Реформа гаи-гибдд

Фома Заморский
РЕФОРМА ГАИ-ГИБДД

     Если судить по практике государств, где царит рынок покупателя (а не продавца) товаров и услуг, в том числе услуг государства, то  ГАИ занимается некоторыми не свойственными ему работами в том же стиле, как закоренелые военные занимаются гражданскими делами, которые, в отличие от военных дел, требуют иного склада ума.
     ГАИ является наследием тоталитарного государства, где с точки зрения этого государства владение личным транспортным средством было ненужной свободой гражданина, позволявшей ему уйти от длинных рук карательных органов. Отсюда и посты ГАИ на въезде/выезде из города, нанесение огромных размеров дублирующих номеров на задних бортах грузовиков, требование о наличии письменных доверенностей, путевых листов и очень-очень многие иные бюрократические устрашающие рогатки. Водители грузовых автомобилей в те далёкие советские времена, когда был создан ОРУД-ГАИ при городских исполкомах, пользовались значительно меньшим доверием милиции, чем водители персональных легковых автомобилей, а машины личного пользования можно было пересчитать по пальцам. Тогда транспортное средство рассматривалось как возможный источник получения «не трудовых» доходов от незаконной предпринимательской деятельности, что преследовалось в уголовном порядке. До 1987 года нельзя было владеть даже лошадью как средством «извлечения нетрудовых доходов». Давние общественные отношения на дороге претерпели изменения в связи с ростом достоинства и самоуважения водителей в современной России. 
     Конечно, требования ГАИ вызваны значительным уровнем преступлений против собственности в России, всегда снисходительно относившейся к «санитарам» собственности – в России царской ли, советской ли, или современной, никогда не вешали за воровство, как в старой не доброй Англии. И зря – отсюда низкая инвестиционная привлекательность России. Самые крупные в мире преступления против собственности были сделаны именно в России в ХХ веке: во втором десятилетии произошла конфискация собственности меньшинства в пользу большинства в обмен на лишение этого большинства свободы слова и в 90-х годах - конфискация собственности большинства в пользу меньшинства в обмен на предоставление свободы слова большинству.Ввиду значительного роста численности  автотранспорта в России за последние 12 лет, и особенно в Москве, простая операция по снятию с учета и постановке на учёт из-за переезда (перехода) владельца его - гражданина или организации к новому месту жительства (регистрации) превращается в мучительное унижение всех владельцев автотранспорта – физических лиц, в том числе представителей юридических лиц. Необходимо посетить два-три отделения ГАИ, обратиться в несколько окон, «отловить и подтащить» инспектора (и не одного) к несчастному автомобилю, заполнить сумасшедшие бланки с двадцатиразрядными номерами, съездить в отделение Сбербанка (и не один раз), бороться за порядок в очереди таких же обречённых просителей. Очереди имеют беспорядочный характер, не хватает сидений для ожидания, особенно зимой, туалетов, воды и прочая, что зачастую превращается в пытку, столь любезную сердцам некоторых садистов в погонах, имеющих подкорковую презрительную «установку» на «шоферюг». В государствах, где граждане уважают друг друга, почти нет очередей, а если и есть, то они быстро движутся, поскольку в учреждениях существуют ответственные организаторы-терминаторы очередей, имеющие совесть и сострадание к ближнему, которого считают РАВНОМУ себе.
    Вместе с тем, принципам полицейского государства противоречит то, что как в СССР, так и в современной России, в лицензии на право управления транспортным средством не указаны точные установочные данные водителя (кроме имени и наименования города, где он зарегистрирован). Исключение из правил, видимо, только подчёркивает их.

Что нужно для того, чтобы честные граждане вздохнули  свободнее.
1) В «правах» необходимо ставить почтовый адрес водителя, чтобы счета об оплате штрафа направлять по этому адресу, а также проставлять ИНН. Тогда лицензия на право управления транспортным средством станет полноценным удостоверением личности.
2) Во всероссийский компьютерный учёт водителей необходимо вносить эти данные водителей вместе с данными о дате выдачи и сроке действия лицензии.
