Обольщение телом мысли друга

Стрельников
Как известно, приятельские беседы мужчин обычно имеют два основных предмета: алкоголь и женщины. Красочно и со вкусом, с иллюстрациями в виде примеров из жизни обсуждаются качественные и количественные стороны этих двух явлений. Однако в тот вечер наш с другом разговор постепенно соскальзывал с основных тем и становился все более отвлеченным. Сергей докуривал очередную сигарету, на часах было уже около полуночи. Светил тусклый ночник,  и мы, казалось, уже дремали в его свете.  Я всегда замечал, что ближе к ночи беседы с друзьями приобретают характер несколько загадочный и завораживающий. Вероятно, наступление тишины и темноты как-то настраивает на оторванные мысли - хочется прикоснуться к чему-то за рамками суетливой дневной реальности.
- Самое интересное, что тела у нас нет. – сказал Сергей. - То есть, возможно, что-то и есть, но это не то, что мы называем своим телом. Значит, это не тело как мы его понимаем. А, возможно, тела у нас нет, вообще…
Сергей задумчиво и таинственно смолк, а я пытался понять смысл прозвучавшей идеи.
- Ты когда-нибудь пробовал представить, что тела у тебя нет? – спросил он,  слегка засмеявшись.
- Вряд ли – сказал я. - По крайней мере, таких случаев не припомню.
- Однако, весьма любопытное занятие. И, надо сказать, очень непростое - видимо, идея о наличии тела сильно укоренилась в нашем сознании. А вот ты представь, что какой-то человек достиг в этом занятии совершенства и стал уверен, что тела у него совсем нет, точно так, как мы сейчас уверены, что тело у нас есть.
Идея показалась мне забавной.
- А куда же, по мнению этого человека, он закладывает пищу, через что дышит и так далее?
- Вопрос вполне естественен, - проурчал Сергей, стряхивая мерцающий пепел.-Чтобы понять ответ, представь другую ситуацию, прямо противоположную. Допустим, что есть человек, решивший убедить себя, что у его тела есть дополнительный орган. Например, клешня для копания земли, растущая из живота. Более того, представим, что этот человек обладает также огромным даром убеждения, воздействия на других. Он проповедует свои взгляды на стадионах, по телевизору, по радио, у него есть поклонники во всех странах мира, его учение охватывает все больше людей. Он учит, что копание земли – это есть жизненно необходимая функция организма, а, соответственно, клешня есть один из основных органов, необходимых для человека. В итоге, обретя массу последователей, его учение распространяется по всему земному шару, так что 99 процентов людей уже абсолютно убеждено в наличии у них клешни для копания земли.
Проходят десятки веков, сменилось много цивилизаций, этого человека - источника идеи о клешне - уже давно забыли, но люди из поколения в поколение остаются убеждены в непреложной истине, что у них из живота растет клешня, жизненно необходимая для копания земли. Все ее видят, когда смотрят на себя в зеркало, строение этой клешни описано в многочисленных учебниках по анатомии. Также общеизвестны болезни этого органа, от которых люди постепенно умирают, разработаны уникальные методы лечения болезней клешни. Некоторые получают научные премии за глубокие описания функций клешни, ее роли в организме человека и в его жизнедеятельности.
- Смешно, получается, те всякие умные ученые изучают просто свою галлюцинацию! А вполне может быть какой-нибудь наследственно передающийся дефект психики, если он вдруг оказался как-то генетически подкреплен.
- Ну так вот, - продолжил Сергей, - а потом в один прекрасный момент появляется человек, который говорит: « А на самом деле, у нас из живота не растет клешня! Это все плод нашей фантазии – память предков, закрепившаяся в сознании. Просто наше сознание оказалось так устроено, что мы, якобы, имеем эту клешню». Окружающие ему скажут: «Безумец! А чем тогда, по-твоему, ты копаешь землю? Человек не может жить без клешни! И вообще, разве не очевидно, что мы видим клешню, растущую из нашего живота? Более того, мы чувствуем эту клешню, мы способны управлять ей – разве это не доказательство существования этого органа? Строение клешни человека детально описано с применением разнообразных аппаратов и методов, от ее болезней люди умирают, потому что уже не могут жить без копания земли. Разве не очевидно, что без клешни человек жить не может? Так что бросай всякие дурацкие идеи и занимайся полезным делом».
В итоге, этого человека даже могут объявить психически больным. Его будут долго лечить, пока он не выздоровеет и не станет пользоваться своей клешней для копания земли, как все нормальные люди в этом обществе.
