющаяся за счастье для всего человечества. Иными словами, в России есть и должна быть левая сила, стоящая на интернациональных, а не национальных позициях. Впрочем, одно другому не помеха: настоящая русская национальная идея по существу своему интернациональна.

Цавед танем! – Боль твою приму на себя!

____________________________________
|* Увы! и здесь демократия какая-то неубедительная. Никудышный студент, бывший алкоголик, набравший к тому же меньше голосов, чем его главный соперник, “демократически” избирается президентом. Интересно, были бы у него шансы, если бы его отец не был бы в своё время президентом той же страны, а брат не был бы губернатором штата, в котором бы в течение двух месяцев после выборов не добирались бы “необходимые” бюллетени? Так ли уж велика разница между “бастионом демократии” и Сирией, в которой недавно передали президентскую власть “по наследству”?