3) При перемене почтового адреса водителя необходимо предъявить в местное бюро дорожной милиции (так это заведение следовало бы называть и которое было бы желательно кооперировать с паспортным столом) сведения о новом адресе и фотографию водителя и, через несколько минут получить у милиционера новое ламинированное удостоверение, подтверждающее право управления транспортным средством, за небольшую плату (рублей 50-100).
4) Транспортные средства необходимо регистрировать в НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ по адресу регистрации автовладельца (а не водителя) через НАЛОГОВОГО АГЕНТА в лице ДИЛЕРА. Этот ДИЛЕР одновременно осуществляет продажи, покупки, обмен автомобилей, выдачу номера на автомобиль без участия ГАИ, а также осуществляет технический контроль и техническое обслуживание автомобиля с выдачей талона или бирки, указывающей на ближайший срок технического обслуживания без надуманного инструментального контроля ГАИ, оторванного от станции технического обслуживания. При смене адреса или имени владельца ДИЛЕР должен вносить изменения в ПТС самостоятельно. Иметь в наличии бланки договоров купли-продажи и аренды автомобиля, где заинтересованные стороны их и подписывают. Одновременно ДИЛЕР должен быть агентом по обязательному и добровольному страхованию транспортного средства. Иными  словами, все вопросы владения, отчуждения, страхования, регистрации и обслуживания транспортного средства должны быть в руках ДИЛЕРА, получившего лицензию от завода-производителя и мэрии города. ДИЛЕР также обязан определять краденые автомобили при их осмотре и информировать о кражах уголовную милицию. Руководители (и владельцы – физические лица) ДИЛЕРА должны нести уголовную ответственность за умышленное пренебрежение своими обязанностями. ДИЛЕР должен нести, кроме того, имущественную ответственность за последствия ДТП из-за некачественного технического обслуживания и ремонта в период между профилактическими осмотрами транспортного средства. Между дилерами должна быть конкуренция на лучшее обслуживание автомобиля со всех перечисленных сторон, то есть власти города должны чётко контролировать соблюдение антимонопольного законодательства, то есть совсем не так, как «контролируют» в Москве производство и сбыт некоторых товаров и услуг. Переход скупых владельцев автотранспорта к ДИЛЕРАМ от мелких ремесленников и собственной «ямы» в гараже чревато, безусловно, повышенными расходами до 3000 – 15000 рублей в год (включая запасные части и в зависимости от пробега и качества автомобиля), что, однако, стоит значительно меньше цены морального и материального самопожертвования всех участников движения.

Таким образом, за «ГАИ» остаются  функции:
1) Выдача, в том числе взамен утерянной, и обмен лицензии на право управления транспортным средством; здесь «солдафонство» необходимо устранить; с населением могут работать только культурные люди, имеющие опыт организационной работы; это можно сделать путём набора в бюро дорожной милиции уравновешенных добронравных девиц с любым высшим образованием;
2) надзор за соблюдением правил дорожного движения, в том числе выезд на место ДТП, но только при наличии человеческих жертв;
3) помощь на дорогах, включая неотложную медицинскую;
4) надзор за качеством дорог, работой светофоров, наличием светофоров, разметки, указателей направлений и за экологической обстановкой;
5) надзор за наличием регистрационных номеров на автомобилях и за соблюдением владельцами сроков регламентного обслуживания и страхования;
6) контроль над правильной работой ДИЛЕРОВ;
7) определение краденых автомобилей на дорогах при наличии информации о краже в компьютерной базе и только при совершении водителем нарушения ПДД, поскольку остановка водителя уже является небольшим наказанием, не говоря уже о процедуре проверки;
8) досмотр грузов в автомобилях при чрезвычайных ситуациях, известных обществу из СМИ.