-  Да уж, - сказал я, - печальная история. - Однако, я понял эту мысль. Действительно, если мы твердо убеждены, что у всех людей есть тело, то мы уверены и в наличии разных жизненно важных функций у тела. Это как бы мощный систематический бред. Хотя, с другой стороны, систематическим бредом можно назвать и то, что ты рассказываешь, - я улыбнулся.
- Не так уж принципиально важно, что считать бредом, - откликнулся Сергей. – Все относительно. Это может быть так, а может быть иначе, а может быть и так, как никто никогда не представлял. А ты попробуй, представь себе такое: давным-давно, на самой заре человечества один из первых людей решил, что у него есть тело. Может быть, это был Адам? Во всяком случае, поскольку больше людей почти не было, никто не мог сказать ему, что он неправ, что ему надо лечить психику и т. п. Что вызвало такой серьезный дефект сознания, трудно сказать. Возможно, это было какое-то космическое излучение. Из глубины веков до нас дошли лишь смутные представления. Возможно, под «грехопадением» Библия и подразумевает тот сдвиг в психике первых людей. Произошел он под действием «сатаны», т. е. какого-то вредоносного влияния. До этого влияния психика людей была здоровой и гармоничной, но под его воздействием они выпали из гармонии мироздания. С тех пор, по Библейской терминологии, люди находятся под властью первородного греха. Иначе говоря, изменение сознания, возникшее у первых людей, распространилось в последующем человечестве и стало неотъемлемой частью сознания всех людей.
Видимо, поначалу это была довольно простая мысль о существовании у человека какой-то сущности с двумя руками, ногами и пр., которая чего-то для себя хочет и требует. Причем, эта мысль стала довольно независимой от остального сознания, даже иногда его совсем вытесняла – мысли о теле становились доминирующими. Важной составляющей этой мысли было, что человек зависит от тела, а если что-то случается с телом, то человек страдает и умирает. В Эдемском саду у людей не было нынешней идеи о теле – согласно Библии, они не страдали и не умирали. По мере развития человечества, идея о теле стала «изучаться» - обогащаться все новыми деталями, возникали все новые и новые подробности о теле, дефект сознания прогрессировал и закреплялся в поколениях.
Однако, развитие дефекта было не столь одинаково у разных людей. Всегда были люди, которые ощущали себя иначе. Эти люди утверждали, что человеческое тело зависит от сознания. Так появились еще в глубокой древности мистические учения о человеке. И до нашего времени эти учения известны – например, известны йоги, способные по-особому сознательно управлять телом. Однако дефект сознания первых людей настолько в нас укоренился, что полностью контролировать этот свой дефект (тело) не может никто. Апостол Павел, осознавая дефект своего сознания, писал: “Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?”
На этом месте мне уже показалось, что в полумраке слушаю проповедь какого-то средневекового мистика-еретика, о чем сообщил Сергею.
Он немного задумался, отхлебнув кофе.
 -  Идея о нашем теле как части нашего сознания, на мой взгляд, не противоречит традиционным религиозным представлениям о том, что тело сотворил Бог. Ведь нигде не написано, как именно Бог сотворил тело – так что Он вполне мог его сотворить в сознании людей. Написано, что Бог (будучи чистым сознанием!) сотворил человека по своему «образу и подобию». Тело – это лишь название определенной части сознания. Сотворив сознание людей, Бог сотворил, естественно, и эту часть. «Телом» людей до грехопадения называлась определенная структура сознания без болезни и смерти. А после грехопадения, вследствие возникновения серьезного дефекта этой структуры, появилось ныне имеющееся тело, несущее в себе «грех» и смерть.
Целью большинства религиозных учений является приобщение к Богу, т. е., мировой гармонии, Логосу. Иначе говоря, речь идет о стремлении вернуться к утраченной гармонии сознания, преодолеть его дефект. В этом свете можно представить религиозное учение о воскресении из мертвых и последнем Суде. Суд есть оценка перспективы оздоровления дефектной части сознания – тела. А воскресение из мертвых – это вовсе не возникновение прежнего тела из остатков костей, а выздоровление сознания вместе с его частью - телом.
Его слова уже звучали как бы издали - было уже далеко за полночь, и мне сильно хотелось спать. Я лениво подумал, что, по крайней мере, в сновидениях идеи Сергея вполне очевидны – наше тело, как и все, что мы видим во сне, является порождением нашего сознания. Да и сон бывает похож на реальность, и реальность бывает похожа на сон.