В защиту искусства

Ирина Лисовская
               
               
Как-то  раз я разговаривала  со  своим  коллегой по  цеху,  режиссёром  театра…
Мы  с  ним  спорили  о  том, что  же  такое - искусство?  Он говорил, что  искусством  мы  можем  назвать  всё, буквально  всё,  что  создано  человеком! И  неважно,  хорошо  это сделано  или  плохо,  вызывает  ли  эта “поделка”  какие-либо  эмоции  или  нет.  Мне  были  ближе  слова    Фейхтвангера – “искусство  начинается  там, где  познание  сливается  с  болью  или  ненавистью”.


 Мой  коллега  возражал и  указывал  на  то,  что  писатель  не  даёт  определения  ИСКУССТВУ,  а  указывает  нам  на  признаки  его: то  есть  искусство, по мнению  Фейхтвангера, - это  результат  взаимодействия  разума  и  чувства  от  увиденного,  услышанного,  прочитанного  и  так  далее – сфера  нематериальная.


 Я  продолжала  отстаивать  свою  точку  зрения  и  вспомнила  о  КАТАРСИСЕ!     “Аристотель, - говорила я, - не  случайно  ввёл  это  понятие, которое  означает  “возвышенное  удовлетворение  и  просветление”, которое  испытывает  зритель,  смотря  трагедию и  переживая  страдания  вместе  с  героем. Значит, когда  испытываешь  катарсис,  то  тебе  посчастливилось  встретиться  с  Искусством.”  Мы  так  и  не  пришли  к  единой  формулировке, и  каждый  остался  при  своём  мнении.


 Так  что  же  такое  - ИСКУССТВО –  возвышенное  удовлетворение  и просветление,  то есть  сфера  нематериальная,  или  всё,  что  искусственно,  то  есть,   сделано  людьми -   материальная  сфера  и  только?
   

Для  меня  искусство  - это  то  материальное, от  чего  я  испытываю  КАТАРСИС!
И  к  великому  моему  удовольствию,  как  оказалось,  не  только  для  меня!
Это  вселило  надежду,  веру, что  не  всё  ещё хорошее и  достойное внимания  умерло  в  нашем  царстве-государстве!

 

Припомните, уважаемые  друзья,  когда  вы  в  последний  раз  не  скучали  на  концерте, спектакле,  переставали  думать  о  своих  делах-заботах  и  не  хлопали  из  вежливости?

Положа  руку  на  сердце, я   не  то  что  КАТАРСИСА  не  испытывала  от  увиденного  или  услышанного в  последние  годы, если  не  десятилетия,   но  и  просто  приятно не  впечатлялась    от  концертов (а  о  спектаклях  я  и не говорю),  похожих  один  на  другой,  как  фабричная  продукция.



И  всё-таки  кто-то  там,  в  небесах,  сжалился  надо  мной  и  послал  мне  этот подарок –
встречу  с ИСКУССТВОМ!  Включив  седьмого  мая   телевизор, я  попала  прямо  на  концерт российского оперного  певца,  живущего  в  Англии,  имеющего  французскую  жену, но  сохранившего  русскую  душу и  русскую  школу – “школу  переживания”.


Этот  певец  пел    перед  двухтысячной  аудиторией,  если    не  большей,  всем  известные
русские    романсы  и  песни.  И  вся  эта  аудитория  слушала  его так  напряженно  и  сосредоточенно, будто  боялась  пропустить  что-то  такое  жизненно  важное, без  чего  она  уже  не  смогла бы  жить! А  когда  этот  певец  заканчивал  петь  романс  или  песню,  то  весь  зал  аплодировал  ему  стоя  и  кричал “ браво”!  Нет,  не  из  вежливости  кричал,  а  потому  что  своим  исполнением  он    и  вызывал то  самое ВОЗВЫШЕННОЕ   УДОВЛЕТВОРЕНИЕ  и  ПРОСВЕТЛЕНИЕ!