О регистрационных номерах. В Москве одна за другой кончаются номерные серии. Несмотря на это, при смене адреса владельца в пределах города ГАИ действует как «враг народа» - заставляет менять номер, которых и так не хватает. Может быть в номере закодированы название улицы, номера дома, корпуса, строения и квартиры? Это требование нелепо, как и сама логика нумерации. На табличке должен быть ИНН владельца и только. Такие номера сразу станут «международными» согласно неудачной терминологии ГАИ, поскольку буквы алфавита использоваться не будут. Если у владельца несколько машин, то все они должны иметь один и тот же номер. Идентификация водителя и транспортного средства, на котором он совершает преступление, в условиях современного технического прогресса не будет затруднительна.   Принятый в стране ИНН избыточен – для всех российских налогоплательщиков, физических и юридических, достаточно ДЕВЯТИЗНАЧНОГО номера, вполне умещающегося на стандартной табличке. Это один МИЛЛИАРД налогоплательщиков!  Необходимо всех налогоплательщиков внести в единую российскую базу,  что значительно повысит коэффициент законопослушания. Установку и снятие регистрационного номера может осуществлять только ДИЛЕР, в противном случае снятие номера (как ранее делало ГАИ) следует рассматривать как преступление в целях сокрытия ИМУЩЕСТВА налогоплательщика. Кроме того, такие номера можно будет наносить контрастирующей краской по трафарету непосредственно на бампер автомобиля, что приведёт к снижению себестоимости изготовления, как номеров, так и корпуса автомобиля и его электрооборудования.
О наказаниях.  До той поры, пока не установлена всеобщая оплата в безналичном порядке и тотальный контроль над действиями населения, и с учётом жуликоватости общества, необходимо разрешить брать штраф на месте. Половину штрафа инспектор должен забирать себе в качестве премии на законных основаниях, то есть необходимо официально сделать заработную плату инспектора как повременно-премиальную с последующей оплатой, естественно, налога на доходы физических лиц. В этом случае кабинеты ГАИ могут опустеть – на улицах появится  много инспекторов-помощников водителей транспортных средств, которые предпочтут честные и неплохие заработки и официально перестанут быть взяточниками или вымогателями взяток у нижестоящих взяточников, то есть теми же уголовными преступниками. Последнее прискорбно – пока платить в карман инспектору удобно нарушителю и не хочется называть инспектора преступником, так как услуги его носят гуманный характер, поскольку водитель, таким образом, избегает предстоящих пыток со стороны злой бюрократической системы. Установить штрафы в твёрдых ставках в российской валюте, а не в странных единицах МРОТ, поскольку сама величина этого МРОТ оскорбляет человеческое достоинство.
Японская система наказаний.  Каждому водителю разрешается сделать в год нарушений на 20 баллов. Деньги с нарушителей не берут. Дорожные полицейские почти не видны, хорошо видны только мониторы. Полицейские никого на дороге не останавливают. За небольшие нарушения ставят один штрафной балл, за нарушение средней тяжести – три и так далее. Водителей не информируют о числе нарушений, если он за небольшую плату сам не попросит дать ему распечатку с компьютера его нарушений за период. По окончании года все штрафные баллы списываются. При получении более 20-ти штрафных баллов в течение года водителя письмом информируют о приостановке его лицензии на год и просят зайти в полицейский участок, чтобы отдать лицензию на хранение во избежание более сурового наказания. Лицензия действует только три года. Датой окончания лицензии считается день рождения водителя, чтобы было легче запомнить. По окончании срока действия лицензии водителю просто обменивают лицензию на новую, при этом его ставят в известность о качестве его езды за период. Очередь в линейку движется  быстро, заодно проверяют зрение и почтовый адрес водителя. Там же фотографируют. Обмен лицензии на новую не обременителен для дисциплинированного человека, поскольку занимает не более часа. Подобная система действует более 30 лет и особых возражений не вызывает, поскольку нет источника взяток. Япония - образец полицейского государства тысячелетиями борющегося с правонарушителями, она немного похожа на дореволюционную Россию по числу и стилю работы надзирателей за населением, разумеется, за исключением мздоимства. Мздоимство в японской полиции было побеждено усилиями американской оккупационной администрации после второй мировой войны путём неоднократной смены кадров и некоторыми другими мерами японского правительства. За населением осуществляется тотальное наблюдение, лучшего качества, чем в США. Коэффициент законопослушания японцев в 60 раз выше, чем у граждан России и США (в России «сидит» 0,685 % населения, в США – 0,705%, а в Японии – 0,012%). Причины высокого законопослушания в Японии – всеобщая грамотность и высокая тяга населения к знаниям, и традиционно сильная семья, чему способствует политика правительства – обеспечение высоких заработков главы семейства. А также тотальное наблюдение за поведением граждан и юридических лиц.    
