Сплин

Ю.Золотарев
СПЛИН

Зверское, уничтожающее ощущение своей неадекватности, отсталости, и в конечном итоге – ненужности…

В такие моменты «достают» даже мелочи, наподобие неспособности найти у себя в квартире какую-то крайне нужную вещь. И в ответ выстраивается длиннющий ряд забот и неразрешимых дел… И всё это давит, давит… И начинаешь понимать, КАК люди доходят до самоубийства. Нет, я не о себе – я слишком ОБЯЗАН, а значит и ДОЛЖЕН в этой жизни многим людям, и прежде всего своим близким. Я – о тех, кто полностью «кинут» удачей, особенно в конце судьбы. Побороть же обстоятельства далеко не каждому хватает мужества. Кто-то (как я) срывается в истерику (хорошо, если не прилюдную, потому что это вдвойне стыдно). Кто-то «уходит в бомжи». А кто-то предпочитает могилу… Кто же из них, таких вот «отвергнутых», счастливее? Наверное, третьи. Потому что им уже  НИЧЕГО  не нужно, у них нет проблем, нет болезней, и они, наконец-то, отдыхают по полной программе…

Чем же лечить чертов сплин, когда тебе не способны помочь даже близкие люди? Быть может – грубой, тупой физической работой? Или мордобоем? Да, но кого, в таком случае, «мордОбить»? «Кандидатов» вокруг, конечно, предостаточно. Одни только монополисты, всегда готовые содрать с тебя последнюю шкуру, многого стоят! Но ведь и они тоже могут оказаться с такими же проблемами, как и ты сам! И тогда…

Н-да… Мерзостная штука этот сплин. Въедлив, как соляная кислота. Идеальным вариантом атаки против него, этого «царя тьмы», мог бы стать смех. Представьте себе: вас достают все и всё подряд - а вас от этого разбирает смех! И чем больше «достают», тем вам смешнее. Как от щекотки. Апофеоз такого алгоритма жизни – это когда костлявая уже занесла над вами свою косу, а вам смешно до колик! Так, с улыбкой до затылка, и уходите в вечность. Вот оставшиеся удивились бы: вроде умирал, в таких случаях обычно ж-жуткий траур и в душе отходящего, и в глазах окружающих его. А этот… странный какой-то: помирает – и смеется!

Да-а… Помирать с улыбкой в душе ( «на устах»-то проще…) – такое, пожалуй, по плечу только йогам. Хотя, с другой стороны: а  ЧЕМ  жизнь наша всего ценнее? Да юмором же! Тем, что можно в ней от души посмеяться, повеселиться,  ПО-БАЛ-ДЕТЬ! В  ТАКОМ случае сплин – непозволительная роскошь. А то и еще проще: мусор душевный.

Давайте же попробуем, мужики (и де-ушки наши славные), попробуем пройтись по жизни, от рождения нашего до смерти, хохоча и улюлюкая! А что? Глядишь, «сплины» будут отскакивать от нас, как стальные, каленые шарики от не менее стальной плиты.

А вот иная сторона, антипод сплина. Скажите, читатель, неужели вам никогда не доводилось думать о себе (любимом) как об уникальном существе (которому любые «иные», так сказать, не чета)? А? Честно? Ведь этот червь, похоже, гнездится в любом человеке от рождения. Зовется он «эгоизм», несет в себе определенные положительные функции, но нередко принимает крайнюю форму. Отсюда – все «звездные болезни» мира, отсюда снобизм по отношению к окружающим, и не отсюда ли берут начало все симптомы «классической» шизофрении, когда в «палатах №6» появляются «наполеоны», «контактёры», а то и сами «космические пришельцы»?

Но ведь, по большому счету, чтО в  этой жизни может быть глупее идеи о собственной исключительности? Ведь она же, идея эта, сама по себе где-то на грани шизофрении. Я сам в свое время пережил нечто подобное, но, слава Богу, не заболел – не дали друзья, сослуживцы, знакомые. С другой стороны, вечно считать себя «серой мышкой», прибедняться – тоже, конечно, ничего хорошего. «Я сам в свое время пережил…» и т.д. А шарахаться от одной крайности до другой, от эйфории до сплина – это что, удел всякого таланта? Неужели же всё значительное в искусстве и литературе создано «на перетянутом нерве», когда автор пребывает в одном из крайних состояний?

Чертов сплин, чертова хандра! Единственная польза от нее – то, что она заставляет  относиться к себе беспощаднее. После чего дает шанс на дальнейшее. До очередной «ямы». А затем всё повторяется… Но что делать? Выбирать не приходится.

Значит – будем жить.
5-9.05.2004
Таллин