    

Каждый  романс,  который  я, да  и  все  остальные,  слышали  за  свою  жизнь  раз  по  сто,
был  раскрыт  им  заново! Нет,  музыка  была  та же  и  слова  те  же,  но  мысль!.. Мысль -  другая, новая,  неожиданная!  Есть  такой  трагический  романс - “Свидание”( его  когда-то  пел  Козловский). Сюжет несложен: молодой  человек  идёт  на  свидание  к  своей  возлюбленной, которая  мертва. Козловский пел о  смерти, и мне  было  страшно. А  этот  певец  спел о  том, что  любовь  не  умерла!  И  никакая  смерть  ей  не  страшна!  И из “ страшного” романса  он  превратился  в  жизнеутверждающий романс о  вечной  любви!
 

Оператор  показывал  лица  людей,  сидящих  в  зале (одно  из  преимуществ сидящих  у  телевизоров -   мы можем  видеть  зал!), и  на  лицах  мужчин(!), нет,  не  ветеранов, а  среднего  возраста  мужчин, были  слёзы!  - слёзы  просветления!  Когда-то  мой  педагог  по  актёрскому  мастерству  сказал  фразу:“Со  слезами  зло  уходит!”  Эти  слёзы, с  помощью  которых  уходило  из  людей  зло, и  подарил  нам  Дмитрий  Хворостовский!



Может  быть,  одна  из  важных  задач  искусства – открыть  наши   души,  выпустить  на  волю  наши  чувства,  сделать  нас  детьми,  которые  не  стесняются  слёз,  освободить
наши  души  от  скверны,  покаяться, наконец!  Искусство  может  заставить  нас  сопереживать - ненавязчиво,  непроизвольно, - и  научить  нас   этому  сопереживанию.
Наверное, эту  “благодать” и  дарит  нам  искусство!  “ Нам  не  дано  предугадать,  чем  слово  наше  отзовётся! И  нам  СОЧУВСТВИЕ  даётся,  как  нам  даётся  БЛАГОДАТЬ!”.




Вы  спросите  меня,  а  зачем  это  нужно,  испытывать  такие  чувства,  сопереживать,  каяться,  очищать  свою  душу?   Верно!  Кому-то  это  и  не  нужно!  Поэтому  можно  спокойно  штамповать  на  фабрике  “звёзд”  группы или  бригады, даже  не  знаю, как  сказать  точнее, похожих  друг  на  друга  “певцов”.  Но  только  искусство  рождает  ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ!  И  только  она, эта  индивидуальность, интересна  мне, как  зрителю!  И от  встречи  с  индивидуальностью  происходит  прозрение,  просветление!
 


Когда-то,  ещё  в  девятнадцатом  веке,  один  купец,  вернее,  он  тогда  был  только  сыном  купца,  очень  полюбил  театр.  Он  заинтересовался, почему  один  актёр  может  взволновать  зрительный  зал и  вызвать  тот  самый  катарсис,  а  другой,  не  менее талантливый,  оставляет  зрителя  спокойным?  Он  стал  изучать  способ  существования  этих  актёров  на  сцене,  анализировать  их  игру,  разбираться  в  таких  понятиях, как 
“ вдохновение “,   “чувства”,  “перевоплощение” и  так  далее  и  тому  подобное…



Вы  знаете,  он  разобрался,  почему  один  актёр  потрясает  своей  игрой,  а  другой  нет!
И  создал  целую  систему,  как  научиться  вызывать  в  себе  вдохновение,  которое  бы  передавалось  в  зрительный  зал,  и, благодаря  ему,  этому  вдохновению,  зрители  и  получали  бы  этот  катарсис!   И  эта  система    называется  его   именем  -    Станиславского!
 

 
 
Почему  я  так  подробно  рассказала  об  этой  системе, спросите  вы  меня? Кто  о  ней  не  слышал?  Действительно,  кто  только  о  ней  не  слышал,  и  кто  только  не  говорил  о  том,  что  она  устарела,  что  существуют  другие  системы?!  Да,  существуют! Только  такого  эффекта  не  дают!  КАТАРСИСА, то  есть!