Об ОСАГО.  Такое страхование нужно было вводить ещё 50 лет назад, Оно должно быть всеобщим, для владельцев транспортных средств-источников повышенной опасности всех форм собственности – государственной, муниципальной и частной. Иначе оно теряет смысл. Совсем не странно, что цена такого страхования гражданской ответственности после принятия закона выросла в два раза, ведь мы живём в стране взяточников и бандитов – страховым компаниям пришлось на первом этапе поделиться 50 на 50%. В государствах, где преобладает рынок потребителя услуг государства, ОСАГО не требует вызова дорожного полицейского, если не было человеческих жертв. Водители отводят автомобили в сторону, чтобы не мешать движению остальных участников движения и заполняют протоколы с приложением схемы ДТП. На руках каждого водителя остаются дубликаты, которые они передают в свои страховые компании для разрешения споров самими страховыми компаниями. К сожалению, законодатель имеет об этом слабое представление. Однако страховые компании хорошо подготовились к новому закону, и знают, кто почём. 
Систематизация учёта граждан.  Логика подсказывает, что для решения вопроса роста статического коэффициента законопослушания (отношение численности населения к числу лиц, находящихся в исправительных учреждениях на определённую дату) необходимо тотальное наблюдение за гражданами и предприятиями. В связи с этим ИНН граждан (и предприятий) должен присваиваться лицензии на право управления любым неживым транспортом, паспортам, карте социального страхования (такой пока в России нет), страховым полисам, военным билетам, иным удостоверениям личности, регистрационным табличкам на транспортных средствах, регистрационным номерам предприятий в налоговых органах. Других номеров и «серий» совершенно не требуется, в том числе, таких как ОКВЭД или регистрационный номер предприятия, отличный от ИНН. Этот ИНН должен быть номером строки в компьютерном банке данных о физических и юридических лицах России. Этот же номер должен присваиваться СЧЁТУ клиента в любом российском банке. Путаницы не будет никакой, что увеличивает эффективность сыска. Совершенно не требуется двадцатиразрядный номер, принятый банковской системой России – источник ещё одних мучений граждан при заполнении банковских проформ. Ведь в России менее 150 миллионов граждан и значительно меньше число юридических лиц. Девятизначный ИНН должен отражать номер единого административного, избирательного, военного и фискального округа (от 1-го до 100-го) и номер района в округе (от 1-го до 100-го) и порядковый пятизначный порядковый номер лица в районе.
Кто против? Противниками такой системы учёта будет большинство российского населения ввиду его вороватости, поэтому такую систему может создать только просвещённый монарх или диктатор, желающий добра своему народу на длительную перспективу.  На смену так называемой «диктатуре пролетариата» в СССР, которой никогда не существовало (она только декларировалась – в России всегда существовала и существует диктатура государственных чиновников), должна придти эволюционным путём ДИКТАТУРА СРЕДНЕГО КЛАССА, без которой существующая демократия «де-юре» никогда не превратиться в демократию «де-факто». Попытки создать средний класс крупными государственными деятелями П. А. Столыпиным в 1905-1911 годах, В.И. Лениным в 1921-1924 годах, Л.П. Берией в 1953 году и А.Н. Косыгиным в 1965-1967 годах были нейтрализованы чиновниками  физическим устранением инициаторов, а Косыгина - его увольнением на пенсию и скорой смертью в связи с этим. Они, ведь, не были монархами или диктаторами. Если считать, что к среднему классу относятся наёмные работники и мелкие и средние предприниматели, обладающие знаниями и стремящиеся расширить свой кругозор, а также обладающие имуществом в виде участков земли, строений, транспортных средств и депозита в банке, то с некоторым приближением российских владельцев автомобилей можно причислить к среднему классу. Сейчас в России парк автомобилей составляет около 30 млн. штук или 20% от общей численности населения, что говорит о том, что численность среднего класса ещё невелика.  Её нормальная величина должна, может быть, составлять 80%, то есть в стабильном обществе может быть 10% условно бедных и 10% - условно богатых, в зависимости от классификации в конкретных исторических условиях. Правительство Касьянова повышением пошлин на подержанные импортные автомобили ещё раз доказало желание крупного чиновничества сдержать автомобилизацию всей страны в своей неутихающей борьбе с растущим средним классом. Любому инженеру ясно, что с отечественным автомобилестроением давно пора заканчивать – пора переходить на отвёрточную сборку («нокдаун» технологию). Акцию, скорее всего, оплатили владельцы новых сборочных заводов, построенных в России, вместо того, чтобы идти на снижение цены собираемых в России иностранных моделей автомобилей.  Глобальное информационное общество в России рождается в процессе идущей в стране информационной революции. Крупный капитал неизбежно должен уступить место информации, знаниям, интеллекту. Причем эта революция проходит незаметно, так как не вызывает каких-либо социальных катастроф. На фоне роста числа мелких и средних фирм, гибко реагирующих на колебания потребительской конъюнктуры, снижается роль крупного капитала, который применяет все доступные средства для угнетения своих мелких конкурентов.