 

В одном  из  интервью  Дмитрий  Хворостовский  рассказывал  о  своём  педагоге,  которая  учила  его  петь. Нет, не  только  правильно  открывать  рот и  извлекать  звук,  но  и  о  чём  петь.

 Что  петь,  когда  поёшь: музыку,  слово или  ещё  что-то?  Что  главнее,  показать  всю  красоту  своего  голоса  или  заставить  зрителя  с  помощью  своего  голоса
понять  то  произведение, которое  поёшь,   передать  своё  восхищение,  или  ужас,  или  боль,  да  мало ли  что,  ЗРИТЕЛЮ?!  Пригласить  ЗРИТЕЛЯ  в  мир  своих  переживаний,  воображения,  впечатлений?  Сказать ему, ЗРИТЕЛЮ,  послушай,  ведь  этот  композитор и  вместе  с  ним  и  стихотворец,  пережили    трагедию или   драму  души,  разве  ты  не  испытал  того  же в  своей  жизни?   Прикоснись и ты почувствуешь,  что  ты  не один  на  этом  свете!




Именно  ЭТИМ  и  занимался  на  своём  концерте  Дмитрий  Хворостовский!  Он  не  демонстрировал  нам  свой  голос,  а  творил  ЖИЗНЬ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  ДУХА ( это  и  есть  основа  системы  Станиславского)  в каждом  романсе и песне!  Вот  почему  так  остро  переживались  зрителями  и  романсы, и  песни военных  лет, которые  были  спеты  девятого  мая!    Человеку  всегда  будет  интересен  человек  с  его  мыслями,  чувствами,  переживаниями,  страданиями  и  радостями!


 

Но  чтобы  мы, зрители,  поверили  в  истинность  этих  переживаний,  надо  сначала  научиться  их   нам  передавать. Хворостовский  это  делать  умеет!  Поэтому  зрители  кричали “браво”, и  плакали, и  просили  спеть ещё, и  не отпускали  со  сцены!..
(Какое  счастье,  что  кто-то на  телевидении  разрешил  показ  концертов  Дмитрия  Хворостовского  и  седьмого  и  девятого  мая!)



 Когда  я  смотрю  на  певцов  современных  и  вижу,  как  они  кривляются на сцене, мне  становится  больно!  Как  будто    и  не  было  сделано  величайшего  открытия  в  театральном  искусстве,  родоначальником  которого  явились  мы -  русские  в  лице  К.С. Станиславского! По  его  системе  учится  запад! И  только  те актёры становятся  их  гордостью,  звёздами,  кто  овладевает  этой  системой! ( Марлон  Брандо, к  примеру).


 Да,  есть  один  “пунктик”  в  этой  системе – актёр  должен  быть  Личностью! И  этот  “пунктик”  не  всем  по  зубам!  Надо  развивать  себя,  “выращивать” в  себе  Индивидуальность, не  похожую ни на кого. А  это  трудно! Очень  трудно!
 

Дмитрий  Хворостовский  безусловно - Личность!    Удачей  оказалось то,  что  в  начале  его  карьеры он не был  принят  в  Большой  театр!   Возможно, он  стал  бы таким,  как  все!
Хворостовский  не  только  певец, не  похожий  на  других,  но  и  удивительный человек!   Я не  видела  никогда,  чтобы  певец  такого  класса,  как  он,  запросто  раздавал  цветы,  подаренные  ему,  своим  коллегам- оркестрантам   и  тут же, не  уходя  со  сцены  после  концерта,  раздавал  автографы  людям,  расписываясь  прямо  на  билетах!  На  его лице  не  было  усталости,  а  только  детская,  искренняя  улыбка  и  радость  от  того,  что  люди остались  довольны.

И  я  была  горда,  когда  показывали  французскую  жену  Дмитрия,  которая  с  восторгом  слушала  своего  мужа, Россиянина!  Я  гордилась  своей  страной,  подарившей  Миру  такого  Певца  и  Актёра!

Так  что  же  такое  Искусство?  Я  ответила  на  этот  вопрос  давно!               

   
18 мая. 2004.