Принцип одного окна. Заклинания отца города о необходимости введения «одного окна» есть глас вопиющего в пустыне – у чиновников, таким образом, будет отнята маленькая власть столоначальника, как источник неправедных доходов. Принцип одного окна, как это хотелось бы видеть потребителю, заключается в том, чтобы при обращении потребителя государственных и муниципальных услуг в какое-либо ведомство (ГАИ, коммунальные службы, паспортные столы, пенсионные фонды, собесы и прочие поставщики услуг) потребитель бы имел дело только с одним человеком, находящимся не в амбразуре, а за обычной стойкой, как в гостинице или в частных банках. Этот человек-чиновник  осуществит все необходимые действия, чтобы проситель сам не ходил куда-либо ещё. Вопрос прописки уже решён более или менее – при представлении паспорта и документа о ваших правах на новую квартиру, куда вы съехали, просителю через неделю выдадут паспорт с новой пропиской. Здесь остаются недостатки – попросят сделать копию, попросят принести квитанцию об оплате коммунальных услуг, квитанцию об оплате госпошлины. Хотя деньги могли бы собирать сами. Достаточно завести кассу во всех присутствиях. Счета же для оплаты по безналичному расчёту должны быть заполнены самим учреждением в печатном виде, оставить только место для имени и подписи плательщика. В ближайшей перспективе в присутствиях необходимо установить терминалы для оплаты дебетовыми/кредитовыми пластиковыми картами – государство должно идти в первых рядах борьбы с «чёрным налом». Отменить обеденные перерывы и стандартизировать время приёма просителей во всех учреждениях города. Но и так прогресс с пропиской на лицо. Пока чиновники от ГАИ не могут себе представить ситуацию, когда в ЛЮБОМ районе вы сможете обратиться в одно окно, и в вашем присутствии в документы на машину будут внесены все необходимые изменения в соответствии с вашим новым статусом. Когда будет работать одно окно в любом ГАИ, тогда и ДИЛЕРАМ уже сейчас будет проще и дешевле работать. Пока только одна услуга регистрации нового транспортного средства в салоне решается некоторыми ДИЛЕРАМИ за 180 долларов США (в прошлом году за 120). Пока это осуществляется примитивно – гонец от салона с доверенностью несётся в нужное ГАИ и даёт знакомой «девочке» долларов 50 за быструю выдачу регистрационного номера – смех и слёзы. «Хорошие» номера стоят дороже. Тем, кто обслуживается только в Сбербанке, будет интересно узнать, что в хорошем частном банке вам могут сделать услугу о переводе ваших средств из любого другого банка в банк, куда вы обратились, что сделает  ненужной вашу поездку в прежний банк для выдачи последнему распоряжения  о переводе. Это и есть принцип одного окна. Такие операции в Москве первые частные банки делали уже в 1992 году.
Для того чтобы отцам города решить проблему «одного окна», необходимо независимым специалистам в области управления обследовать потоки информации и все операции ВО ВСЕХ ТОЧКАХ работы с населением и затем выстроить систему как часовой механизм. Составить должностные инструкции с двумя колонками «Что делать» и «Как делать». Установить «нормо-часы». Без жертв среди чиновничества здесь, конечно, не обойтись.   


Фома 17 мая 2004 г.